РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2019 г. №2а-713
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Пресниковой И.А., с участием прокурора Шапрана Д.И., при секретаре Ланцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного прокурора Солнечногорского гарнизона в интересах Российской Федерации к Призывной комиссии Дмитровского городского округа ФИО2 <адрес>, Военному комиссариату городов <адрес>, Ларионову ФИО11 о признании решения незаконным, возложении обязанности по организации призыва на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Солнечногорского гарнизона в интересах РФ обратился в суд с административным иском о признании решения призывной комиссии незаконным, ссылаясь на то, что военной прокуратурой Солнечногорского гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу. Прокурором установлено, что распоряжением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-РГ созданы призывная комиссия <адрес> (председатель – Губернатор <адрес>) и призывная комиссия <адрес> (председатель – Глава <адрес>).
Согласно протоколу заседания призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ларионов А.В. признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория «В») и освобожден от призыва в соответствии с п.п.«а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе».
Однако, в ходе прокурорской проверки установлено, что решение об освобождении Ларионова А.В. от военной службы по состоянию здоровья принято названной призывной комиссией при отсутствии проведения призывнику необходимых медицинских обследований, в связи с чем оно является незаконным. Прокурор просит суд признать решение призывной комиссии <адрес>. ( решением Совета депутатов Дмитровского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. за № Администрация <данные изъяты> переименована в Администрацию <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об освобождении Ларионова А.В. от призыва на военную службу - незаконным, военному комиссариату городов <адрес> ФИО2 <адрес> и призывной комиссии <адрес> организовать мероприятия, связанные с призывом Ларионова А.В. на военную службу.
Административный ответчик Ларионов А.В. с иском не согласился, пояснил, что военный комиссариат на обследование его не направлял, медицинское обследование не проходил.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии Дмитровского городского округа М.О. в суд не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствие, решение на усмотрение суда.
Представитель Военного комиссариата городов <адрес> против иска не возражала.
Суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой Солнечногорского гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу
Распоряжением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РГ созданы призывная комиссия <адрес> призывная комиссия <адрес>.
Согласно протоколу заседания призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № ответчик Ларионов А.В. признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория «В» ) и освобожден от призыва в соответствии с п.п.»а» п.1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Как утверждает прокурор, в ходе прокурорской проверки установлено, что решение об освобождении ответчика от военной службы по состоянию здоровья принято призывной комиссией при отсутствии проведения призывнику необходимых медицинских обследований, в связи с чем прокурор просит суд признать указанное решение незаконным. Суд полагает согласиться с требованиями прокурора.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, далее - Положение), призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном районе решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решений об освобождении граждан от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Положение), организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с п.п. 14 и 15 указанного Положения, при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения различные диагностические исследования, а также освидетельствование соответствующими врачами-специалистами (хирургом, терапевтом и т.д.).
Порядок направления на обследование (лечение) и форма медицинского заключения о состоянии здоровья граждан определены совместным приказом Минобороны и Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № и Приложением № к приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разделом 4 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № к приказу Минобороны и Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что призывники, признанные нуждающимися в обследовании, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.
Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование призывника, признанного нуждающимся в обследовании, после проведенного обследования оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья граждан. Обследование призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний. В заключении должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данное заключение подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.
Первый экземпляр заключения направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (приложение № к данной Инструкции), в том числе медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и иных документов.
В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас.
В силу ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проверка правильности освобождения граждан от военной службы возложена на призывную комиссию субъекта РФ. Согласно п. 51 вышеназванной Инструкции, личные дела граждан, освобожденных от призыва, представляются на рассмотрение призывной комиссией субъекта РФ. По результатам комиссией принимается решение об освобождении граждан от призыва либо об отмене решения призывной комиссии муниципального образования.
Из материалов, представленных в дело следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Ларионов А.В. принят военным комиссариатом на воинский учет.
В период с 24 января по ДД.ММ.ГГГГг. Ларионов А.В. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> по результатам которого у ответчика диагностирована мочекаменная болезнь.
11.05.18г. военным комиссариатом Ларионову А.В. выдано направление на медицинское обследование в <данные изъяты> в которой ответчик находился на лечении согласно представленным документам.
Однако, в нарушение пунктов 20 и 21 Вышеуказанного Положения о военно – врачебной экспертизе, пункту 12 Приложения № совместного приказа Минобороны РФ и Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», Ларионов А.В. медицинское обследование по направлению военного комиссариата не проходил.
Вместо этого ответчиком на призывную комиссию <адрес> представлены выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ. и медицинское заключение о состоянии здоровья (без номера), в которые медицинскими работниками Яхромской городской больницы были внесены сведения о том, что Ларионов А.В. по направлению военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в больнице в период ДД.ММ.ГГГГг. и у него выявлена мочекаменная болезнь.
По результатам изучения указанных медицинских документов призывной комиссией на основании ст. 72-б Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) Ларионов А.В. признан ограниченно годным к военной службе и в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 23 Федерального закона освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья (решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., оформлено протоколом №).
После принятия данного решения, согласно требованиям пунктов 22 и 23 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № к приказу Минобороны России, Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №) личное дело призывника Ларионова А.В. в военный комиссариат <адрес> для проведения проверки обоснованности освобождения его от призыва на военную службу по состоянию здоровья, в т.ч. путем изучения врачами-членами призывной комиссии субъекта РФ личного дела призывника и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение, не направлялись.
Вместе с тем, в ходе проверки проведено судебно-медицинское исследование, в соответствии с которым (заключение специалиста ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ. №), решение призывной комиссии вынесено необоснованно.
Судебно-медицинскими экспертами установлено, что заключение врачей о наличии у ответчика мочекаменной болезни является необоснованным ввиду отсутствия обследования ответчика в организации здравоохранения по направлению военного комиссариата.
По указанным причинам, установленный Ларионову А.В. диагноз «мочекаменная болезнь» не подтвержден, категория годности его к военной службе определена необоснованно.
Таким образом, решение призывной комиссии <данные изъяты> освобождении призывника Ларионова А.В. от призыва на военную службу надлежит признать незаконным, данное решение подлежат отмене.
Следовательно, поскольку судом решение призывной комиссии признается судом незаконным, призывной комиссией Дмитровского городского округа М.О. совместно с военным комиссариатом городов <адрес> надлежит организовать мероприятия, связанные с призывом ответчика на военную службу с учетом требований, изложенных в приведенных выше нормах закона.
Факт вынесения призывной комиссией вышеуказанного незаконного решения был установлен только в ДД.ММ.ГГГГ при проведении прокурорской проверки, получении объяснений у должностных лиц военного комиссариата (Сосина А.В., Фотина М.А. и др.) а также заключения специалистов №, направленного 111 Главным государственным центром судебно-медицинских криминалистических экспертиз и поступившее прокурору в ДД.ММ.ГГГГ., поэтому срок исковой давности, установленный в 3 месяца ст.219 КАС РФ, для обращения в суд с данным иском прокурором не пропущен, исковое заявление было направлено в суд 29.12.18г.
В соответствии со ст. 28, 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано в суд.
Призывные комиссии состоят из представителей различных организаций и создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ на период призывной кампании, однако не являются ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, ни их структурным подразделением. Вместе с тем, решения, принятые призывными комиссиями в отношении призывника, влекут возникновение у него определенных прав и обязанностей.
Поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо государственный орган или комиссия, уполномоченные отменять решение призывной комиссии Дмитровского муниципального района, рассмотрение данного вопроса подсудно Дмитровскому городскому суду ФИО2 <адрес> (по месту принятия решения).
Из статьи 46 Конституции Российской Федерации следует, что решения или действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.ст. 39 и 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены законные интересы Российской Федерации.
Кроме того, право на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации предоставлено прокурору п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 17 данного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, ФИО2, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.2000 №96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу» определено, что в целях совершенствования надзора за исполнением законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан, при проверках исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок, по которому территориальные и военные прокуроры осуществляют, в частности, надзор за соблюдением должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций требований законодательства по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту, о призыве граждан на военную службу. При этом в соответствии с п. 4 данного указания прокуроры обязаны особое внимание уделять законности в деятельности организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, органов государственной власти и местного самоуправления, призывных комиссий и военных комиссариатов.
Таким образом, целью заявленного административного искового заявления является устранение допущенного призывной комиссией нарушений требований законодательства, регламентирующего вопросы освобождении граждан, состоящих на воинском учете, от призыва на военную службу.
Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Необоснованное решение призывной комиссии об освобождении призывника Ларионова А.В. от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушает неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
Оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, положения закона, представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 39 и 218, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №) об освобождении Ларионова ФИО12 от призыва на военную службу – незаконным.
Военному комиссариату городов <адрес>, Призывной комиссии <адрес> организовать мероприятия, связанные с призывом Ларионова ФИО13 на военную службу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Дмитровский городской суд ФИО2 <адрес>.
СУДЬЯ: