Судья Бобылева Е.В. Дело № 33а-8453/2021
24RS0056-01-2020-004743-20
3.168
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 года город Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Мирончика И.С.,
судей Шавриной А.И., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.
административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Иванову Антону Игоревичу о признании информации, распространяемой в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено,
по апелляционной жалобе административного ответчика Иванова А.И., его представителя Валенко А.А.
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 24 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Признать информацию, размещенную в сети "Интернет" на интернет-сайте: https://selection-market.ru о предложении неопределенному кругу лиц заключить договоры розничной купли-продажи парфюмерно-косметической продукции без маркировки с необходимой информацией, предусмотренной Техническим регламентом «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», без необходимой и достоверной информации о продавце указанной продукции и владельце агрегатора, а также без товаро-сопроводительной документации, содержащей сведения о декларации о соответствии товаров, - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для включения указанного интернет-сайта в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском, с учетом уточнений просило признать информацию, размещенную на сайте https//selection-market.ru, распространяемую посредством сети «Интернет», о предложении неопределенному кругу лиц заключить договоры розничной купли-продажи парфюмерно-косметической продукции без маркировки с необходимой информацией, предусмотренной Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, без необходимой и достоверной информации о продавце указанной продукции и владельце агрегатора, а также без товаро-сопроводительной документации, содержащей сведения о декларации о соответствии. Требования мотивированы тем, что в ходе мероприятия по контролю установлен факт реализации индивидуальным предпринимателем ФИО13 парфюмерно-косметической продукции без маркировки, предусмотренной Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и товарно-сопроводительных документов; продукция маркирована товарными знаками известного бренда в отсутствие разрешения на их использование; реализация продукции осуществляется с использованием сайта: https//selection-market.ru в сети «Интернет», регистратором доменного имени которого является Иванов А.И., без предоставления потребителю информации о продавце, месте его нахождения, изготовителе, импортере, владельце агрегатора, что нарушает права неопределенного круга потребителей, в связи с чем, распространение информации, размещенной на данном сайте, подлежит признанию запрещенной на территории РФ, доступ к данном сайту должен быть ограничен.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Иванов А.И., его представитель Валенко А.А. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, мотивировав тем, что на дату рассмотрения административного иска вся незаконная информация со спорного сайта удалена, на сайте осталась продукция, полностью сертифицированная, приобретенная у законных поставщиков, что подтверждается товарно-транспортной накладной.
От представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Шульца А.В. поступили возражения на апелляционную жалобу административного ответчика и его представителя, в которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица Енисейское управление Роскомнадзора Бурдюковой Н.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица. Иные лица, участвующие в деле, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Отношения по распространению информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (п.п.1 п.1 ст. 1).
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п.п.9 ст.2 указанного закона);
В силу п.1 ст. 9 указанного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п.1,6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (п.1). Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п.6).
В силу п.п. 1,5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п.1). Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5).
В силу п.п.1,2,3,5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" (п.1). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие указанную информации) (п.2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.3). Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 5).
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (вместе с "ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции"), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, установлен перечень информации, которая должна содержаться в маркировке парфюмерно-косметической продукции (п.9.2 ст.5), который подробно отражен в обжалуемом решении суда.
Согласно п. 1.2 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.12 Правил продажи отдельных видов товаров…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в редакции, действовашей на момент спорных правоотношений) Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной административным истцом проверки установлен факт реализации индивидуальным предпринимателем ФИО11 парфюмерно-косметической продукции под товарным знаком «TOM FORD» без маркировки, предусмотренной п. 9.2 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», а также без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ст. 7 Регламента) и товарно-сопроводительных документов; продукция маркирована товарными знаками известного бренда в отсутствие разрешения на их использование. Реализация указанной продукции осуществляется через сайт: https//selection-market.ru в сети «Интернет», на котором в нарушение требований закона отсутствует информация о продавце, месте его нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, фамилии, имени, отчестве, физического лица – в качестве индивидуального предпринимателя, об изготовителе, импортере, владельце агрегатора. Документы на товар не представлены. Полагая указанные обстоятельства не соответствующими требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Руководствуясь нормами КАС РФ, Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (вместе с "ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции"), Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 696, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещенная административным ответчиком информация в сети "Интернет" на интернет-сайте: https://selection-market.ru о предложении неопределенному кругу лиц заключить договоры розничной купли-продажи парфюмерно-косметической продукции без маркировки с необходимой информацией, предусмотренной Техническим регламентом «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», без необходимой и достоверной информации о продавце указанной продукции и владельце агрегатора, а также без товарно-сопроводительной документации, содержащей сведения о декларации о соответствии товаров, - нарушает положения действующего законодательства РФ и потому, относится к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, соглашается с указанными выводами суда. Доказательств, которые бы опровергали изложенные в оспариваемом решении обстоятельства, стороной административного ответчика не представлено.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенных административным истцом мероприятий установлен факт реализации ФИО11 парфюмерно-косметической продукции без маркировки с необходимой информацией, предусмотренной вышеуказанным Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Установив факт реализации указанной продукции посредством сайта https://selection-market.ru, а также установив, что администратором доменного имени указанного сайта является административный ответчик, последнему было предложено предоставить информацию и документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции, а также реализацию товара с соблюдением требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, чего административным ответчиком сделано не было. Суду первой и апелляционной инстанций такие сведения также представлены не были.
За допущенные нарушения реализации парфюмерно-косметической продукции ФИО11 была привлечена к административной ответственности по ст.14.45 КоАП РФ и ст.14.43 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями зам.руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Аккерта М.Р. № 40256 от 11.11.2020, № 40272 от 11.11.2020, №40256 от 11.11.2020, вступившими в законную силу, не оспоренными стороной административного ответчика, сведений, свидетельствующих об обратном, стороной административного ответчика в материалы дела не представлено.
Таким образом, установив факт размещения на сайте https://selection-market.ru информации о реализации парфюмерно-косметической продукции без соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок реализации такой продукции, суд обоснованно пришел к выводу о том, что административным ответчиком допускается нарушение действующего законодательства РФ, в связи с чем распространение информации на указанном сайте о реализации парфюмерно-косметической продукции является информацией, распространение которой запрещено в РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на дату рассмотрения административного иска вся незаконная информация с сайта удалена, а на сайте осталась только продукция, полностью сертифицированная, приобретенная у законных поставщиков, подлежат отклонению, поскольку распространение спорной информации посредством предоставления доступа на страницу сайта https://selection-market.ru, привело к нарушению права неопределенного круга потребителей на получение достоверной и достаточной информации о товаре, за что предусмотрена административная ответственность. При этом распространение данной информации в силу закона не допустимо именно с момента ее первоначального размещения на указанном сайте. Установление факта такого размещения информации является достаточным основанием для ее признания информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и для включения интернет-сайта https://selection-market.ru в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Иных доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: