дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 декабря 2016 года <адрес> РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Н. Компанийцевой, при секретаре Р.А. Равиловой, с участием истца Ибряевой Н.И., представителя Ибряевой Н.И. - Поповченко Н.В., представителя Алексеевой Н.И. – Алексеева И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибряевой Н.И. к Алексеевой Н.И. о сносе самовольной постройки и по встречному иску Алексеевой Н.И. к Ибряевой Н.И. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Ибряева Н.И. обратилась в суд с иском к Алексеевой Н.И. о сносе самовольной постройки, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:51:012802:124, расположенного по адресу: РТ, <адрес>. Собственником смежного земельного участка по адресу: РТ, <адрес>, является Алексеева Н.И.
Летом 2016 года Алексеева Н.И. начала строить сарай непосредственно на меже земельных участков, не отступив 1 метр.
ДД.ММ.ГГГГ при выносе в натуре границ земельного участка кадастровым инженером ООО «Азимут» установлено, что сарай расположен непосредственно на меже между земельными участками Ибряевой Н.И. и Алексеевой Н.И., что в свою очередь привело к нарушению прав Ибряевой Н.И.
На требования истца убрать сарай, ответчик ответил отказом. Истец полагает, что Алексеева Н.И, произвела постройку спорной постройки в нарушение установленных норм, без согласия Ибряевой Н.И. и без получения установленных законом разрешений.
Истец Ибряева Н.И. просит суд обязать Алексееву Н.И. снести самовольно возведенную постройку – сарай, расположенный на границе земельных участков, расположенных по адресу: РТ, <адрес>.
Алексеева Н.И., не согласившись с исковыми требованиями Ибряевой Н.И., обратилась в суд с встречным исковым заявлением в котором, уточнив требования, просила суд обязать Ибряеву Н.И. снести две самовольно возведенные постройки, расположенные на меже земельных участков по адресу: РТ, <адрес>, взыскать судебные расходы в размере 20300,00 руб.
В судебном заседании Ибряева Н.И., представитель Ибряевой Н.И. - Поповченко Н.В. требования иска поддержали, требования иска Алексеевой Н.И. не признали. Дополнительно пояснив, что постройка Алексеевой Н.И. расположены без отступа на 1 метр от межи, постройка закрывает часть земельного участка Ибряевой Н.И. от солнца, в связи с этим на этом участке не растут кусты и другие насаждения.
Представители Алексеевой Н.И. - Алексеев И.П. и Кудашова С.А., требования иска Ибряевой Н.И. не признали, указав, что Алексеева Н.И. начала строить спорный сарай на том же самом месте, где стоял старый сарай и до начала строительства спора между собственниками смежных земельных участков по поводу сарая не возникало. Встречные требования поддержали, дополнительно пояснив, что до подписания ДД.ММ.ГГГГ Ибряевой Н.И. Акта согласования и уточнения смежных границ, спорные постройки Ибряевой Н.И. находились на земельном участке Алексеевой Н.И. После уточнения границ, спорные постройки Ибряевой Н.И. расположены непосредственно на меже смежных земельных участков, что нарушает их права, так как постройки являются ветхими и создают угрозу их жизни, а также построены без отступа на 1 м. от межи.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК Российской Федерации) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) защите в порядке гражданского судопроизводства подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 288 ГК Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со ст. 263 ГК Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (абз. 2 п.2).
В силу ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. При этом, в силу закона негаторный иск является средством защиты против незаконных действий собственника соседнего земельного участка, жилого помещения.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан», утвержденными Решением Лениногорского городского Совета муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено предельное количество этажей вспомогательных строений-1 этаж; минимальные расстояния от улиц и строений на соседних участках - от границ участка до хозяйственных построек, гаража -1м. (статья 36 Глава 11).
Судом установлено, что Ибряевой Н.И. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:51:012802:124, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 16:51:012802:122, расположенного по адресу: РТ, <адрес> является Алексеева Н.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Границы смежных земельных участков уточнены, что подтверждается актами согласования местоположения границ земельного участка от 2010 года и от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное признается сторонами и не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером по заказу Ибряевой Н.И. проведена работа по выносу в натуру угловых поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 16:51:012802:124. В ходе выполняемых работ выявлено, что при уточнении границ смежных земельных участков имеется общее смещение в северо-западном направлении на 0,5-1,0 метров. В результате смещения границы со стороны участка с кадастровым номером 16:51:012802:122 земельный участок с кадастровым номером 16:51:012802:124 уменьшился на 6-7 кв.м.
