Дело № 2а-648/2021
УИД 75RS0025-01-2021-000463-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года г.Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего Галановой Д.И.,
при секретаре Базаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю к Благушиной С. К. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю обратилась в суд с заявлением ссылаясь на то, что ответчиком ненадлежащим образом исполняется обязанность по уплате транспортного налога и страховых взносов. Просит взыскать с Благушиной С.К. задолженность по пени по транспортному налогу в размере 160,02 руб., задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в сумме 1200,20 руб., за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
Представитель административного истца по доверенности Сухова Я.А., надлежаще извещенная, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя инспекции, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик надлежащим образом извещался, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении дела, возражений по существу иска не поступало.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
До 01.01.2017 правоотношения в системе обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Согласно материалам дела, административный ответчик Кабанова К.К., ранее являлась индивидуальным предпринимателем и имеет задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 9 418,60 рублей, обязательное медицинское страхование в размере 1 996,19 рублей, образовавшуюся до 01.01.2017, а также задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 181 рубль, пени в размере 19,63 рублей,
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, анализ приведенных положений ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ и ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ свидетельствует о том, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка, пени, штрафы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы.
Имеющаяся в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ отсылка к положениям ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период и не касается оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Таким образом, согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
На основании изложенного требовании административного истца в части взыскания пени по страховым взносам не подлежат удовлетворению, поскольку исходя из представленных материалов указанная задолженность образовалась за расчетные периоды до 01.01.2017.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что административный ответчик Благушина С.К. в спорный период времени являлась собственником транспортных средств, факт принадлежности которого на праве собственности ответчику в спорный период времени не оспаривался, соответственно является плательщиком транспортного налога.
Из материалов дела следует, что Благушина С.К. не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год и сборы в установленные законом сроки, в связи с чем ей начислены пени.
В силу п. 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с неисполнением обязательств по уплате указанных налогов и страховых взносов Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю Благушиной С.К. были направлены требования с указанием срока уплаты налога и сборов: требованием №8743 от 18.07.2018 установлен срок для оплаты налога, сумма которого по требованию составила 63,22 рубля, до 07.08.2018, требованием №12897 от 11.10.2018 установлен срок для оплаты налога, сумма которого по требованию составила 798,27 рублей, до 31.10.2018, требованием №879 от 28.01.2019 установлен срок для оплаты налога, сумма которого по требованию составила 1062,22 рубля, до 26.02.2019, требованием №4574 от 31.01.2019 установлен срок для оплаты налога, сумма которого по требованию составила 1116,37 рублей, до 13.03.2019, требованием №38680 от 05.07.2019 установлен срок для оплаты налога, сумма которого по требованию составила 6274,78 рубля, до 01.11.2019, включающему сумму пени по транспортному налогу в размере 321,6 рубль.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Материалами дела подтверждается и стороной ответчика не оспорено, что обязанность по уплате задолженности и пеней ответчиком своевременно не исполнена.
В силу положений ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения установленного трехлетнего срока.
Кроме того, взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке гл. 32 КАС РФ в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, при этом необходимо учитывать соблюдение взыскателем срока на обращение в суд, который в соответствии со ст. 48 НК Российской Федерации составляет 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке (п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства»).
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней. В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговый орган Благушиной С.К. на сумму недоимки по транспортному налогу начислил пени.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате пени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Благушиной С.К. пени по транспортному налогу.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь в том числе на требовании №38680, налоговый орган братился с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ от 17.03.2020 в отношении ответчика был отменен определением мирового судьи судебного участка № 32 Читинского судебного района Забайкальского края от 25.12.2020, в связи с чем сроки обращения в суд истцом не пропущены.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что представленный административным истцом расчет ответчиком не оспорен, доказательства погашения образовавшейся задолженности не представлены, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст. 174-175, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю к Благушиной С. К. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, по страховым взносам, удовлетворить частично.
Взыскать с Благушиной С. К. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Забайкальскому краю задолженность по пени по транспортному налогу в размере 160,02 рублей.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Благушиной С. К. в местный бюджет государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Галанова Д.И.