Решение по делу № 2а-452/2019 от 05.03.2019

        РЕШЕНИЕ                                         

          Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский                                                                         22 апреля 2019 г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Тимощук Ю.В., при секретаре Коноплёвой Д.Г., с участием представителя истца Артемьевой Е.В., представителя ответчика Распутиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-452/2019 по административному иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Соцгородское сельского поселение» о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить надлежащее обращение с твердыми коммунальными отходами,

      УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Соцгородское сельского поселение» о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить надлежащее обращение с твердыми коммунальными отходами. В обоснование исковых требований указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения администрацией Соцгородского сельского поселения Нижнеилимского района законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Установлено, что администрацией Соцгородского сельского поселения не приняты достаточные меры к переходу на новую систему обращения с отходами и как следствие, не организовано надлежащее функционирование с 01.01.2019 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3 Правил № 1039).

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходам, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 22.02.2018 № 139-рп утверждена региональная программа Иркутской области «Обращение с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на 2018-2027 годы».

Места (площадки) накопления ТКО должны быть созданы органами местного самоуправления в целях организации надлежащего сбора, транспортировки, накопления и последующей утилизации отходов, а также надлежащей организации работы регионального оператора.

В свою очередь, в нарушение указанных требований, в Соцгородском сельском поселении до настоящего времени не созданы места (площадки) накопления ТКО, отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами.

Кроме того, до настоящего времени администрацией сельского поселения не определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, не ведется реестр таких мест.

Из представленной в прокуратуру информации от *** *** следует, что на территории Соцгородского сельского поселения действует ранее сформированная система обращения с ТКО, предполагаемое место (площадка) накопления ТКО находится в стадии оформления, схемы и реестры мест накопления ТКО не разработаны.

Непринятие администрацией Соцгородского сельского поселения надлежащих мер к созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, бесконтрольное      накопление      коммунальных      отходов      вне      специально оборудованных мест, влечет угрозу причинения вреда окружающей среде вследствие несоблюдения предусмотренных природоохранным законодательством требований к порядку накопления отходов, а также захламление территории муниципального образования отходами.

Бездействием органа местного самоуправления ущемляются права граждан и интересы Российской Федерации на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Просит признать незаконным бездействие администрации Соцгородского сельского поселения, выразившиеся в непринятии достаточных мер по созданию и содержанию с 01.01.2019 г. мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования. Обязать администрацию Соцгородского сельского поселения в срок до 01.09.2019 г. организовать создание и оборудование на территории поселения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039; определить схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и обеспечить ведение реестра таких мест (площадок) в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Артемьева Е.В., исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Глава Администрации МО «Соцгородское сельское поселение» Распутина Л.Л., действующая на основании прав по должности, исковые требования признала, указала, что Администрация не бездействует при переходе на новую систему обращения с отходами, однако необходимы денежные средства для создания, оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также для их содержания. Денежных средств на эти цели в бюджете сельского поселения на настоящий момент не имеется.

Представитель заинтересованного лица Министерство финансов Иркутской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, направил отзыв на административное исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" за сельскими поселениями Иркутской области, перечисленными в приложении 12 к настоящему Закону, закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона. В силу ст. 3 указанного Закона настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Приложение 12 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" содержаит Соцгородское сельское поселение.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 13.4).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, вступившие в законную силу с 01.01.2019 г., (далее Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039) определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

В силу п. 2 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 3. Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что на территории Соцгородского сельского поселения места накопления ТКО, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, не созданы. Схема и реестр мест (площадок) накопления ТКО не соответствуют установленным требованиям: места расположения не согласованы с органами роспотребнадзора, сами места (площадки) не оборудованы. Организованное накопление ТКО в предусмотренных для этого местах, не создано.

Таким образом, в судебном заседании установлено, не оспаривалось представителем ответчика, что места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в Соцгородском сельском поселении не созданы.

При этом, по мнению суда, исполнение полномочий органами местного самоуправления, определенных законодательством, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете поселения.

В силу ч. 1 ст. 65 КАС РФ …обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий изменения в положения ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в части установления полномочий органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов вступил в законную силу с 01.01.2019 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком, несмотря на установленные законодательством полномочия органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, надлежащих мер по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с 01.01.2019 г., не принято, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие установленным требованиям до настоящего времени не созданы, не определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, не ведется реестр таких мест (площадок) в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. №1039, доказательств обратного, суду не предоставлено.

В связи с чем, исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Соцгородское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить надлежащее обращение с твердыми коммунальными отходами являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

                     Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Соцгородское сельского поселение» о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить надлежащее обращение с твердыми коммунальными отходами, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Соцгородское сельского поселение», выразившиеся в непринятии достаточных мер по созданию и содержанию с 01.01.2019 г. мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Соцгородское сельского поселение» в срок до 01.09.2019 г. организовать создание и содержание на территории поселения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039; определить схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и обеспечить ведение реестра таких мест (площадок) в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения - с 29.04.2019 г.

    

Судья           Ю.В. Тимощук

2а-452/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Соцгородского сельского поселения
Суд
Нижнеилимский районный суд Иркутской области
Судья
Тимощук Ю.В.
Дело на странице суда
nizhneilimsky.irk.sudrf.ru
05.03.2019Регистрация административного искового заявления
05.03.2019Передача материалов судье
07.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2019Подготовка дела (собеседование)
20.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2019Дело оформлено
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Дело оформлено
31.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее