Дело № 12-390/2021
56RS0042-01-2021-003977-45
РЕШЕНИЕ
28 сентября 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием должностного лица – государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» Аминовой О.В. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения города Оренбурга»
УСТАНОВИЛ:
постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1 МБУ «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением представитель МБУ «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» Аминова О.В. обратилась с жалобой в Центральный районный суд г. Оренбурга, в которой просит снизить размер назначенного штрафа, ссылаясь на то, что правонарушение в области трудового законодательства Учреждением совершено впервые, приняты меры по устранению обстоятельств, послуживших причиной привлечения к ответственности, выразившиеся в выдаче СИЗ работникам, а также отражение в карточке СИЗ. Просит принять во внимание тот факт, что, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Просит снизить размер административного штрафа с применением ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП.
Представитель МБУ «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в представленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Должностное лицо – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1 просил жалобу представителя МБУ «ЦОДД г.Оренбурга» оставить без удовлетворения, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ - без изменения, поскольку МБУ «ЦОДД г. Оренбурга» были нарушены требования трудового законодательства.
Изучив доводы жалобы, выслушав должностное лицо ФИО1, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, состоит в необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Частью 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; созданию и функционированию системы управления охраной труда; применению прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Статьей 221 Трудового кодекса РФ установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проверок Государственной инспекции труда в Оренбургской области на 2021 год в МБУ «ЦОДД г. Оренбурга» проведена проверка, в ходе которой при заполнении проверочных листов и рассмотрении документов выявлены нарушения требований трудового законодательства РФ, а именно:
- в нарушение требований ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 года N 477 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» ФИО1, работающий в должности дорожного рабочего 3 разряда, не обеспечен: жилетом сигнальным 2 класса защиты, плащом непромокаемым сигнальным 3 класса защиты (п. 9 л. 36). Согласно Приложения N 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), указанные СИЗ относятся ко второму классу риска;
- в нарушение требований ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 года N 477 «Об утверждении типовых норм бесплатной вьдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» ФИО2, работающий в должности дорожного рабочего 3 разряда, не обеспечен: жилетом сигнальным 2 класса защиты, плащом непромокаемым сигнальным 3 класса защиты (п. 9 л. 36). Согласно Приложения N 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) указанные СИЗ относятся ко второму классу риска;
- в нарушение требований ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, Приказа Минтруда РФ от 09.12.2014 года N 997Н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» ФИО3, работающий в должности электросварщика ручной сварки 3 разряда, не обеспечен: средством индивидуальной защиты органов дыхания изолирующим (п. 9 л. 36). Согласно Приложения N 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) указанные СИЗ относятся ко второму классу риска.
По факту выявленных нарушений МБУ «ЦОДД г.Оренбурга» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку в силу вышеприведенных норм Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе выдача снртифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства были должностным лицом исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Постановление о привлечении МБУ «ЦОДД г. Оренбурга» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, протест на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что правонарушение в области трудового законодательства МБУ «ЦОДД г. Оренбурга» совершено впервые, приняты меры по устранению обстоятельств, послуживших причиной привлечения к ответственности, выразившиеся в выдаче СИЗ работникам, а также отражение в карточке СИЗ, МБУ «ЦОДД г. Оренбурга» является бюджетным учреждением, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства являются исключительными и позволяющими назначить МБУ «ЦОДД г. Оренбурга» административный штраф в размере менее минимального размере административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения города Оренбурга», подлежит изменению в части назначения административного штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 65000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу представителя муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» Аминовой О.В. – удовлетворить.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» изменить, назначить муниципальному бюджетному учреждению «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» административный штраф с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 65000 рублей.
В остальной части постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья Р.Т. Чувашаева