дело № 2а-180/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 25 мая 2018 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Мовзер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Кослан лес» к Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел об оспаривании предписания №11/10-1820-18-И от 16.04.2018,
установил:
ООО «Кослан лес» обратилось в суд с заявлением, в обоснование которого указало, что предписанием Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел №11/10-1820-18-И от 16.04.2018, обязывает ООО «Кослан лес» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а именно оформить акты формы Н-1 о несчастном случае на производстве, произошедшем 15.01.2018 с ФИО1 и ООО «Кослан лес»; направить оформленный в соответствии с заключением государственного инспектора акта форм Н-1 пострадавшему ФИО1, направить оформленный в соответствии с заключением государственного инспектора акта форм Н-1 в Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственную инспекцию труда в Республике Коми. В обоснование требований указало, что трудовой договор №37 от 29.12.2017 считается недействительным, аннулирован приказом №5/п о 22.03.2018, данный приказ (копия) направлены ФИО1 почтовым письмом с уведомлением, в рамках расследования несчастного случая на предприятии были привлечены Следственный отдел и прокуратура Удорского района, которые завели уголовное дело, в рамках которого имеются показания ФИО1 о том, что он работал по договору подряда, а также медицинская справка о том, что на момент дачи показаний он находился в здравом уме. На момент произошедшего несчастного случая ФИО1, выполнял работы по договору подряда от 04.12.2017 в ООО «Кослан лес», данный договор досрочно не расторгнут. Лица, работающие по договору подряда, не подлежат страхованию от несчастного случая. Поэтому проверка была только в рамках уголовного дела. Основным местом работы является Государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр». На основании изложенного просило отменить предписание Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел №11/10-1820-18-И от 16.04.2018.
Административный истец и административный ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в суд не явились, представитель ООО «Кослан лес» в ходатайстве просил об отложении судебного заседания и о приостановлении производства по делу до рассмотрения жалоб на постановление №11/10-1659-18-И и №11/10-1658-18-И от 05.04.2018.
Суд, с учетом исследованных материалов дела, определил отказать в ходатайстве административного истца об отложении рассмотрения дела, а также о приостановлении производства по делу в связи с тем, что по жалобе на постановление №11/10-1659-18-И вынесено решение Удорского районного суда, которым в удовлетворении жалобы отказано, а жалоб на постановление №11/10-1658-18-И в производстве Удорского районного суда не имеется, а также с учетом того, что ходатайство подано не уполномоченным на то лицом, а также определил рассмотреть заявление об оспаривании предписания №11/10-820-18-И от 16.04.2018 в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные письменные материалы дела, а также материалы проверок ООО «Кослан лес», суд пришел к следующему.
04.12.2017 между ООО «Кослан лес» и ФИО1 заключен договор подряда № б/н от 04.12.2018 на срок с 04.12.2017 по 04.02.2018.
16.01.2018 в Государственную инспекцию труда в Республике Коми поступило извещение о тяжелом несчастном случае, произошедшем 15.01.2018 с работником ФИО1, извещение вх. №6-87-18-ПВ от 16.01.2018.
При уточнении обстоятельств произошедшего несчастного случая 17.01.2018 в адрес Государственной инспекции труда в Республике Коми получены дополнительные документы, а именно договор подряда № б/н от 04.12.2017 и медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, вх. № 6-105-18-ПВ от 17.01.2018.
Согласно ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой – либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследование несчастного случая по данному происшествию не проводилось, ввиду того, что ФИО1 не являлся работником ООО «Кослан лес». Приказ о приеме на работу не издавался, трудовой договор между ООО «Кослан лес» и ФИО1 не заключался.
Вместе с тем, 22.03.2018 в Государственную инспекцию труда в Республике Коми от гр. ФИО1 поступило заявление о расследовании несчастного случая на производстве, вх. № 11/7-705-18-ОБ от 22.03.2018.
Согласно приложенным к заявлению документов между ООО «Кослан лес» и ФИО1 заключен трудовой договор № 37 от 29.12.2017, ФИО1 является работником ООО «Кослан лес» на основании Приказа «О приеме на работу» № 11 от 29.11.2017.
Из протокола опроса ФИО1 от 22.03.2018 следует, что трудовой договор с ФИО1 ООО «Кослан лес» заключили после заявления «Об установлении трудовых отношений».
Заявление ФИО1 подано в ООО «Кослан Лес» 01.03.2018, что подтверждается отметкой входящего документа специалиста по кадрам ООО «Кослан лес».
В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15ТКРФ;
судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
При произошедшем несчастном случае пострадавший ФИО1 выполнял очистку станка от опилок и мусора, согласно п. 5.1 Инструкции по охране труда № 12 «По охране труда для станочников», утвержденной 07.03.2013 директором ООО «Кослан лес» Джавадовым А.Г.
Согласно представленному приказу № 5/п от 22.03.2018 «Об аннулировании трудового договора и приказа о приеме на работу» работодатель признал трудовой договор №37 от 29.12.2017 не действительным. С приказом № 5/п от 22.03.2018 «Об аннулировании трудового договора и приказа о приеме на работу» работник ФИО1 не ознакомлен.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ТК РФ если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Вместе с тем, поскольку работник по факту приступал к работам в ООО «Кослан Лес», приказ № 5/п от 22.03.2018 считается недействительным. Вышеизложенное свидетельствует о наличии трудовых отношений между ООО «Кослан лес» и ФИО1.
Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии абз. 5 ч. 1 ст. 228 ТК РФ при несчастных случаях, работодатель (его представитель) обязан принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Согласно ч. 1, 2 ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 229.2 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Материалы расследования несчастного случая включают:
приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании изложенного работодатель нарушил порядок расследования несчастного случая.
Согласно ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
В соответствии с требованиями абзаца 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ ответственность за нарушения трудового законодательства возложена на работодателя.
В силу части 2 статьи 357 ТК РФ в случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что по заявлению работника ООО «Кослан лес» ФИО1 от 22.03.2018 Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел проведена внеплановая документарная проверка ООО «Кослан лес». По результатам проведенной проверки ООО «Кослан лес» выдано предписание №11/10-1820-18-И от 16.04.2018 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок до 03 мая 2018 года.
Обжалуемое предписание от 16 апреля 2018 года №11/10-1820-18-И ООО «Кослан лес» получено 23 апреля 2018 года, о чем имеется подпись должностного лица о получении в почтовом уведомлении, а также согласно сведениям Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел указанное предписание направлено на электронный адрес ООО «Кослан лес» в день вынесения предписания, то есть 16.04.2018, что также подтверждено уведомлением о направлении электронного письма.
Таким образом, предписание №11/10-1820-18-И от 16.04.2018 могло быть обжаловано в суд в срок до 03 мая 2018 года.
Из материалов административного дела усматривается, что административный истец ООО «Кослан лес» обратился в Удорский районный суд с административным иском об отмене предписания 08 мая 2018 года, датировано административное исковое заявление 04.05.2018, и передано в отделение почтовой связи также 04.05.2018, то есть за пределами срока обжалования, установленного частью 2 статьи 357 ТК РФ.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
В административном исковом заявлении ООО «Кослан лес» указано о том, что обжалуемое предписание получено почтовым уведомлением 26.04.2018, однако на почтовом уведомлении имеется отметка о получении должностным лицом ООО «Кослан лес» предписания №11/10-1820-18-И от 16.04.2018, с датой получения 23.04.2018, при этом Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел указанное предписание направлено на электронный адрес ООО «Кослан лес» в день вынесения предписания, то есть 16.04.2018, что также подтверждено уведомлением о направлении электронного письма.
Других доказательств, свидетельствующих о получении предписания от 16.04.2018 №11/10-1820-18-И 26 апреля 2018 года, в материалах административного дела не имеется.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к выводу о получении предписания административным истцом 23 апреля 2018 года.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока обращения в суд не установлено, то, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 189, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Кослан лес» к Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел об оспаривании предписания №11/10-1820-18-И от 16.04.2018, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.
Председательствующий А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 18 часам 30 мая 2018 года.