дело № 2-539/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2017 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре Гавриковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Горводоканал», администрации МО «Город Гусиноозерск» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (далее - Управление Роспотребнадзора по РБ) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Горводоканал», администрации МО «Город Гусиноозерск» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель истца Мальцев А.А. исковые требования поддержал с учетом их уточнения, суду пояснил, что Управлением Роспотребнадзора в Селенгинском районе проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Горводканал». В ходе проверки выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения которого был продлен до 01 апреля 2017 года. Просил обязать ответчика до 01 марта 2018 года: обеспечить утверждение проекта зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения (оз. Гусиное) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Гусиноозерска, установление границ и режима зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (оз. Гусиное) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Гусиноозерска; разработать проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений г. Гусиноозерск, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны и обеспечить установление размеров санитарно-защитной зоны; обеспечить дезинвацию сточных вод и их осадков. Обеспечить разработку нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, предоставить на утверждение в Федеральное агентство водных ресурсов или его территорией орган до 01 августа 2018 года. Обязать Администрацию МО «Город Гусиноозерск» осуществить финансирование мероприятий отношении в ООО «Горводканал» по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель ответчика ООО «Горводканал» по довренности Хрулева С.Л. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель Хрулева С.Л. пояснила, что работа по устранению выявленных недостатков ведется, с требованиями истца она согласна, однако сроки, для их выполнения просила увеличить, представила письменный отзыв.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Гусиноозерск» Степанова Н.А. с иском не согласилсь, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку у Администрации МО «Город Гусиноозерск» объективно не имеется средств для финансирования мероприятий ООО «Горводканал» по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
02.12.2014 г. между администрацией МО ГП «Гусиноозерск» (концедент) и ООО «Горводоканал» (концессионер) заключено концессионное соглашение, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет произвести реконструкцию недвижимого имущества, указанного в разделе II, право собственности на которое будет принадлежит концеденту и осуществлять производство, передачу, распределение холодной (питьевой) воды; производство, передачу, распределение холодной (питьевой) воды; прием, транспортировку, очистку сточных вод; а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (п.1).
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, водоотведения, очистки сточных вод, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п. 1 соглашения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Горводканал» установлен факт неисполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, срок исполнения которого истек 01 апреля 2017 года.
Из акта проверки Роспотребнадзора от 12.05.2017 г. следует, что нарушения, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок ООО «Горводоканал» не исполнены.
Согласно положениям ст. ст. 42, 58 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.02.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 3 Федерального закона от 10.02.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 приведенного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Абзацем 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
Судом принимается во внимание, что ООО «Горводоканал» проделана следующая работа по исполнению предписания:
- по заявке проектная организация ООО «<данные изъяты>» разработал проект зоны санитарной охраны источника,
-подано заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для забора холодной воды на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды города в территориальное управление Роспотребнадзора в РБ в Селенгинском районе и подано заявление на получение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ «<данные изъяты>,
-подано заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения в территориальное управление Роспотребнадзора в РБ в Селенгинском районе,
-заказан проект санитарной защитной зоны станции биологической очистки в проектную организацию ООО «<данные изъяты>», заключен договор на выполнение данной услуги,
-получено решение о предоставлении водного объекта в пользование
-проводится работа по заключению договора приобретения препарата Бинсинг в ООО «<данные изъяты> №» п. Гусиное Озеро.
Согласно Уставу МО ГП «Гусиноозерск», ФЗ от 06.10.2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
На основании ст. 201 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике данного имущества.
В силу п. 1 ч.1, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 г. №416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении. Доказательств того, в указанные истцом сроки требования исполнены быть не могут, суду не представлено. И
Согласно п. 2 ст.333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая трудное финансовое положение ответчиков, получение финансирования за счет средств муниципального бюджета, суд полагает возможным освободить их от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в силу ст. 333.18 НК РФ орган местного самоуправления освобождается от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПКРФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (Управление Роспотребнадзора по РБ) удовлетворить.
Обязать ООО «Горводоканал» выполнить требования санитарного законодательства, а именно:
1. Обеспечить утверждение проекта зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения (оз. Гусиное) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Гусиноозерска, установление границ и режима зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 01 марта 2018 года.
2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения, использования водного объекта (оз. Гусиное) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Гусиноозерска в срок до 01 марта 2018 года.
3. Разработать проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений г. Гусиноозерск, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны и обеспечить установление размеров санитарно-защитной зоны в срок до 01 марта 2018 года
4. Обеспечить разработку нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, предоставить на утверждение в Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальный орган в срок до 01 августа 2018 года
5. Обеспечить дезинвацию сточных вод и их осадков в срок до 01 марта 2018 года.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Гусиноозерск», осуществить финансирование мероприятий Общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Освободить Администрацию МО «Город Гусиноозерск», ООО «Горводоканал» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме принято 26.09.2017 г.
Судья Б.В. Сагаева