Кроме того, в акте выноса в натуру границ земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному кадастровым инженером ООО «Азимут» Галимуллиным Н.Х. по заявлению Ибряевой Н.И., указано, что в ходе выполняемых работ выявлено, что при уточнении границ земельных участков имеется общее смещение в северо-западном направлении на 0,5-1,0 метров… Для более полного и точного анализа данной ситуации кадастровый инженер посчитал необходимым провести экспертизу землеустроительной документации измеряемого участка и всех смежных с ним земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Ибряева Н.И. в адрес Алексеевой Н.И. направила претензию с требованием снести самовольную постройку, расположенную на меже земельных участков по <адрес>. Алексеева Н.И., в ответ на претензию Ибряевой Н.И., указала, что признает нарушения и обязуется продолжить строительство в соответствии с требованиями норм.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Н.И. обратилась в адрес Ибряевой Н.И, с претензией, в которой требует снести хозяйственные постройки, расположенные на меже смежных земельных участков по <адрес> улицо Колхозная, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ибряевой Н.И. муниципальным бюджетным учреждением «АрхГрадСтройКонтроль» проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: РТ, <адрес>. Проверкой установлено, что не выдержан отступ 1 метр от строящейся хозяйственной постройки по <адрес> до границы земельного участка по <адрес>.
По утверждению Ибряевой Н.И., спорная постройка (недостроенный сарай) по <адрес>, создает ей препятствия в пользовании участком по <адрес>, так как из-за отбрасываемой тени на земельном участке не растут насаждения и плодовые кусты.
При этом сторонами не оспаривалось, что спорный сарай Алексеева Н.И. начала строить на месте, где ранее стоял старый сарай, построенный более 50 лет назад и спора по нему ранее между сторонами не возникало. Также сторонами не оспаривалось, что спорные постройки Ибряевой Н.И. построены более 50 лет назад и ранее спора по ним не возникало.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии со ст. ст. 3, 4 ГПК Российской Федерации, ст. 11 ГК Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное право. При этом способ восстановления нарушенного права должен соответствовать объему такого нарушения.
По смыслу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации при решении вопроса о сносе постройки, признаваемой самовольной, юридическое значение имеет существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил, которое создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, данным в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в ряде случаях и неопределенного круга лиц.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны и их представителей, приходит к выводу, что спорные строения (Ибряевой Н.И. и Алексеевой Н.И.) не препятствуют сторонам в реализации их права пользования принадлежащими им земельными участками, строительство спорных строений осуществлено в границах принадлежащих сторонам земельных участков, с целевым назначением - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем, применительно к ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство спорных объектов не требуется. В связи с чем доводы Ибряевой Н.И. в этой части суд считает не состоятельными.
Ибряевой Н.И. и Алексеевой Н.И. не предоставлено доказательств реальной угрозы жизни и здоровью истца и ответчика и их близких, имуществу и иным охраняемым законом интересам. Сам по себе факт не отступления Алексеевой Н.И. при строительстве сарая на 1 метр от межи и нахождение построек Ибряевой Н.И. на меже, при отсутствии иных нарушений, не является основанием для удовлетворения иска о сносе.
Кроме того, стороной Алексеевой Н.И. не доказан факт, что строения Ибряевой Н.И. являются ветхими и создают угрозу ее жизни и здоровью, а также ее имуществу. Сам факт постройки данных строений более 50 лет назад не свидетельствует об их ветхости. Поименованная Алексеевой Н.И. угроза должна быть реальной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и на фактических обстоятельствах расположения спорных строений и построек Ибряевой Н.И. в их взаимосвязи, чего в материалы дела Алексеевой Н.И. в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.
Ибряевой Н.И. также не доказан факт, что строение Алексеевой Н.И. ухудшает состояние ее земельного участка, так как спорное строение строится на месте старого сарая, что не отрицалось сторонами, а по поводу старого строения Алексеевой Н.И. спор не возникал. Следовательно, порядок пользования данной частью земельного участка сторонами определен задолго до возникновения настоящего спора и ранее сторонами не оспаривался. Доказательств иного стороной Ибряевой Н.И. суду не представлено.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований как Ибряевой Н.И., так и Алексеевой Н.И., суд учитывает несоразмерность имеющихся нарушений (препятствий) способу, которыми стороны просят эти препятствия устранить, поскольку, в силу закона, не могут быть защищены права одного собственника за счет законных прав другого собственника в ущерб последнему.
Поскольку в силу ст. 98 ГПК РФ суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение, не подлежат удовлетворению требования Ибряевой Н.И. и Алексеевой Н.И. о возмещении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ибряевой Н.И. к Алексеевой Н.И. об обязании снести самовольно возведенную постройку, о взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Алексеевой Н.И. к Ибряевой Н.И. об обязании снести самовольно возведенную постройку, о взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в апелляционном порядке в течение месяца через Лениногорский городской суд.
Судья Лениногорского городского суда РТ: А.Н. Компанийцева
Копия верна: Судья Лениногорского городского суда РТ: А.Н. Компанийцева
Решение вступило в законную силу «___»___________ 2016 г.
Секретарь______________________________________
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-1881/2016, хранящемся в Лениногорском горсуде РТ