Решение по делу № 2-169/2024 от 26.07.2024

№2-169/2024

УИД 24RS0005-01-2024-000228-36

Категория: 2.206

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новобирилюссы Красноярского края                                          23 октября 2024 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,

при секретаре Поповой-Морозовой А.С.,

с участием:

истца Шкурапекина В.М.,

представителя ответчиков – Овчаренко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Шкурапекина ФИО15 к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по <адрес>, МО МВД России «Большеулуйское» о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шкурапекин В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.

В обосновании исковых требований указал, что в период с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. истец отбывал административное наказание в виде административного ареста, назначенного постановлением мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края, в камере №1 изолятора временного содержания МО МВД России «Большеулуйское» (далее – ИВС). Условия содержания в ИВС, по мнению истца, не соответствовали требованиям закона, а именно: камера по размеру была гораздо меньше, чем положено по нормативу, количество человек в камере превышало установленные нормативы, нормы санитарной площади были нарушены (в камере находилось три человека при норме два человека), что не позволяло свободно передвигаться по камере; в камере отсутствовали скамейки; матрасы и постельное белье не пригодно для использования; в камерах не проводилось ежедневное кварцевание, санитарная обработка и дезинфекция постельного белья, матрасов и подушек; требования приватности пользования санузлом обеспечены не были (отдельным помещением санузел не является, отделен приватной перегородкой, которая не соответствует требованиям). Описанные условия содержания подрывали физические силы и здоровье истца, у истца появилось нарушение сна (беспокойный прерывистый сон), потеря аппетита, резкое ухудшение состояния здоровья и глубокая депрессия. В связи с изложенным, Шкупарпекин В.Н. полагает, что указанными действиями нарушены его права, умалены его честь и достоинство, в связи с чем, просит взыскать с ответчиков в счет возмещения морального вреда денежные средства в сумме 500 000 руб.

Определением от 29 июля 2024 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены – Министерство внутренних дел по Красноярскому краю, МО МВД России «Большеулуйское».

    Истец Шкурапекин В.Н. о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

    Представитель ответчиков - Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Красноярскому краю Овчаренко Н.Н. в судебном заседании, как и в письменном возражении на исковое заявление, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, указав, что согласно действующему законодательству компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Возмещение вреда подлежит за счет казны Российской Федерации. Основанием возмещения вреда, причиненного действиями органов власти, является деликтный состав правонарушения, условием – обязательная предварительная отмена незаконных актов власти или признание недействительными, незаконными действий государственного органа. Иск Шкурапекина В.Н. не относится ни к одному из перечисленных оснований. Следовательно, для возложения обязанности по компенсации морального вреда истцу необходимо доказать полный состав гражданского правоотношения, в том числе, вину ответчиков, незаконность деяний, наличие вреда, а также причинно-следственную связь между вредом и действиями ответчиков. Истцом каких-либо требований о признании незаконными действий должностных ИВС не заявлялось, доказательство о том, что действия таких лиц признаны незаконными – не представлено. В связи с чем, отсутствуют основания для возмещения вреда. Также указала, что Шкурапекин В.Н. в установленный законом срок с заявлением об обжаловании действий должностных лиц не обращался. В период с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. истец отбывал административное наказание в виде административного ареста на основании постановлений мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края, которыми он был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ. Неудобства, которые истец претерпел в связи с нахождением его в ИВС, связаны с привлечением его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц. В соответствии с положениями действующего законодательства полагала, что истцом не приведено ни одного довода, отвечающего требованиям разумности и справедливости заявленной к взысканию суммы морального вреда. Кроме того, содержание иска не имеет указаний на наступление последствий, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, оснований для возмещения вреда за период содержания Шкурапекина В.Н. в ИВС не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать.

    Ответчик - МО МВД России «Большеулуйское» о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

    Помимо этого, информация о дате и времени рассмотрения дела размещена на официальном сайте Бирилюсского районного суда Красноярского края на http://birilus.krk.sudrf.ru посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий.

    Статья 165.1 ГК РФ предусматривает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

    Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).

    Суд принял предусмотренные законом меры по извещению сторон о судебном заседании. Действия сторон судом расценены как избранный ими способ реализации процессуальных прав, не могущий являться причиной задержки рассмотрения дела по существу, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питание (п. 2).

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п. 3).

Содержание обвиняемого, подозреваемого, лица, подвергнутого административному аресту в ИВС в условиях, которые несовместимы с уважением его человеческого достоинства, и не соответствуют установленным законом нормам, влечет нарушение его неимущественных прав, гарантированных законом.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред (далее – ГК РФ), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1). При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2).

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Согласно ч. 4 ст. 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст. 32.8 КоАП РФ).

Порядок и условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту, гарантии прав и законных интересов лиц, которым в соответствии с КоАП РФ назначено административное наказание в виде ареста, регулируются Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (далее – Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту (ч. 2). Не допускается дискриминация лиц, подвергнутых административному аресту, либо предоставление им льгот и привилегий по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам (ч. 3).

Согласно статье 3 Федерального закона №67-ФЗ места отбывания административного ареста предназначены для содержания в них лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел). Внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста (далее - Правила внутреннего распорядка), утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ устанавливает права лиц, повергнутых административному аресту, а именно: право на материально-бытовое обеспечение, бесплатное обеспечение постельными принадлежностями, посудой и столовыми приборами, средствами личной гигиены, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка, индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время, ежедневное трехразовое бесплатное питание, ежедневную прогулку в дневное время продолжительностью не менее одного часа.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ при осуществлении прав лиц, подвергнутых административному аресту, не должны нарушаться порядок и условия отбывания административного ареста, установленные Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка, а также не должны ущемляться права и законные интересы других лиц.

В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека. Лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Статьей 15 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка, которыми устанавливаются примерный распорядок дня места отбывания административного ареста, перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, а также определяется, в том числе, порядок: приема и размещения лиц, подвергнутых административному аресту, проведения ежедневных прогулок лиц, подвергнутых административному аресту, материально-бытового обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, включая наименования и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях, санитарной обработки лиц, подвергнутых административному аресту, медицинского обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, решения иных вопросов, связанных с отбыванием административного ареста.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, отбывают его в условиях изоляции от общества в общих помещениях или помещениях для одиночного содержания (ч. 1).

При размещении лиц, подвергнутых административному аресту, обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся мужчины и женщины; отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся больные инфекционными заболеваниями или лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении; при наличии свободных помещений, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, раздельно содержатся курящие и некурящие (ч. 2).

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ администрация места отбывания административного ареста, а также сотрудники места отбывания административного ареста, в том числе, обязана: исполнять постановления об административном аресте; обеспечивать изоляцию от общества лиц, подвергнутых административному аресту, и осуществлять контроль и надзор за ними; обеспечивать соблюдение Правил внутреннего распорядка; обеспечивать личную безопасность и соблюдение прав лиц, подвергнутых административному аресту, а также гарантии их реализации; устанавливать распорядок дня и обеспечивать его соблюдение в месте отбывания административного ареста; осуществлять контроль за соблюдением лицами, подвергнутыми административному аресту, установленного Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ порядка отбывания административного ареста; требовать от лиц, подвергнутых административному аресту, исполнения ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими законодательными актами Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка; информировать лиц, подвергнутых административному аресту, об их правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста, в том числе об изменении указанных порядка и условий; обеспечивать соблюдение прав лиц, подвергнутых административному аресту.

Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. №83 (далее – Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста) предусмотрено, что лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, выдается туалетная бумага, а также по их просьбе мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва, средства личной гигиены (для женщин). Во временное бесплатное пользование выдаются: постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло), постельное белье (две простыни, наволочка), два полотенца, столовая посуда и столовые приборы (миска, кружка, ложка), только на время приема пищи (п. 45).

Согласно п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении; шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям; полкой для туалетных принадлежностей; аудиодинамиком; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; системой центрального отопления.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 предусмотрено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст. ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33).

Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33).

Согласно п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст. ст. 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.

Разумные и справедливые пределы компенсации морального вреда являются оценочной категорией, четкие критерии его определения применительно к тем или иным категориям дел федеральным законодательством не предусматриваются, следовательно, в каждом случае суд определяет такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей истца и характера спорных правоотношений.

Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться характер и степень нарушения норм и правил содержания, их значение для заявителя, длительность нахождения заявителя в неблагоприятных условиях.

Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и их последствий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 13 мая 2024 г., оставленным без изменения решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 17 июня 2024 г., Шкурапекин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде административного ареста на срок 14 суток. Срок административного ареста постановлено исчислять с момента задержания Шкурапекина В.Н. в органах внутренних дел.

Постановлением мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 24 мая 2024 г., оставленным без изменения решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 17 июня 2024 г., Шкурапекин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде административного ареста на срок 14 суток. Срок административного ареста постановлено исчислять с 10 часов 40 минут 24 мая 2024 г.

Постановлением мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 7 июня 2024 г., оставленным без изменения решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 31 июля 2024 г., Шкурапекин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде административного ареста на срок 14 суток. Срок административного ареста постановлено исчислять с момента задержания Шкурапекина В.Н. в органах внутренних дел.

Из ответов МО МВД России «Большеулуйское» следует, что в МО МВД России «Большеулуйское» отсутствует специализированный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в связи с чем, административно-арестованные лица помещаются для отбытия административного ареста в ИВС МО МВД России «Большеулуйское». Шкурапекин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 13 мая 2024 г. был помещен для отбытия наказания в виде административного ареста на срок 14 суток в ИВС МО МВД России «Большеулуйское» на основании постановления мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 13 мая 2024 г. на период с 16 часов 20 минут 13 мая 2024 г. до 14 часов 30 минут 26 мая 2024 г., 24 мая 2024 г. срок содержания на основании постановления мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 24 мая 2024 г. был продлен на 14 суток, то есть до 10 часов 40 минут 7 июня 2024 г. Шкурапекин В.Н. в 14 часов 40 минут 7 июня 2024 г. помещен для отбытия наказания в виде административного ареста на срок 14 суток на основании постановления мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 7 июня 2024 г. (до 12 часов 45 минут 21 июня 2024 г.).

Согласно копиям книги покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС, с 13 мая 2024 г. Шкурапекин В.Н. для отбытия наказания в виде административного ареста был помещен в камеру №1 ИВС МО МВД России «Большеулуйское», в период с 14 мая 2024 г. по 21 мая 2024 г. в камере №1 ИВС содержалось три человека (ФИО6, ФИО7, Шкурапекин В.Н.), с 22 мая 2024 г. по 23 мая 2024 г. – два человека (Шкурапекин В.Н., ФИО6), с 24 мая 2024 г. по 27 мая 2024 г. – один человек (Шкурапекин В.Н.), с 28 мая 2024 г. по 29 мая 2024 г. – два человека (Шкурапекин В.Н., ФИО8), 30 мая 2024 г. – один человек (Шкурапекин В.Н.), с 31 мая 2024 г. по 5 июня 2024 г. – два человека (Шкурапекин В.Н., ФИО9), с 6 июня 2024 г. по 12 июня 2024 г. – два человека (Шкурапекин В.Н., ФИО10), с 12 июня 2024 г. по 14 июня 2024 г. – один человек (Шкурапекин В.Н.), с 15 июня 2024 г. по 21 июня 2024 г. – два человека (Шкурапекин В.Н., ФИО16.).

Из объяснений полицейских ИВС МО МВД России «Большеулуйское» следует, что 13 мая 2024 г. в ИВС был помещен Шкурапекин В.Н. для отбывания административного ареста, который отказался от помещения его в одиночную камеру №4. Ему было разъяснено, что в камере №1 уже содержатся двое административно-арестованных. При этом Шкурапекин В.Н. пояснил, что претензий по содержанию его в камере №1 он не имеет, желает содержаться в камере №1, где уже содержатся двое административно-арестованных, которые также не возражали, чтобы Шкурапекин В.Н. содержался с ними в камере №1.

Согласно журналу учета выдачи постельных принадлежностей подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС, 13 мая 2024 г. Шкурапекину В.Н. выданы постельные принадлежности – матрас – 1, подушка – 1, простыня – 2, полотенце – 1, наволочка – 1. Кроме того, 7 июня 2024 г. Шкурапекину В.Н. вновь выдан аналогичный комплект постельных принадлежностей.

Согласно представленных МО МВД России «Большеулуйское» материалов приказом МО МВД России «Большеулуйское» №45 от 15 февраля 2022 г. утвержден лимит наполняемости в ИВС в количестве 5 человек (из них, 2 места – для административно-арестованных, 3 места – для лиц, содержащихся по уголовным делам). Административно арестованных лиц содержать в камере №1.

Камера №1 имеет площадь 8,6 кв.м, оборудована: двумя двуспальными кроватями, столом, раковиной (подключена холодная вода), вешалкой с пятью крючками, полкой для туалетных принадлежностей, а также полкой для личных вещей, санузлом, который исправен, имеет приватную перегородку высотой 1,5 м из листового металла, оборудован фанерной дверью высотой 1,0 м, расстояние от санузла до стола – 1,3 м; дневное освещение смонтировано на потолке (1 светильник), в нише над входной дверью имеется светильник ночного освещения, огражден решеткой; окно в камере пластиковое размером 1200х900 мм, с остеклением, обеспечивающим естественное освещение, открывается для естественной вентиляции, высота от пола 1 м; имеется вытяжная вентиляция с механическим побуждением, исправна; отопление центральное, радиатор расположен на стене, закреплен крепежными кронштейнами, не закрыт решеткой, что подтверждается представленными фототаблицами, а также таблицей – Оборудование камеры №1.

Из журнала учета времени бактерицидной и кварцевой обработки камер и помещений ИВС следует, что в период с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. в камере №1 проводилась бактерицидная и кварцевая обработки (13 мая 2024 г. с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 16 мая 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 20 мая 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 23 мая 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 27 мая 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 30 мая 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 3 июня 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 6 июня 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 10 июня 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 13 июня 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 17 июня 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут, 20 июня 2024 г. – с 10 часов 00 минут до 10 часов 15 минут).

Представленным государственным контрактом №2022/10 в период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. подтверждено, что оказание услуг по комплексно-прачечному обслуживанию (стирке, прожарке белья), которые включает в себя: стирку белья с использованием стирального порошка и отбеливателя, прожарку белья, сушку, глажку, упаковку белья для МО МВД России «Большеулуйское» осуществлялась ООО «Рассвет». Услуга оказывается еженедельно – один раз в неделю. В комплект белья, подлежащего стирке, входят: наволочка, 2 простыни, полотенце (1 кг), количество за период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. – 280 кг (приложение №1 к вышеуказанному государственному контракту).

Согласно накладным стирка белья по указанному контракту осуществлялась ООО «Рассвет» 28 мая 2024 г., 21 июня 2024 г.

19 апреля 2024 г. МО МВД России «Большеулуйское» (заказчик) и ИП Крутых Е.Е. (исполнитель) заключен государственный контракт на оказание услуг №152, предметом которого является проведение работ по дератизации, дезинсекции на объектах заказчика. Срок действия контракта – с момента подписания и до 31 декабря 2024 г.

Согласно представленному в материалы гражданского дела материалу надзорного производства №149ж-2024 Шкурапекин В.Н. трижды обращался в прокуратуру Большеулуйского района Красноярского края по поводу его содержания в ИВС в период отбывания административного наказания с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. (два обращения от 30 мая 2024 г., одно обращение от 3 июня 2024 г.). Прокурором Большеулуйского района Красноярского края Шкурапекину В.Н. дан ответ, согласно которому все его обращения рассмотрены, разъяснен порядок отбывания административного ареста. Также в ответе указано, что камера №1 имеет приватную перегородку высотой 1,5 м, выполненную из листового металла и оборудованную фанерной дверью высотой 1,0 м; в камере имеется одна полка для хранения туалетных принадлежностей, одна вешалка для хранения верхней одежды, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов отсутствует, при этом в качестве шкафа используется второй ярус кровати. Таким образом, нарушений законодательства не установлено, оснований для внесения мер прокурорского реагирования не имеется.

По результатам инспекторской проверки организации деятельности МО МВД России «Большеулуйское» по линии обеспечения содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений инспектором ОООиК УОООПиВ ГУ МВД России по Красноярскому краю была составлена справка, согласно которой п. «а» показателя 2.4 раздела «Содержание задержанных, заключенных, арестованных, их охрана и конвоирование» оценены как «неудовлетворительно», по остальным разделам нарушений не выявлено.

Таким образом, судом установлено, что в период содержания истца в изоляторе временного содержания порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулировались нормами Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в редакции от 28 декабря 2013 г., 3 февраля 2014 г., 28 июня 2014 г., 22 декабря 2014 г.), Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 (в редакции от 18 октября 2012 г.).

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, Шкурапекин В.Н. приводит доводы о том, что санитарные и бытовые условия в камере в период отбытия им административного ареста не отвечали требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, указывая, что в период его содержания в изоляторе временного содержания (с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г.) нарушались условия его содержания, а именно, в камере, где он находился, одновременно с ним находилось еще двое лиц, подвергнутых административному аресту при норме наполняемости два человека, в камере не было горячей воды, отсутствовала кабинка, ограждающая туалет, отсутствовала полка для индивидуальных принадлежностей, не проводилась санитарная обработка помещения и постельных принадлежностей, дезинфекция и кварцевание.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что материалами дела подтверждается проведение мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации на объектах МО МВД России «Большеулуйское» (камера №1 ИВС), а именно, дезинфекция помещений осуществляется на основании государственного контракта, постельное белье имеется в достаточном количестве, стирка белья осуществляется своевременно. Кроме того, в 2024 г. прокуратурой Большеулуйского района Красноярского края проводилась проверка на предмет соблюдение требований федерального законодательства при содержании лиц в ИВС МО МВД России «Большеулуйское» по заявлениям Шкурапекина В.Н. по поводу его содержания в ИВС в период отбывания административного наказания с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. В ходе проверки выявлены нарушений законодательства не выявлено. При этом имеются и недостатки, такие как, камера №1 не обеспечена надлежащим водоснабжением (отсутствует горячее водоснабжение), в период с 14 мая 2024 г. по 21 мая 2024 г. в камере содержалось три человека, в том числе, истец Шкурапекин В.Н., что является нарушением положений приказа МО МВД России «Большеулуйское» №45 от 15 февраля 2022 г., которым утвержден лимит наполняемости в ИВС (2 места – для административно-арестованных, 3 места – для лиц, содержащихся по уголовным делам).

Учитывая период непрерывного нахождения Шкурапекина В.Н. в камере №1 ИВС МО МВД России «Большеулуйское» (с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г., в том числе, с 14 мая 2024 г. по 21 мая 2024 г. в камере №1 содержалось три человека) с учетом установленных нарушений содержания в ИВС, суд приходит к выводу, что указанное нарушение прав административного истца само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами является основанием для признания требований о взыскании компенсации обоснованными.

Доводы истца о нарушении условий содержания в части несоблюдения требований приватности, оборудования спального места (довод о не пригодности постельных принадлежностей), не проведении санитарной обработки, дезинфекции и кварцевания судом признаются голословными, не подтвержденными документально, на материалах дела не основанными.

Довод истца Шкурапекина В.Н. о том, что в период отбывания административного наказания в виде административного ареста его состояние здоровья резко ухудшилось суд отклоняет по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 59 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста установлено, что оказание медицинской помощи лицам, подвергнутым административному аресту, в месте отбывания административного ареста осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья

При наличии жалоб на плохое самочувствие, по просьбе вновь поступившего или если состояние вновь поступившего не позволяет выразить свою волю, а также при наличии телесных повреждений дежурный обязан вызвать медицинского работника места отбывания административного ареста (п. 61 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста).

Согласно п. 65 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста о результатах медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся в медицинской помощи медицинским работником места отбывания административного ареста производятся необходимые записи в журнале регистрации проведения медицинских освидетельствований лиц, подвергнутых административному аресту

Приказом МВД РФ №1115, Минздрава РФ №475 от 31 декабря 1999 г. утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в соответствии с которой медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (п. 1).

В соответствии с п. 7 указанной Инструкции основными задачами медицинских работников ИВС являются, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.

Согласно информации, предоставленной МО МВД России «Большеулуйское» (выписка из медицинского журнала) 13 мая 2024 г. при помещении Шкурапекина В.Н. в ИВС проведен первичный осмотр, в этот же день, в 21 часов 41 минуту, Шкурапекин В.Н. жаловался на плохое самочувствие (находился «с похмелья»), истцу была проведена внутривенная инъекция, 7 июня 2024 г. в 18 часов 30 минут обратился с жалобами на головную боль, также проведена внутривенная инъекция. Другие записи, характеризующие состояние здоровья Шкурапекина В.Н., в медицинской документации, за период с 13 мая 2024 г. по 7 июня 2024 г. отсутствуют.

Таким образом, факты причинения вреда здоровью Шкурапекина В.Н. в связи с его нахождением в ИВС в период с 13 мая 2024 г. по 21июня 2024 г. в судебном заседании не установлены.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что камера административно задержанных в период отбытия Шкурапекиным В.Н. административного ареста не в полной мере соответствовали требованиям указанных выше нормативных правовых актов, в связи с чем, руководствуясь приведенными выше нормами права, приходит к выводу о том, что отбытием административного ареста в условиях, не в полной мере отвечающих санитарным и иным требованиям, истцу причинялись физические и нравственные страдания.

Таким образом, суд, установив, что условия содержания истца Шкурапекина В.Н. в ИВС в период с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. не соответствовали в полной мере нормам, установленным Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» и Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. №83, что привело к нарушению личных неимущественных прав истца, повлекших претерпевание им нравственных страданий, приходит к выводу о праве истца на компенсацию морального вреда.

Доводы стороны ответчиков об отсутствии сведений о признании незаконными действий должностных ИВС, об обращении Шкурапекина В.Н. в установленный законом срок с заявлением об обжаловании действий должностных лиц ИВС не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие обжалования условий содержания в ИВС в установленный законом срок при установленном факте нарушения нематериального блага - достоинства истца вследствие ненадлежащих условий содержания в ИВС не свидетельствует об отсутствии факта причинения истцу морального вреда в результате вышеуказанных условий содержания и не является очевидным отклонением действий истца от добросовестного поведения.

В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1 ст. 1101 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в пункте 25 разъяснил, что при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).

В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.

Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем, исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Установленные судом нарушения условий содержания истца в ИВС хотя и не причинили вреда здоровью истца с точки зрения уголовного закона и административного законодательства, но являются посягательством на нематериальные блага.

Таким образом, поскольку компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя, при определении размера подлежащей взысканию суммы компенсации морального вреда суд, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, непродолжительного периода нахождения истца в ИВС в условиях отклонения от установленной законом площади помещения на одного человека (с 14 мая 2024 г. по 21 мая 2024 г.), последствий таких нарушений, характера и степени причиненных истцу Шкурапекину В.Н. нравственных страданий (стресс, переживания), степень вины ответчика, индивидуальные особенности истца, принимая во внимание принимая во внимание характер и продолжительность установленных нарушений, а также наступившие неблагоприятные последствия, с учетом требований разумности и справедливости, приходит к выводу о частично удовлетворении искового заявления и взыскании с ответчика – Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу истца Шкурапекина В.Н. компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковое заявление Шкурапекина ФИО17 к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Красноярскому краю, МО МВД России «Большеулуйское» о компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шкурапекина ФИО19, <данные изъяты> компенсацию за нарушение условий содержания в ИВС МО МВД России «Большеулуйское» в период с 13 мая 2024 г. по 21 июня 2024 г. в размере 3 000 (три тысячи) руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий                                                                                     Ю.И. Лайшева

Мотивированное решение изготовлено 5 ноября 2024 г.

2-169/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шкурапекин Виталий Николаенвич
Ответчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Суд
Бирилюсский районный суд Красноярского края
Судья
Лайшева Юлия Игоревна
Дело на странице суда
birilus.krk.sudrf.ru
26.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2024Передача материалов судье
29.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Подготовка дела (собеседование)
10.09.2024Подготовка дела (собеседование)
10.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.10.2024Предварительное судебное заседание
23.10.2024Судебное заседание
23.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее