Решение по делу № 2-493/2022 (2-8156/2021;) от 15.11.2021

№2-493/2022

10RS0011-01-2021-020769-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года     г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., с участием помощника прокурора Елисеева А.А., посредством видеоконференцсвязи истца, его представителя по ордеру Вечерской С.Н., представителя ответчиков и третьего лица по доверенности Дагдановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску Зетяна Г. С. к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда,

установил:

Зетян Г.С. обратился в суд с требованиями к ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» о компенсации морального вреда в сумме 5301000 руб., причиненного в результате бездействия, выразившегося в несвоевременном оказании медицинской помощи. Иск мотивирован позицией о подтверждении неправомерного бездействия ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, а третьим лицом – УФСИН России по РК.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГБУЗ РК РОД», территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РК.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ГБУЗ «Республиканская больница им.В.А. Баранова».

В судебном заседании истец требования поддержал, указав, что нарушение права на защиту повлекло за собой ущерб его здоровью. Полагает, что некоторые рекомендации, которые были даны врачами, не применимы к нему. Считает, что ему оказывали консультации не врачи-колопроктолог. Также пояснил, что апелляционное определение не было исполнено, не все медицинские обследования проведены.

Его представитель по ордеру Вечерская С.Н. в судебном заседании требования поддержала, указав, что позиция истца подтверждается апелляционным определением.

В судебном заседании представитель ФСИН России, Управления ФСИН по РК, ФКУЗ «МСЧ-10ФСИН ФСИН России» по доверенности Дагданова А.А. иск не признала, поддержав письменные возражения, указав, что истца осматривали врачи по необходимой специальности. Требования не обоснованы, сумма завышена, просит в иске отказать.

ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» представило возражения, по которым какого либо вреда здоровью вследствие признанного судом незаконным бездействия, Зетяну Г.С. не причинено. Факт причинения морального вреда подлежит доказыванию. Период нарушения прав истца и заявленная сумма завышены и ничем не обоснованы. За период наблюдения по поводу имеющихся заболеваний ухудшения не допущено. В иске просит отказать.

ФСИН России, УФСИН России по РК представили возражения, по которым из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ начальника филиала МЧ №2 ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» следует, что осужденному Зетяну Г.С. была оказана медицинская помощь надлежащего качества в необходимом объеме. Ухудшение состояния здоровья истца не допущено. Причинение вреда здоровью истца не подтверждается. Заявленная сумма к возмещению завышена, просят в иске отказать.

Территориальный орган Росздравнадзора по РК представил ходатайство, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, вопрос присуждения компенсации оставляет на усмотрения суда.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные материалы, а также административное дело Петрозаводского городского суда Республики Карелия , материл принимая во внимание заключение помощника прокурора Елисеева А.А. о частичной обоснованности иска, суд считает, что рассматриваемое требование подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В ст. 53 Конституции РФ декларировано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав может осуществляться путем компенсации морального вреда.

В силу положений п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами гражданина. На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Частью 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В силу ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285.

В силу п.2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.

Согласно положениям п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4, ч. 2,4, 7 ст. 26, ч.1 ст.37, ч.1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что истец отбывает наказание по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК, срок наказания истекает ДД.ММ.ГГГГ. Медицинское обслуживание истца обеспечивается ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России».

Зетяну Г.С. установлены следующие диагнозы:    <данные изъяты>

Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Зетяна Г.С. к ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» об оспаривании решения, понуждении совершить определенные действия оставлен без удовлетворения. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ решение было отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении иска. Признано незаконным бездействие ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» по оказанию Зетяну Г.С. медицинской помощи в связи с лечением <данные изъяты> Возложена обязанность на учреждение провести в отношении Зетяна Г.С. повторный осмотр врачом-колопроктологом, в том числе на предмет необходимости проведения следующих исследований: <данные изъяты>

Судебная коллегия пришла к выводу, что запись в медицинской карте истца, как не содержащая рекомендации по проведению дополнительных обследований (с указанием необходимого объема обследований), а также по дальнейшему лечению и медицинской реабилитации, при установленном у истца диагнозе и наличии у него жалоб в течение предшествующих 5 лет на боли в <данные изъяты> требовала от учреждения уточнения информации о том, какое конкретно лечение требовалось пациенту не только в экстренном, но и в плановом порядке. А также, что непринятие учреждением надлежащих мер для выяснения вопроса о том, какое плановое лечение требуется истцу, и, как следствие, невозможность определить какие-либо сроки проведения этого лечения, притом, что имеющийся у истца диагноз с очевидностью свидетельствует о необходимости такого лечения, является неправомерным бездействием, поскольку позволяет произвольно решать вопрос о дате проведения планового лечения.

Кассационным определением третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение было оставлено без изменения.

Определением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» об отсрочке исполнения решения суда отказано. Обязано учреждение об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ Зетяну Г.С. и Петрозаводский городской суд.

Обозначенные судебные постановления учитываются в рассматриваемом деле по правилам ст. 61 ГПК РФ о судебной преюдиции.

После состоявшегося апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ истец был вывезен на консультацию к колопроктологу. Рекомендации: диета, личная гигиена, ФКС, МРТ Малого таза, повторная явка с результатами исследования.

ДД.ММ.ГГГГ истцу была проведена МРТ, а ДД.ММ.ГГГГ вновь он был вывезен на консультацию к врачу, где указаны рекомендации: диета, личная гигиена, ректальные свечи, мази, ванночки, РРС, ирригоскопия.

В соответствии со ст. ст. 53 Конституции Российской Федерации, 12, 16, 1064 и 1069 ГК РФ гражданин вправе требовать возмещения причиненного ему ущерба, связанного с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. К такому возмещению относится в том числе компенсация морального вреда (ст. 151, 1099 и 1100 ГК РФ).

В соответствии с п.3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу п.п. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, применительно к рассматриваемому спору, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

При таких обстоятельствах исковые требования Зетяна Г.С. по существу правомерны. Его личное неимущественное право на охрану здоровья объективно нарушено и в силу вышеприведенных законоположений влечет присуждение с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда (ст. 1071 ГК РФ, п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314). Соответственно, в иске Зетяна Г.С. к ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» следует отказать как к ненадлежащему ответчику.

Учитывая изложенное, принимая во внимание степень и характер перенесенных истцом физических и нравственных страданий, обстоятельства, при которых был причинен вред, длительность установленного неправомерного бездействия, того, что истец имеет право и на получение лечения в плановом порядке, принципы разумности и справедливости, отсутствия объективных данных об ухудшении состояния здоровья истца вследствие выявленного неправомерного бездействия, прохождение консультации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ колопроктолога, проведения МРТ, получение лечения, а также то, что компенсация морального вреда по смыслу положений ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ не должна носить формальный характер, а ее целью является реальная компенсация причиненных пострадавшему страданий, суд считает возможным удовлетворить требование истца частично, присудив компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. Оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере не усматривается, суд находит заявленную истцом сумму равную 5301000 руб. завышенной.

Иных оснований, позволяющих удовлетворить требования в большем размере, в материалы дела представлено не было.

Доводы ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» о том, что истцом не доказан факт физических и нравственных страданий и их относимость к установленному бездействию не принимаются судом, поскольку обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование исковых требований в части нарушения его права незаконным бездействием, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела № 2а-1589/2021, что в силу ст. 151, 1071 ГК РФ является обязательным условием для взыскания компенсации морального вреда, размер которой определяется судом на основе объективной оценки обстоятельств дела, с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости.

На основании подп.8 п.1 ст.333.20, подп.1, 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа не взимается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Зетяна Г. С. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Зетяна Г. С. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В иске к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья И.А. Шишкарёва

Мотивированное решение составлено25.01.2022

2-493/2022 (2-8156/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор города Петрозаводска
Зетян Генрик Саргисович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ Здравоохранения Медико-Санитарная часть №10 ФСИН России по РК "ФКУЗ МСЧ-10ФСИН России"
Другие
Вечерская Светлана Николаевна
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им.В.А.Баранова»
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия
УФСИН России по Республике Карелия
ГБУЗ РК "Республиканский онкологический диспансер"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Шишкарёва И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2021Передача материалов судье
16.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.12.2021Предварительное судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2022Дело оформлено
22.08.2022Дело передано в архив
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее