Решение по делу № 2-544/2019 от 26.02.2019

УИД: 11RS0002-01-2019-000563-17

Дело № 2-544/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 16 апреля 2019 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Типнер О.Н.,

с участием истца Поповой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Натальи Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периодов работы, отпуска по уходу за ребёнком в страховой стаж, назначении пенсии, выплате недополученной пенсии,

установил:

Попова Н.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (далее УПФР в г. Воркуте РК) о признании незаконным решения от 1 февраля 2019 г. об отказе в установлении страховой пенсии; возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, дающие право на назначение страховой пенсии с 10 сентября 1985 г. по 20 апреля 1987 г. в должности инструктора по работе с детьми в клубе им. Гагарина шахты «Бежановская», с 26 сентября 1992 г. по 30 июня 2000 г. в должности художественного руководителя в клубе «Металлург» доменного цеха № 2 Коммунарского металлургического завода, с 13 марта 1993 г. период ухода за ребёнком; назначить страховую пенсию с 12 сентября 2018 г. и выплатить недоплату пенсии с момента её назначения. Также просила взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 11 сентября 2018 г. обратилась в УПФР в г. Воркуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 20136 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ). Решением от 1 февраля 2019 г. в установлении страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины ИПК.

Ответчиком представлены возражения по иску, в которых он указал, что периоды работы выполнявшейся истцом на территории Украины после 1 января 2002 г. подлежат включению в страховой стаж при условии подтверждения факта уплаты страховых взносов. Запись № 10 в трудовой книжке истца об увольнении из клуба им. Гагарина шахты «Бежановская» внесена с нарушением, так как в ней имеются исправления в дате приема и дате приказа об увольнении, не заверенные должным образом, в связи с чем, данный период исключён из страхового стажа. Период работы с 1 августа 2012 г. по 18 октября 2013 г. у частного предпринимателя Б. не учтён в страховой стаж, в связи с отсутствием информации об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Поскольку Попова Н.Б. до 1 января 2002 г. на территории Российской Федерации не проживала (представлен вид на жительства иностранного гражданина, выданный 17 февраля 2017 г., с отметкой о регистрации на территории Российской Федерации с 17 марта 2017 г.), соответственно, до указанной даты она не могла рассчитывать на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, то период ухода за ребёнком, 13 марта 1993 года рождения при исчислении страхового стажа не может быть учтён. Период работы в клубе «Металлург» учтён в страховой стаж с 22 августа 1998 г. по 26 сентября 1992 г., в связи с отсутствием приказа об увольнении (л.д. 26-27).

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объёме по основания, указанным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил (л.д. 36).

При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не сообщившего об уважительных причинах неявки.

Выслушав объяснения истца, изучив отзыв ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела Поповой Н.Б. № 151, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

На основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Право на страховую пенсию по старости по данному основанию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет и имеющие продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2018 г. 9 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) не ниже 13,8 (параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определённый период от получения страховой пенсии).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Аналогичные положения содержались и в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.

11 сентября 2018 г. Попова Н.Б., <дата> года рождения обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», решением от 1 февраля 2019 г. ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. При вынесении указанного решения в страховой стаж истца не были включены периоды её работы с 10 сентября 1985 г. по 20 апреля 1987 г. в клубе им. Гагарина шахты «Бежановская», в связи с исправлениями даты в записи № 10, то есть в связи с отсутствием подтверждающих документов; период с 27 сентября 1992 г. по 30 июня 2000 г. в клубе «Металлург», так как компетентными органами Республики Украины не подтверждена дата увольнения (л.д. 15, 16-19).

Из трудовой книжки БТ-I № 9227489 на имя Йова (Сивец, Поповой) Н.Б. следует, что в период с 10 сентября 1985 г. по 20 апреля 1987 г. она работала инструктором по работе с детьми в клубе им. Гагарина шахты «Бежановская» (л.д. 11-14).

Согласно справке № 2304/06-09 от 15 июня 2018 г., выданной администрацией г. Кировска Луганской Народной Республики приказы по личному составу и расчётные ведомости клуба им. Гагарина шахты «Бежановская» на государственное хранение не поступали, в связи с чем, предоставить справки о стаже, заработной плате Поповой (Йова, Сивец) Н.Б. не представляется возможным.

