Дело №2-190/22
УИД : 23RS0004-01-2021-003918- 54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.-к. Анапа 10 января 2022г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.,
при секретаре Мазник Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора к Тополян В.А., Погосов Т.А. о признании недействительной регистрации иностранного гражданина,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор (...), действующий в интересах Российской Федерации, обратился с исковым заявлением к Тополян В.А., Погосов Т.А. о признании недействительной регистрации иностранного гражданина в жилом помещении по адресу: (...), снятии с регистрационного учета. В обосновании заявленных исковых требований указано, что Анапской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения требований миграционного законодательства установлен факт фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания. В ходе проверки установлено, что 00.00.0000 ОД ОМВД России по (...) в отношении Тополян В.А., 00.00.0000 г.р., уроженки (...), возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации). Так, в нарушение Федерального закона от 00.00.0000 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 000 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Тополян В.А. зарегистрировала сроком до 00.00.0000 в (...) в (...) гражданина Армении Погосов Т.А., 00.00.0000 года рождения, который не имел намерения и фактически не проживал в указанном доме. Согласно полученным сведениям из ОВМ ОМВД России по (...) Погосов Т.А., 00.00.0000 года рождения до настоящего времени значится зарегистрированным в указанном выше жилом помещении по адресу: (...), однако фактически там не проживает. Таким образом, Тополян В.А. обеспечила незаконное пребывание на территории Российской Федерации иностранного гражданина, что повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку отсутствие у уполномоченных органов сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания ведет к распространению незаконной миграции на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного истец просит суд признать недействительной регистрацию Погосов Т.А., 00.00.0000 года рождения по адресу: (...). После вступления решения суда в законную силу направить его в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по (...) для снятия с регистрационного учета по месту временного пребывания указанного иностранного гражданина.
Анапский межрайонный прокурор (...), в судебное заседание не явился, от помощника прокурора Тимаева А.Ф. поступило ходатайство о проведении заседания в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Тополян В.А., в надлежащем порядке извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства по последнему известному адресу регистрации, в суд не явилась, причину неявки не сообщила, ходатайств об отложении либо проведении заседания в ее отсутствие не представила.
Ответчик Погосов Т.А., в надлежащем порядке извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении либо проведении заседания в его отсутствие не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Отдела по вопросам миграции населения ОМВД России по (...), извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении либо проведении заседания в его отсутствие не представил.
В силу ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Судебные вызовы и извещения производятся в порядке, установленном ст.ст. 113 - 118 ГПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1 ст. 113 ГПК РФ).
Указанные нормы процессуального права судом соблюдены.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики в судебное заседание суда первой инстанции не явились, при этом о времени и месте его проведения извещены заблаговременно в соответствии с положениями ст. 113, 114 ГПК РФ, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетом об отслеживании почтового отправления, кроме того информация по делу размещена на официальном интернет - сайте Анапского районного суда (...).
Ходатайств об отложении судебного разбирательства, либо о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие не поступало, причины и уважительность своей неявки ответчики не сообщили.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные Анапским межрайонным прокурором требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, а также жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
Аналогичные правила установлены ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договоров найма, безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Анапской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения требований миграционного законодательства установлен факт фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания, а именно 00.00.0000 ОД ОМВД России по (...) в отношении Тополян В.А., 00.00.0000 г.р., уроженки (...) края, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации).
Так, в нарушение Федерального закона от 00.00.0000 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 000 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Тополян В.А. зарегистрировала сроком до 00.00.0000 в (...) в (...) гражданина Армении Погосов Т.А., 00.00.0000 г.р., который не имел намерения и фактически не проживал в указанном доме.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха).
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признан гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В силу ст.ст. 11,12 Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет в том числе полномочия по регистрации иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставлению отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; по внесению в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статей 21 Федерального закона № 109-ФЗ установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» утверждены и введены в действие Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
В соответствии с п.п. 21, 22 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии.
Согласно п. 37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п. 40 Правил при получении документов, предусмотренных п. 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение трех рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.?
Согласно материалов дела Погосов Т.А., 00.00.0000 года рождения, до 06.04.2022г. значится зарегистрированным в указанном выше жилом помещении по адресу: (...), однако фактически там не проживает.
Таким образом, Тополян В.А. обеспечила незаконное пребывание на территории Российской Федерации иностранного гражданина, что повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку отсутствие у уполномоченных органов сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания ведет к распространению незаконной миграции на территории Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона №109-ФЗ миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Учитывая изложенные обстоятельства, анализируя каждое из представленных доказательств с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит установленным, что в нарушение Федерального закона от 00.00.0000 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 000 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Тополян В.А. зарегистрировала сроком до 00.00.0000 в (...) в (...) гражданина Погосов Т.А., 00.00.0000 г.р., который не имел намерения и фактически не проживал в указанном доме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчиков судебные расходы в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., 00.00.0000 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (...).
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ (...) ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., 02.06.2016░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (...)
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (...)░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (...).
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░.░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 00.00.0000