Решение по делу № 33-4786/2023 от 02.05.2023

Судья Стрельникова С.Ю. Дело №33-4786/2023

№ 2-3568/2021

64RS0045-01-2021-006228-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2023 года                             город Саратов

Судья Саратовского областного суда Шайгузова Р.И., при ведении протокола помощником судьи Агапитовой Ю.И., рассмотрев частную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» на определение Кировского районного суда города Саратова от 16 июня 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО57, ФИО58 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области», обществу с ограниченной ответственностью «УК «Сириус» о возложении обязанности устранить причину залива, взыскании стоимости восстановительного ремонта, компенсации морального вреда,

установил:

вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в пользу Курочкиной С.С. взыскано в счет возмещения причинённого ущерба 61779 руб. 12 коп., расходы за производство экспертизы в размере 15000 руб., расходы на оплату услуг представителя 5000 руб., расходы на отправку почтовой корреспонденции - 450 руб.; в пользу Федотовой А.Н. в счет возмещения причиненного ущерба взыскано 49013 руб. 36 коп., расходы за производство экспертизы в размере 15000 руб., расходы на оплату услуг представителя – 5000 руб., расходы на отправку почтовой корреспонденции в сумме 450 руб. С некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в пользу ООО «Саратовский центр экспертиз» за производство судебной экспертизы взыскано 52000 руб., в доход местного бюджета - государственная пошлина в размере 3415 руб. 85 коп.

Курочкина С.С., Федотова А.Н. обратились в суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм за период с 15 сентября 2021 года по 30 апреля
2022 года.

Определением Кировского районного суда города Саратова от 16 июня 2022 года произведена индексация присужденных денежных сумм за период с
15 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года, с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в пользу Курочкиной С.С. взысканы денежные средства в размере
12530 руб. 07 коп., в пользу Федотовой А.Н. –в размере 10584 руб. 82 коп.

Не согласившись с указанным определением суда, некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» подала на него частную жалобу, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления истцов.

Апелляционным определением Саратовского областного суда от 04 октября 2022 года определение Кировского районного суда города Саратова от 16 июня 2022 года оставлено без изменения.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года апелляционное определение Саратовского областного суда от 04 октября 2022 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

При повторном рассмотрении, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в частной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), с учетом положений ст. 333 ГПК РФ о рассмотрении частной жалобы на определение суда по делу в суде апелляционной инстанции судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 ГПК РФ по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Приведенные положения процессуального закона направлены на компенсацию инфляционных потерь от несвоевременного исполнения решения суда о взыскании денежных сумм и регулируют не гражданско-правовые отношения, предусмотренные ст. 2 ГК РФ, а отношения, связанные с исполнением решения суда.

Как следует из материалов дела, во исполнение решения Кировского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года в отношении должника Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области 11 ноября 2021 года были выданы исполнительные листы серии ФС , которые впоследствии предъявлены для исполнения в Банк ВТБ (ПАО).

С 11 ноября 2021 по 27 мая 2022 исполнительные листы находились на исполнении в Банке ВТБ (ПАО), после чего были возвращены взыскателям без исполнения в связи с их отзывом.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив факт неисполнения решения суда за указанный в заявлении период, пришел к выводу о наличии оснований для индексации взысканной по решению суда суммы, применив индексы роста потребительских цен за период с 15 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года.

Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 2.1, 7 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.

Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч. 3 ст. 179 ЖК РФ денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта в соответствии с ч. 1
ст. 170 настоящего Кодекса, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в ст. 174 настоящего Кодекса. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор открывает счет, счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным ч. 3 ст. 180 настоящего Кодекса, или в территориальных органах Федерального казначейства либо финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 180 настоящего Кодекса. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете, счетах регионального оператора, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года
№ 171-Пр «О создании регионального оператора» в соответствии с ЖК РФ, Законом Саратовской области «О региональном операторе в Саратовской области» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме - фонд (п. 1 Распоряжения).

Определено, что целью деятельности специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 2 Распоряжения).

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области указано в течение 10 дней с момента постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика подготовить проект постановления Правительства Саратовской области об утверждении порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (п. 4 Распоряжения).

В соответствии с п. 1.1 Устава Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области является не имеющей членства специализированной унитарной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда и осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Саратовской области.

Учредителем Фонда является Саратовская область.

В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от
19 июля 2013 года № 171-Пр «О создании регионального оператора» функции и полномочия учредителя от имени Саратовской области осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (п. 1.5 Устава Фонда).

Деятельность Фонда финансируется за счет средств бюджета Саратовской области, а также иных источников, предусмотренных законодательством
(п. 1.15 Устава Фонда).

Постановлением Правительства Саратовской области утверждено Положение о порядке определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» от 19 июня 2014 года № 351-П (далее Положение № 351-П), которое устанавливает порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее соответственно - Фонд капитального ремонта, субсидия) (п. 1.1).

В силу п. 1.2 данного Положения целью предоставления субсидии Фонду капитального ремонта в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Капитальный ремонт и ремонт в многоквартирных домах Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры» является финансовое обеспечение уставной деятельности, в том числе на оплату труда работников, увеличение стоимости основных средств и нематериальных активов, увеличение стоимости материальных запасов, приобретение и сопровождение программного обеспечения, аренду и содержание помещений, оплату услуг связи, приобретение расходных материалов, уплату процентов по кредитам (кредитным линиям) и займам.

Предоставление субсидии осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на цели, указанные в пункте 1.2 (п. 1.3).

При формировании проекта областного бюджета и внесении изменений в него сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке (п. 1.4).

Объем субсидии, подлежащей предоставлению в отчетном месяце, определяется Министерством на основании заявки, на соответствующий месяц по форме согласно приложению № 2 к постановлению и приложенных к ней документов, подтверждающих объем планируемых Фондом капитального ремонта расходов в очередном месяце, и не может превышать объем лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на соответствующие цели на текущий финансовый год в порядке, форме и в сроки, установленные соглашением (п. 2.6).

Субсидия перечисляется Министерством ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлена заявка, на счет Фонда капитального ремонта, открытый в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области (п. 2.7).

Субсидия расходуется Фондом капитального ремонта на финансовое обеспечение своей уставной деятельности, в том числе на оплату труда работников, увел<данные изъяты>

Субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели (п. 2.9).

ч. ч. 10 и 11 настоящей статьи (далее - целевые средства).

При казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, и отражаются на лицевых счетах, открытых в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При казначейском сопровождении целевых средств, за исключением целевых средств, указанных в п. 7 ч. 2 настоящей статьи, территориальными органами Федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке осуществляется санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.

При казначейском сопровождении целевых средств юридические лица ведут в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Согласно п. 1 ч. 2 данной статьи казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства, направляемые в том числе на реализацию национальных проектов: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со ст. 80 БК РФ.

В силу п. 2 ч. 7 указанной статьи территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Правительством Российской Федерации порядке, указанном в части 1 настоящей статьи, на основании обращения финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) казначейское сопровождение: субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации фонду капитального ремонта субъекта Российской Федерации, фонду развития промышленности субъекта Российской Федерации на обеспечение их деятельности, средств, получаемых фондом капитального ремонта субъекта Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах, а также расчетов, связанных с исполнением контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и средства.

Исходя из изложенного, в процессе своей деятельности Фонд может иметь следующие счета:

- счет регионального оператора, открытый для размещения средств фондов капитального ремонта, которые могут использоваться только в целях, указанных
в ст. 174 ЖК РФ;

- счет для финансового обеспечения уставной деятельности, в том числе на оплату труда работников, увеличение стоимости основных средств и нематериальных активов, увеличение стоимости материальных запасов, приобретение и сопровождение программного обеспечения, аренду и содержание помещений, оплату услуг связи, приобретение расходных материалов, уплату процентов по кредитам (кредитным линиям) и займам.

При этом финансирование счета для финансового обеспечения уставной деятельности Фонда осуществляется Министерством за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, поэтому данный счет открыт в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области).

Следовательно, взыскание денежных средств во исполнение решения Кировского районного суда города Саратова от 15 сентября 2021 года возможно только со счета для финансового обеспечения уставной деятельности Фонда, открытого в УФК по Саратовской области.

Однако для взыскания денежных средств с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности открытых в УФК по Саратовской области, действует специальный порядок.

В силу п. 1 ст. 242.6-1 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, предоставляемые с целью исполнения обязательств участников казначейского сопровождения, предусмотренных п. 1 ст. 242.23 настоящего Кодекса, обязательств участников казначейского сопровождения по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются средства, предусмотренные п. 1 ст. 242.26 настоящего Кодекса, а также судебных актов о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом участнику казначейского сопровождения - должнику лицевого счета (далее в настоящей статье - счет должника).

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п. 2 ст. 242.6-1 БК РФ).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в п. 2 настоящей статьи, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа, предусматривающего взыскание по государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору, соглашению), по которому возникло требование (п. 3 ст. 242.6-1 БК РФ).

В силу п. 6 ст. 242.6-1 БК РФ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с должника в связи с отсутствием на счете должника денежных средств в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа, указанного в п. 1 настоящей статьи, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган информирует об этом взыскателя в течение 10 дней со дня истечения указанного трехмесячного срока.

Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии с абз.1 ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления.

Из приведенного правового регулирования следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства участников казначейского сопровождения до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.

Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание на средства участников казначейского сопровождения, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 242.6-1 БК РФ срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства участников казначейского сопровождения не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п. 2 ст. 242.1 БК РФ.

Между тем при разрешении заявлений Курочкиной С.С., Федотовой А.Н. об индексации денежных сумм, взысканных на основании судебного постановления с Фонда, суд первой инстанции не применил приведенные выше нормы права.

Делая вывод о наличии оснований для индексации денежной суммы, взысканной решением суда от 15 сентября 2021 года за период с 15 сентября
2021 года по 30 апреля 2022 года, судом не учтено, что исполнительные листы по вступившему в законную силу решению суда предъявлены к исполнению в УФК по Саратовской области 03 июня 2022 года и были исполнены 23 июня 2022 года, то есть в пределах установленного главой 24.1 БК РФ срока.

Применение в данном случае предусмотренной ст. 208 ГПК РФ индексации в качестве механизма, позволяющего возместить потери взыскателя в период исполнения судебного решения, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 20 марта 2008 года
№ 244-О-П и от 24 декабря 2013 года № 1990-О, согласно которой индексация, предусмотренная ст. 208 ГПК РФ, является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.

Между тем обстоятельства дела свидетельствуют о том, что установленные законом сроки исполнения такого решения были соблюдены.

При таких обстоятельствах определение судьи нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене, как принятое с существенным нарушением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 330, 331, 334 ГПК РФ, судья

определил:

определение Кировского районного суда города Саратова от
16 июня 2022 года отменить, разрешить вопрос по существу.

В удовлетворении заявлений ФИО55, Федотовой А. Н. об индексации присужденных денежных сумм по гражданскому делу по иску Курочкиной С. С., Федотовой А. Н. к коммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области», обществу с ограниченной ответственностью «УК «Сириус» о возложении обязанности устранить причину залива, взыскании стоимости восстановительного ремонта, компенсации морального вреда отказать.

Судья

33-4786/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федотова Анна Николаевна
Ответчики
ООО УК СИРИУС
Фонд капитального ремонта
Другие
ООО Каркас
ООО Барко-Строй
Хабибулин Эдик Шайхиевич
Роменский Дмитрий Сергеевич
Администрация Ленинского района г.Саратова
Хабибулина Елена Владимировна
Зверев Игорь Станиславович
Федотов Анатолий Николаевич
Хабибулина Есения Эдиковна
Мукшаева Рысканым Куаншевна
Зимин Семен Владимирович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Шайгузова Р.И.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
02.05.2023Передача дела судье
23.05.2023Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Передано в экспедицию
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее