Дело 2а-2937/21
Решение
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года г. Махачкала.
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Алиева ФИО6 к ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление о перерасчёте земельного налога,
установил:
Алиев И.И. обратился в суд с административным иском к ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление о перерасчёте земельного налога.
В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
<адрес> России по <адрес> с заявлением о перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размер земельного налога земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 383 +/- 20 кв.м. с приведением доводов и оснований:
В соответствии разъяснений письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-21/22899 "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, a также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
В соответствии с п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ (ч. 6 ст. 3 Закона № 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после ДД.ММ.ГГГГ (в том числе по искам / заявлениям, поданным до ДД.ММ.ГГГГ), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> за №/АМ от 11.03.2019г. постановлено: «определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке».
Таким образом, решением комиссии при Управлении Росреестра по <адрес> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3 383 +/- 20 кв.м., установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 052 305 рубля (четырнадцать миллионов пятьдесят две тысячи триста пять).
Из выписки ЕГРН установлено, что ФИО1 зарегистрировал ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок с кадастровым номером №
На основании вышеизложенного, а также положения п. 7 ст. 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о перерасчете земельного налога ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 просил изменить размер земельного налога земельного участка с кадастровым номером № и произвести перерасчет земельного налога с 01.01.2016г.
17.03.2021г. ИФНС России по <адрес> указанное заявление получило, что подтверждается датой и подписью в почтовом уведомлении.
Осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом. Таковым, в частности является Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ (в редакции от 27.12.2018г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон об обращениях).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ (в редакции от 27.12.2018г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией России права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу ст. 2 Закона об обращениях граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, в органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона об обращениях, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу положений ст. 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006г. №- ФЗ (в редакции от 27.12.2018г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи».
в силу ч. 1 ст. 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В силу п. 3 ст. 5 указанного федерального закона гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
На поданное заявление от 10.03 2021 года и полученным ИФНС России по <адрес> 17.03.2021г. ответ был отправлен заявителю 14.04.2021г., и получен заявителем только 21.04.2021г., о чем свидетельствует щтамп на почтовом конверте. В указанном ответе ИФНС России по <адрес> сказано, что «Инспекцией произведен перерасчет по земельному налогу только за налоговые периоды 2018-2019г.г.»
Считает, что усматривается факт бездействия должностных лиц инспекции ФНС России по <адрес> по оставлению обращения его от 10.03.2021г. без рассмотрения выразившееся в непринятии мер по перерасчету земельного налога с 01.01.2016г. и по 31.12.2017г., т.е. на дату регистрации прав собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №
Оспариваемое бездействие ИФНС России по <адрес> прямо нарушает его материальные права, так как органом исполнительной власти в лице ИФНС России по <адрес> не произведен перерасчет размера земельного налога, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу; <адрес>, площадью 3 383 +/- 20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под организацию жилого микрорайона и принадлежащего ФИО1 на праве собственности с 04.12.2014г., в связи с чем, происходит незаконное увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога за период с 01.01.2016г. по 31.12.2017г.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя ФИО3
Представитель административного истца ФИО3 в суд явился, иск поддержал и просил его удовлетворить по основаниям иска и его пояснений в суде.
Представитель административного ответчика на основании доверенности ФИО4 извещенный надлежаще в судебное заседание не явился, представил возражения по иску.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, возражения представителя ответчика, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 45 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, opганов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В соответствии ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ /выписка из ЕГРН/ принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3 383+/- 20 кв.м.
Решением №/АМ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РД от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость указанного земельного участка установлена в размере 14 052 305руб. тв место ранее установленной кадастровой стоимости 26038375,89 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в интересах ФИО1 по доверенности обратился с заявлением в ИФНС России по <адрес> с просьбой произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ размер земельного налога земельного участка с кадастровым номером № площадью 3383+/-
20кв.м.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №Г ИФНС России по <адрес> уведомило представителя ФИО1 о частичном исполнении обращения, т.е. о принятии для налогообложения измеренной на основании решения №/АМ от ДД.ММ.ГГГГ комиссии кадастровой стоимости для перерасчета земельного налога за налоговые периоды 2018-2019гг.
Данное решение ИФНС России по <адрес> суд находит несоответствующим нормам налогового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 НК РФ).
Как установлено абзацем вторым пункта 1.1 статьи 391 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ).
Из абз. 1 п. 2.1 ст. 52 НК РФ следует, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Кодекса.
При этом согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В суде установлено и не оспаривалось сторонами, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № возле озера «Акгель» установлена по состоянию на 10.11.2014г. /регистрации права ФИО1/ 14052305руб. /Решение №-АМ от ДД.ММ.ГГГГ./.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оставлением без рассмотрения вопроса перерасчета земельного налога истца за 2016-2017гг. за три налоговых периода установления рыночной стоимости объекта налогообложения - земельного участка 11.03.2019г. административным ответчиком допущено незаконное бездействие, что нарушает материальные права истца.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляются функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Суд, рассматривающий споры, не подменяет собой государственные органы, на которые возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования ФИО1, подлежащими удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС России по <адрес>, выразившееся в неисполнении перерасчета земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> площадью 3383+/-20кв.м. за налоговые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2017гг. удовлетворить частично.
Признать бездействие Инспекции ФНС России по <адрес>, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> площадью 3383+/-20кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2017гг.
Возложить на ИФНС России по <адрес> обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете земельного налога, на земельный участок с кадастровым номером № расположенный в <адрес> площадью 3383+/-20кв.м. за налоговые периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2021гг.
Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГг.
Мотивированным решением стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в мотивированном виде.
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.
УИД 05RS0№-86