В соответствии с абз. 1 пункта 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек обязанность по внесению соответствующих записей в трудовую книжку возложена на работодателя. Неправильное оформление работодателем внесенных исправлений в записи трудовой книжки, оформление увольнения работника с работы не может повлечь для истца негативных последствий в виде невключения в страховой стаж спорного периода работы.

Из трудовой книжки истца следует, что в ней отражён спорный период её работы в клубе им. Гагарина шахты «Бежановская», содержатся ссылки на распоряжения о приёме № 22 от 10 сентября 1982 г. и увольнении № 9 от 20 апреля 1987 г., месяц и год (даты увольнения) отражены чётко и ясно, исправление цифры «2» при указании числа, не влечёт оснований для невключения спорного периода в страховой стаж истца.

При таких обстоятельствах, факт работы истца с 10 сентября 1985 г. по 20 апреля 1987 г. в клубе им. Гагарина шахты «Бежановская» подтверждён допустимым доказательством, нарушение работодателем правил ведения трудовых книжек не может ущемлять пенсионные права работника.

Из трудовой книжки истца следует, что 22 августа 1988 г. на основании приказа от 22 августа 1988 г. № 10 она была принята на должность художественного руководителя клуба «Металлург», на основании приказа от 30 июня 2000 г. № 18 уволена по собственному желанию (л.д. 12-14).

Согласно справке № 30 от 1 июня 2018 г., выданной государственным учреждением Луганской Народной Республики «Городской центр культуры и досуга г. Алмазная», Попова (Сивец) Н.Б. работала в клубе «Металлург» в должности художественного руководителя с 22 августа 1988 г. (приказ от 22 августа 1988 г. № 10), приказом от 22 ноября 1989 г. № 17 ей предоставлен отпуск по уходу за ребёнком с 22 ноября 1989 г., приказом от 25 сентября 1992 г. № 19 - отпуск по уходу за ребёнком от 3-х лет до 6-ти лет с 26 сентября 1992 г., приказ об увольнении отсутствует (л.д. 29).

Период работы истца в клубе «Металлург» учтён ответчиком в страховой стаж на основании справки от 21 сентября 2018 г. № 67 с 22 августа 1988 г. по 26 сентября 1992 г., при этом период с 27 сентября 1992 г. по 30 июня 2000 г. не включён, в связи с отсутствием документов об увольнении истца.

13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии с соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, союз ССР прекратил своё существование 12 декабря 1991 г., следовательно, из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. При этом, суд учитывает, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. (в данном случае из Республики Украина), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Согласно ст. 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1991 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж наравне с работой включались периоды ухода неработающей матери за каждым ребёнком в возрасте до трёх лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребёнком был предоставлен Поповой Н.Б. до 6 октября 1992 года, суд считает его подлежащим включению в стаж, наравне с трудовой деятельностью, в течение которой он был предоставлен, следовательно, период работы истца в клубе «Металлург» с 27 сентября 1992 г. по 30 июня 2000 г., подлежит зачёту в страховой стаж в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

С учётом включения в страховой стаж спорных периодов, стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» составит более 9 лет, в связи с чем, требования истца о назначении страховой пенсии с 12 сентября 2018 г. и взыскании недополученной пенсии с момента назначения подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Поповой Натальи Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов работы, отпуска по уходу за ребёнком в страховой стаж, назначении пенсии, выплате недоплаты пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми включить периоды работы Поповой Натальи Борисовны с 10 сентября 1985 г. по 20 апреля 1987 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 июня 2000 г. в страховой стаж, назначить Поповой Наталье Борисовне страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 сентября 2018 г., выплатить недополученную пенсию с 12 сентября 2018 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Поповой Натальи Борисовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (17 апреля 2019 г.).

Председательствующий: подпись Е.С.Комиссарова

Копия верна.

Судья Комиссарова Е.С.

2-544/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Наталья Борисовна
Ответчики
Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее