Судья: Сметанина О.Н. гр. дело № 33-1072/2015
Апелляционное определение
03 февраля 2015 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.
Судей: Емелина А.В., Хаировой А.Х.
При секретаре- Багровой А.А.
С участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 24 ноября 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти разместить ООТ «ГЦЗЧ» с четной стороны улицы Северная г.Тольятти не менее чем на 5 (пять) метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями пунктов 5.3.2.5 и 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» и пунктов 3.9 и 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» и построить тротуары от посадочной площадки ООТ «ГЦЗЧ» с четной и нечетной стороны ул.северная к пешеходному переходу по направлению основного потока пешеходов, в соответствии с требованиями п.5.3.3.1. ГСТ Р 52766»Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и п.3.8.1. ОСТ218.1.002-2003»Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти».
Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти» установить ограничивающие пешеходные ограждения в районе ООТ»ГЦЗЧ ВАЗА» ул.Северная г.Тольятти протяженностью 85 погонных метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004» Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, разработанной МКУ Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти», являющейся неотъемлемой частью судебного решения.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., выслушав объяснения представителя мэрии г.о.Тольятти по доверенности Стрельникову Е.Б. и представителя МКУ «Центр организации Дорожного движения г.о.Тольятти» по доверенности Ключникову Н.И., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Устиновой Т.А, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти об обязании установить ограничивающие пешеходные ограждения.
В обоснование исковых требований (с учетом уточнений) истец указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения от 05.12.2014 года было проведено обследование участка дороги в районе ООТ «ГЦЗЧВАЗА» по ул.Северная г.Тольятти. В ходе обследования были выявлены следующие недостатки: в нарушение требований п.5.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход совмещен с остановочной и посадочной площадкой ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной и нечетной стороны ул.Северная. Дорожные знаки 5.19.1 (2),6.16 установлены с нарушением требований ГОСТ, разрушен край посадочной площадки ООО «ГЦЗЧ ВАЗа»с четной стороны ул.Северная.
Не исполнение Мэрией г.о. Тольятти возложенных на нее функций и требований законодательства в области безопасности дорожного движения нарушает права граждан, жителей города на безопасные условия передвижения по дорогам городского округа, создает угрозу безопасности их жизни и здоровью.
Ссылаясь на изложенное, истец просил суд обязать Мэрию г.о. Тольятти разместить ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной стороны улицы Северная г.Тольятти не менее чем на 5 (пять) метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями пунктов 5.3.2.5 и 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» и пунктов 3.9 и 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования.» и построить тротуары от посадочной площадки ООТ «ГЦЗЧ ВАЗ» с четной и нечетной стороны ул.Северная к пешеходному переходу по направлению основного потока пешеходов, в соответствии с требованиями П.5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. »и п.3.8.1. ОСТ 218.1.002-2003»Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» и схемой, разработанной МКУ «ЦОДД ГОТ»; обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти» установить ограничивающие пешеходные ограждения в районе ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» ул.Северная г.Тольятти протяженностью 85 погонных метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти», являющейся неотъемлемой частью судебного решения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г.о.Тольятти поддержала доводы апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст.ст. 3, 17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на рассмотрение не менее 30 метров между ближайшими стенками павильонов. При наличии надземных или подземных пешеходных переходов их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.
Пунктом 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 метров и 5 метров соответственно.
В соответствии с п. 3.9 ОСТ 218.1002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования.» пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения.
Пунктом 4.2.4 ОСТ 218.1002-2003 установлено, что автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 метров между ближайшими стенками павильонов. При наличии пешеходных переходов в разных уровнях их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.
П.5.3.1. ГОСТ Р 52766-2007»Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. Установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
Согласно п.3.8.1. ОСТ 218.1.002-2003»Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных мест до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии- на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.
Судом установлено, что 11.05.2012 года в ходе проведения сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти внеплановой выездной проверки было выявлено, что от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием по ул.Северная в районе ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» на протяжении 50 метров в каждую сторону отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения.
28.05.2012 года сотрудником отдела ГИБДД У МВД России г.Тольятти вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении мэрии г.о.Тольятти к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Из представленного акта обследования мест размещения пешеходных переходов от 05.11.2014 года следует, что в нарушение п.5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход совмещен с посадочными площадками ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной и нечетной стороны ул.Северная. Дорожные знаки 5.19.1 (2),6.16 установлены с нарушением требований ГОСТ, разрушен край посадочной площадки ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной стороны ул.Северная.
С учетом того, что обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, в силу закона возлагается на Мэрию городского округа Тольятти, как на орган местного самоуправления городского округа, которая не исполняется ответчиком надлежащим образом, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора г. Тольятти и обязал Мэрию г.о. Тольятти разместить ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной стороны улицы Северная г.Тольятти не менее чем на 5 (пять) метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями пунктов 5.3.2.5 и 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» и пунктов 3.9 и 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» и построить тротуары от посадочной площадки ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной и нечетной стороны ул.Северная к пешеходному переходу по направлению основного потока пешеходов, в соответствии с требованиями п.5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007»Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования « и п.3.8.1.ОСТ 218.1.002-2003»Автобусные установки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти».
Кроме того суд обязал МКУ «Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти» установить ограничивающие пешеходные ограждения в районе ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» ул.Северная г.Тольятти протяженностью 85 погонных метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004»Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, являющейся неотъемлемой частью судебного решения.
Доводы мэрии г.о. Тольятти в апелляционной жалобе о том, что ранее контрольные и надзорные органы не указывали на необходимость перенести посадочные площадки, а просили их установить, не могут быть приняты во внимание, поскольку дело рассмотрено судом в пределах заявленных истцом исковых требований. Кроме того, установлено нарушение ГОСТ при установке посадочных площадок ООТ «Рынок».
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства на размещение ООТ «ГЦЗЧ ВАЗа» с четной стороны ул.Северная не менее 5 метров от пешеходного перехода и строительство тротуаров от посадочной площадки в бюджете г.о. Тольятти не предусмотрены, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Решение суда законное и обоснованное, поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 24 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: