Дело № 2а-2791/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2016 года г. Хабаровск
Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Ковалева Т.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Хабаровскому краю к Степанову ФИО3 о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным иском к Степанову А.А. о взыскании задолженности по уплате налога, пени. В обоснование иска указано, что Степанов А.А. является плательщиком налогов и сборов и обязан их уплачивать в установленные законом сроки. Объектами налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ признаются следующие виды имущества: жилой дом, жилое помещение ( квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строение, сооружение, помещение. В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. По данным органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов осуществляющие регистрацию транспортных средств, представленным в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ ответчик является владельцем недвижимого имущества, которое в соответствии с п.1 ст. 389 и с п. ст. 401 НК РФ признаются объектом налогообложения. В соответствии с п.4 ст. 397 и п.2 ст. 409 НК РФ ответчику было направлено заказным письмом от *** налоговое уведомление ... об уплате земельного налога за *** г. в сумме <данные изъяты> руб. и налога на имущество за *** г. на сумму <данные изъяты>, заказным письмом от *** налоговое уведомление ... об уплате земельного налога за *** г. на сумму <данные изъяты> руб. и налога на имущество за *** г. на сумму <данные изъяты> руб., заказным письмом от *** налоговое уведомление ... об уплате земельного налога за *** г. на сумму <данные изъяты> руб. налога на имущество за *** г. на сумму <данные изъяты> руб. Просят взыскать со Степанова А.А. задолженность по земельному налогу и налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
Определением от *** рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в письменной форме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 14 КАС РФ, административное правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 61 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения доказывания по административным делам не предусмотрен.
В силу требований ст. 57 Конституции РФ, ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 65 земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 15 Налогового кодекса РФ, земельный налог относится к местным налогам.
Согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ, местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390, ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 393 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из материалов административного дела, на имя административного ответчика Степанова А.А. зарегистрированы :
- земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ****;
- земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ****
В соответствии со ст. 1 Закона РФ « О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 г. № 2003-1, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 Закона РФ « О налогах на имущество физических лиц», объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Согласно ст. 400 НК РФ, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, признаются следующие виды имущества: жилой дом, жилое помещение ( квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строение, сооружение, помещение.
Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика Степанова А.А. зарегистрировано недвижимое имущество – жилой дом с кадастровым номером ... по адресу: ****
В соответствии с п.1 ст. 363 НК РФ административному ответчику были направлены :
- налоговое уведомление ... от ***. об уплате земельного налога за *** г. в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество за *** г. на сумму <данные изъяты> руб.;
- налоговое уведомление ... об уплате земельного налога за *** г. в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество за *** г. на сумму <данные изъяты> руб.;
- налоговое уведомление ... об уплате земельного налога за *** г. в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество за *** г. на сумму <данные изъяты> руб.;
В силу положений ст. 408 НК РФ, исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
На основании ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Согласно ст. 58 НК РФ, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии со ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Из положений ст. 70 НК РФ следует, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из представленных материалов следует, что административным ответчиком несвоевременно выполнены обязанности по уплате земельного налога за *** г. г., не выполнены обязанности по уплате налога на имущество за *** г.г..
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов в адрес Степанова А.А. налоговым органом было направлено:
- требование ... от *** об уплате недоимки в размере <данные изъяты>, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога, налога на имущество за *** год в размере <данные изъяты> руб. Установлен срок исполнения до ***. Направление требования подтверждается списком заказных писем ..., который содержит отметку почтового отделения о принятии почтовых отправлений заказной корреспонденции ***;- требование ... от *** об уплате недоимки в размере <данные изъяты>, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога, налога на имущество за *** г. в размере <данные изъяты> руб. Установлен срок исполнения до ***. Направление требования подтверждается списком заказных писем ..., который содержит отметку почтового отделения о принятии почтовых отправлений заказной корреспонденции ***;
- требование ... от *** об уплате недоимки в размере <данные изъяты>, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога, налога на имущество за *** г. в размере <данные изъяты> руб. Установлен срок исполнения до ***. Направление требования подтверждается списком заказных писем ..., который содержит отметку почтового отделения о принятии почтовых отправлений заказной корреспонденции ***.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку требования направлялись заказной почтой, они считаются врученными налогоплательщику.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из административного искового заявления следует, что вследствие ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате земельного налога за *** г. у ответчика имеется задолженность в размере <данные изъяты> руб., также налогоплательщику начислены пени в размере <данные изъяты> руб., также имеется задолженность по уплате налога на имущество за *** г. год в размере <данные изъяты> руб. и начислены пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №22 Краснофлотского района г.Хабаровска о выдаче судебного приказа на взыскание обязательных платежей (налога и пени) с Степанова ФИО4. Определением мирового судьи судебного участка №22 Краснофлотского района г. Хабаровска от ***. в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, в связи с пропуском срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов. Как следует из данного определения, заявление о вынесении судебного приказа поступило на судебный участок <данные изъяты>.
*** от Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю поступило в Краснофлотский районный суд г. Хабаровска административное исковое заявление о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени, сданное в почтовое отделение ***, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи в суд административного иска.
Как установлено, административный иск подан Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю в нарушение установленного законом шестимесячного срока.
Из представленных суду материалов, а именно налогового требования ... об уплате налога и пени в срок до ***, налогового требования ... об уплате налога в срок до ***, налогового требования ... об уплате налога в срок до ***, в соответствии с требованиями ст.48 НК РФ, налоговый орган имел право на обращение в суд с иском на взыскание задолженности в судебном порядке в течение шести месяцев, т.е. по *** включительно. Соответственно, срок для обращения в суд о взыскании задолженности налоговым органом пропущен.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Положениями п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены только обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
Административным истцом не представлено доказательств уважительных причин пропуска подачи иска. Указанные в исковом заявлении причины пропуска срока для обращения в суд для взыскания обязательных платежей, а именно то, что в Инспекции происходили технические сбои в работе сервера СОИФНС (СОАНД), отсутствовала связь с ЦОД, наличие нестабильной работы программного комплекса АИС «Налог-3», что подтверждается приложенными актами от ***, «Об отсутствии связи в Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю», от *** «О нарушении в работе сервера в Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю», а также письмом ФНС России от *** ..., не являются уважительными и не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные препятствия не являются непреодолимыми для предъявления иска к административному ответчику при надлежащей организации работы должностными лицами налогового органа.
Иные исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, истцом не приведены.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока.
В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление данных обстоятельств.
Поскольку административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с иском о взыскании налога, заявленные требования административного иска удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 293-294 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю к Степанову ФИО5 о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени, отказать.
Решение суда принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения, через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска.
Судья : подпись
Копия верна: судья Т.Н. Ковалева
Подлинник решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска подшит в деле № 2а-27912016 |