Решение по делу № 2-2914/2024 от 10.06.2024

УИД 26RS0002-01-2024-005307-40

Дело № 2-2914/2024

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

    25 июля 2024 года                                                                        г. Ставрополь

    Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

    председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гогжаевой К.С.,

    с участием: прокурора Пономаренко К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя, предъявленного в интересах учащихся, к МДОУ д/с № 1 «Улыбка» г. Ставрополя о понуждении к исполнению требований законодательства,

установил:

    прокурор города Ставрополя, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ д/с № 1 «Улыбка» о понуждении к исполнению требований законодательства, признании незаконным бездействия и возложении на МБОУ д/с № 1 «Улыбка» г. Ставрополя обязанности в течение 12 месяцев установить ударпоглощяющее покрытие на детских игровых площадках, устранить дефекты дорожек на территории учреждения.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой города проведена проверка доводов обращения Марковой Л.В. о нарушении законодательства об образовании.

Истец указывает, что в соответствии п.п. 2, 15 ч. 3, ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально – техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствие с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепление здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона 3 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствие с п. 2.2.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.

Спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся.

Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.

Согласно п.п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7, 4.3.18 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 23.11.2012 N 1148-ст, металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов "стойкие" и "среднестойкие" по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.

Согласно п. 4.3.22.2 Стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия.

Кроме того, согласно п. 2.2.4 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

По результатам обследования территории и помещений МБОУ Детский сад № 1 «Улыбка» г. Ставрополя прокурором установлено, что в нарушение вышеназванных требовании законодательства п.4.3.22.2 Стандарта, п. 2.2.4 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, на детских игровых площадках учреждения отсутствует ударопоглощяющее покрытие, дорожки на территории имеют дефекты.

19.10.2023 прокуратурой района вынесено представление заведующему МБОУ Детский сад № 1 «Улыбка» г. Ставрополя об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в полном объеме.

    В судебном заседании прокурор Пономаренко К.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБДОУ Детский сад № 1 «Улыбка» г. Ставрополя, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - комитета образования администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).

Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка доводов обращения Марковой Л.В. о нарушении законодательства об образовании.

По результатам обследования территории и помещений МБОУ Детский сад № 1 «Улыбка» г. Ставрополя установлено, что в нарушение вышеназванных требовании законодательства п.4.3.22.2 Стандарта, п. 2.2.4 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, на детских игровых площадках учреждения отсутствует ударопоглощяющее покрытие, дорожки на территории имеют дефекты.

<дата обезличена> прокуратурой района вынесено представление заведующему МБОУ Детский сад № 1 «Улыбка» г. Ставрополя об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в полном объеме.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из п. 2 ч. 3 указанной статьи, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Закона 3 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствие с п. 2.2.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.

Спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся.

Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.

Согласно п.п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7, 4.3.18 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 23.11.2012 N 1148-ст, металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов "стойкие" и "среднестойкие" по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.

Согласно п. 4.3.22.2 Стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия.

Кроме того, согласно п. 2.2.4 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

    С учетом указанных положений закона требование прокурора о возложении обязанности на МБОУ д/с № 1 «Улыбка» г. Ставрополя (ОГРН установить ударопоглощяющее покрытие на детских игровых площадках, устранить дефекты дорожек на территории учреждения суд признает законным и обоснованным.

Разрешая требование прокурора о возложения обязанности исполнить решение в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и признании бездействия незаконным, суд приходит к следующему.

Согласно абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности,орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.

В силу абз. 38 данной статьи получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом.

На основании ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абз. 1 п. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса РФ порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средствне допускается (абз. 3 п. 1).

Согласно п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

В ст. 158 Бюджетного кодекса РФ указано, что обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае понуждение МБДОУ Детский сад № 1 «Улыбка» к исполнению решения суда в определенный срок ограничивает права главного распорядителя бюджетных средств на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе, вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, требования истца о возложения обязанности исполнить решение в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не подлежат удовлетворению.

Также суд считает необоснованным и требование о признании незаконным бездействия МБДОУ Детский сад № 1 «Улыбка» по оборудованию покрытия и устранению дефектов дорожек, поскольку удовлетворение требования прокурора не связано с необходимостью признания каких – либо действий незаконными, ответчик является бюджетной организацией, учреждено комитетом образования города Ставрополя, исполнение требований законодательства в рассматриваемом случае связано решением главного распорядителя о выделении финансовых средств.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

    исковое требование прокурора удовлетворить частично.

    Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Улыбка» города Ставрополя (ОГРН 1022601993336, ИНН 2634015515) установить ударопоглощяющее покрытие на детских игровых площадках, устранить дефекты дорожек на территории учреждения.

    Прокурору Ленинского района города Ставрополя отказать в части искового требования о возложения обязанности исполнить решение в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и признании бездействия незаконным.

    Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                          Т.Н. Никитенко

    Мотивированное решение изготовлено 01.08.2024.

Судья                                       Т.Н. Никитенко

2-2914/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Ставрополя
Ответчики
МБДОУ Детский сад №1 "Улыбка" г. Ставрополя
Другие
Комитет образования администрации г. Ставрополя
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Дело на странице суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
10.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Дело оформлено
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее