Дело №33а – 10997/2020; 2а-1690/2020 ~ М-1266/2020
59RS0027-01-2020-002139-55
Судья Исакова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 декабря 2020 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.
Судей Никитиной Т.А., Нечаевой Н.А.
При секретаре Греховой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Юшкова Андрея Михайловича на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 года, которым постановлено:
«Взыскать с Юшкова Андрея Михайловича, ** года рождения, уроженца г. ****
задолженность по пени за неуплату в установленный срок налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 5,98 руб.,
задолженность по пени за неуплату в установленный срок земельного налога зав 2016 год в размере 1,66 руб.,
задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1808,95 руб.: налог за 2017 год – 1719 руб., пени за 2017 год – 89,95 руб.
задолженность по страховым взносам в размере 11633 руб. 94 копеек, из них:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 года, а именно за 2019 год – 9132 руб. 36 коп.;
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 года, а именно за 2017-2019гг. – 295 руб. 20 коп.
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за периоды с 01.01.2017 года, а именно за 2019 год – 2141 руб. 69 коп.
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за периоды с 01.01.2017 года, а именно за 2017-2019гг. – 64 руб. 69 коп.
Взыскать с Юшкова Андрея Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 538 рублей.
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы административного дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Юшкову А.М. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС и задолженности по пени за неуплату в установленный срок страховых взносов, недоимки по транспортному налогу, задолженности по пени за неуплату в установленный срок транспортного налога, налога на имущество, земельного налога, а также штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
Впоследствии административный истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с Юшкова А.М. задолженность по пени за неуплату в установленный срок налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 5,98 руб., задолженность по пени за неуплату в установленный срок земельного налога за 2016 год в размере 1,66 руб., недоимку и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 1808,95 руб., задолженность по страховым взносам и пени в общем размере 11633,94 руб.
Свои требования Инспекция мотивирует тем, что Юшков А.М. 13.06.2017 был поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность и снят с учета 22.04.2019. Поскольку статус индивидуального предпринимателя Юшков А.М. утратил 22.04.2019 года, то до указанной даты он должен был исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Ответчик должен был самостоятельно исчислить и уплатить страховые взносы, которая не была исполнена, в связи с чем Налоговым органом приняты меры, направленные на принудительное взыскание задолженности по страховым взносам, однако задолженность ответчиком не была уплачена, в связи с чем на сумму страховых взносов неуплаченных в установленный срок были начислили пени за указанный период. Обязательства Юшкова А.М. по уплате страховых взносов за период с 01.01.2019 по 22.04.2019 также не были исполнены, недоимка по страховым взносам за 2019 год составила 11274,05 руб.
Кроме того Юшков А.М. являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. Указанные налоги были начислены административному ответчику, однако в сроки, указанные в налоговых уведомлениях, административный ответчик данные налоги не уплатил. На основании ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени. В соответствии со ст. 69 НК РФ административный истец направлял в адрес налогоплательщика требование об уплате налога, однако обязанность по уплате налогов, налогоплательщик не выполнил до настоящего времени.
По заявлению налогового органа мировым судьей 18.10.2019 вынесен судебный приказ № 2а-2888/2019. 24.01.2020 судебный приказ отмене в связи с поступившими возражениями ответчика. Требования инспекции до настоящего времени оставлены без удовлетворения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Юшков А.М., считает его незаконным и необоснованным в части взыскания с него задолженности по страховым взносам и пени на данную недоимку, поскольку в налоговый период административный ответчик никакой коммерческой деятельности не осуществлял.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 не явился, извещался, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Юшков А.М. в судебное заседание не явился, извещался.
Поскольку не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в частности административный ответчик подавший апелляционную жалобу извещался судебной коллегией по всем имеющимся адресам, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании почтовой корреспонденции, также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимание положения частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела 13.06.2017 года Юшков А.М. был поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и в связи с принятием решение о прекращении предпринимательской деятельности снят с учета в налоговом органе 22.04.2019 года, что подтверждается выпиской их Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
14 мая 2019 года налоговым органом в адрес Юшкова А.М. было направлено налоговое требование № 16095 со сроком исполнения до 24.06.2019 (л.д. 32) об уплате недоимки по указанным страховым взносам за период с 01.01.2019 по 22.04.2019.
Кроме того, согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, Юшков А.М. являлся собственником транспортного средства ***, госномер ** с 18.01.2011 по 29.11.2017.
26.06.2018 года в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 10330539 от 26.06.2018 об уплате транспортного налога за налоговый период 2017 года (11/12) в размере 1719,00 руб./л.д.42/.
Поскольку свою обязанность по уплате данного вида налога административный ответчик в установленный законом срок не исполнил в его адрес было направлено Требование № 884 от 05.02.2019 года со сроком его исполнения не позднее 21.03.2019/л.д.29/.
Материалами дела также установлено, что административный ответчик являлся в 2016 году плательщиком налога на имущество физических лиц, и земельного налога, однако свою обязанность в установленный законом срок не исполнил, в результате чего указанные недоимки были взысканы с него на основании судебного приказа № 2а – 3442/2018.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции руководствовался положениям ст. ст. 34,75,419,430,432 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что материалами административного дела нашел подтверждение факт того, что административный ответчик является плательщиком указанных видов налога и страховых взносов, однако в установленный законом срок свою обязанность по их уплате не исполнил, в связи с чем с него подлежат взысканию требуемые недоимки и пени.
С данными выводами соглашается судебная коллегия, считает их обоснованными исходя из следующего.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета(пункт 4 ст. 432 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Поскольку статус индивидуального предпринимателя Юшков А.М. утратил 22.04.2019 года, то до указанной даты он являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и обязательное медицинское страхование в ФООМС соответственно и должен был их исчислить самостоятельно и уплатить в срок, не позднее 07.05.2019 в соответствующие фонды.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязательства административного ответчика по уплате страховых взносов за период с 01.01.2019 по 22.04.2019 года (дата прекращения деятельности ИП) должны составлять сумму в размере 9132, 36 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 2141, 69 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и в добровольном порядке не исполнены в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования административного истца в указанной части.
Также судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что взыскание транспортного налога за 2017 год в размере 1719 руб и пени за 2017 года в размере 89, 95 руб. является обоснованным, поскольку факт владения транспортным средством (объектом налогообложения) подтвержден материалами административного дела, административным ответчиком не оспаривается, его расчет проверен, является верным, нарушение срока уплаты подтверждается материалами настоящего административного дела.
Взыскания судом пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 5,98 руб., и земельного налога в размере 1, 66 руб., также следует признать обоснованным, поскольку несвоевременное исполнения обязательств по уплате данных видов налога в установленный законом срок подтверждается материалами административного дела, административным ответчиком не опровергнуто, недоимки на которые начислены данные пени взысканы судебным приказом № 2а – 3442/2018, который вступил в законную силу.
Кроме этого судебная коллегия считает необходимым отметить, что сроки и порядок обращения с настоящими требованиями административным истцом соблюдены и согласуется с положением части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации положением которой предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В данном случае сумма задолженности превысила 3000 рублей, только после направления в адрес административного ответчика требования № 16095 от 14 мая 2019 года, со сроком его исполнения до 24 июня 2019 года/л.д.32/, в связи с чем обращение за выдачей судебного приказа 18.10.2019 года находится в пределах установленного срока.
После вынесения мировым судьей определения от 24.01.2020 года об отмене судебного приказа, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 29.05.2020 года, то есть также в пределах установленного законом срока.
Довод апелляционной жалобы о том, что в спорный налоговый период административный ответчик фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял, дохода от нее не имел, основанием к переоценке выводов суда являться не могут исходя из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-0-0).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О и в Определении от 12 мая 2005 года N 210-О, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и тому подобного, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Таким образом поскольку факт не осуществления предпринимательской деятельности при наличии статуса индивидуального предпринимателя сам по себе не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть признаны обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они являлись основанием процессуальной позиции заявителя и были исследованы судом. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юшкова Андрея Михайловича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.
Председательствующий-
Судьи-