Судья Некрасова О.С. Дело № 33-1369/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Перминовой Н.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2018 года (с учетом определения суда от 09 февраля 2018 года об исправлении описки), по которому
Исковые требования Николаева С.Н. удовлетворены частично.
Отменено решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений, оформленное протоколом № 65 от 25 августа 2016 года, в части отказа Николаеву С.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
Возложена на ФСИН России обязанность принять Николаева С.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом количества членов семьи четыре человека - Николаев С.Н. (заявитель), Николаева О.В. (супруга), Николаева К.С. (дочь), Николаева А.С. (дочь) с 11 марта 2014 года;
Отказано Николаеву С.Н. в удовлетворении иска:
- о возложении на УФСИН России по Республике Коми обязанности произвести перерасчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; с учетом состава семьи один человек, в соответствии с ч. 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утвержденных постановлением правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369 с учетом повышающих коэффициентов, установленных в 2017 году;
- о возложении на УФСИН России по Республике Коми обязанности по направлению протокола с новым расчетом во ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ФСИН России и УФСИН по РК Мартыновой Л.М., представителя истца Николаева С.Н. – Жучёк М.Г., судебная коллегия
установила:
Николаев С.Н. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по РК с вышеуказанными требованиями.
Представитель ответчиков с иском не согласился в полном объеме.
Суд принял решение, об отмене которого в части удовлетворенных исковых требований просит в апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по РК.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее - Правила).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судом установлено, что Николаев С.Н. является сотрудником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
11 марта 2014 года Николаев С.Н., имея стаж службы в календарном исчислении 18 лет 04 месяца 22 дня, обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи: Николаев С.Н. (заявитель), Николаева О.Н. (супруга), Николаева К.С., <Дата обезличена> г.р. (дочь), Николаева А.С., <Дата обезличена> г.р. (дочь).
Заявитель и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем на праве собственности Николаеву С.Н.
Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма Николаев С.Н. и члены его семьи не имеют, социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ранее семье не предоставлялась.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 25 августа 2016 года, оформленным протоколом № 65, Николаеву С.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 и в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году в соответствии с п.12 указанных Правил.
Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что Николаев С.Н. имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. При этом суд исходил из того, что отчуждение супругой истца в 2012 году квартиры по адресу: <Адрес обезличен> не может рассматриваться в качестве действий, направленных на ухудшение жилищных условий, в результате которых сотрудник может быть признан нуждающимся в жилых помещениях. Напротив, продажа квартиры была направлена на приобретение жилого помещения большей площадью, в связи с рождением второго ребенка.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у ответчика правовых оснований считать, что сделка супругой истца по отчуждению квартиры по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> была направлена на ухудшение жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты.
Материалами дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, имело общую площадь ... кв. м., при этом площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца составляла ... кв. м (... кв.м / 4), то есть менее учетной нормы -15 кв. м, установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ в целях решения вопроса о жилищной обеспеченности гражданина. В указанном жилом помещении заявитель и члены его семьи были зарегистрированы с 2008 года, а дочь Анна, <Дата обезличена> года рождения – с рождения. Продав, 23 января 2012 года данное жилое помещение, Николаевы приобрели 30 января 2012 года жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м., где зарегистрированы совместно с детьми с 27 февраля 2012 года и остаются обеспеченными менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого.
При указанных обстоятельствах сам по себе факт отчуждения жилого помещения в 2012 году не свидетельствует о совершении действий по ухудшению жилищных условий, позволяющих отказать в постановке на учет.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда в части отсутствия со стороны супруги истца намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не были представлены сведения о регистрации детей за последние пять лет до даты подачи заявления, обоснованны, но не могут повлечь отмену решения суда.
Из представленных ответчиком копий документов на ЕСВ Николаева С.Н. действительно следует, что сведения о регистрации несовершеннолетних детей Николаева С.Н. в нарушение п. 5 Правил за период до 27.02.2012г. не были представлены. Однако Николаевым С.Н. с рапортом о принятии на учет были представлены уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений на недвижимое имущество в отношении обоих несовершеннолетних дочерей. При этом указано, что уведомления содержат информацию, представленную всеми территориальными органами Росреестра.
Таким образом, комиссия при рассмотрении вопроса о постановке Николаева С.Н. на учет не была лишена возможности проверить факт намеренного ухудшения жилищных условий членами семьи истца (детьми).
При рассмотрении дела установлено, что дети истца до 27.12.2012г. были зарегистрированы совместно с родителями по адресу: <Адрес обезличен>, о чем в материалах дела имеется подтверждающая справка.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия также учитывает, что рапорт о принятии на учет был подан Николаевым С.Н. 11 марта 2014 года, однако решение об отказе в постановке на учет комиссией было принято лишь 25 августа 2016 года. Подкомиссия УФСИН России по Республике Коми, располагая на основании п. 10.1 п. 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 года Приказа УФСИН России за N 496 от 21.10.2013 г. (действовавшим в момент рассмотрения рапорта заявителя), полномочиями на проверку и возвращение Николаеву С.Н. документов в случае выявления в них каких-либо недостатков, приняла решение о соответствии данных документов требованиям закона и направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: