Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
18 июля 2017 года <адрес>
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-154/2017 по административному иску и. о. прокурора <адрес> ЧР, в порядке ст.218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР, в порядке ст. 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие в сфере исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, т.е. в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> в рамках надзора ранее в 2016 году и в марте 2017года проведены проверки соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, допущенные администрацией Ца-Веденского сельского поселения, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения, в том числе относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 1 от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным законом.
Согласно п.5 ст.11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в указанной сфере относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются, в том числе в целях привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; выработки рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства; привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в РФ основывается, в том числе на признании, обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина, законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Ранее проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в соответствии с постановлением Администрации создан координационный совет по развитию предпринимательства, заседания которого должны проводиться 1 раз в полгода. Однако координационный совет фактически свою деятельность не осуществлял, заседания в 2015 г. не проводились, тем самым цели его создания не были достигнуты.
Выявленные в ходе проверки нарушения законов послужили основанием для внесения в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих. Согласно полученному ответу акт прокурорского реагирования рассмотрен по существу и удовлетворен, а виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, но однако, в ходе настоящей проверки установлено, что Администрацией в 2016 г. и истекшем периоде 2017 г. не проведено ни одного заседания координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства с участием представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательств, представителей малого и среднего бизнеса и представителей средств массовой информации.
Ненадлежащее исполнение требований названного законодательства является прямым препятствием для развития бизнеса, а также выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг граждан, и субъектов предпринимательской деятельности постоянно изменяется и дополняется. Следовательно, на момент предъявления настоящего заявления невозможно конкретизировать перечень граждан, и субъектов предпринимательской деятельности, которые могут воспользоваться предоставленным им правом.
Представитель административного истца - помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3, в суд явился и в ходе судебного заседания, подтвердив обстоятельства дела, изложенные в административном иске, административные исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - глава администрации Ца-Веденского сельского поселения – ФИО5, в суд явился, не возражал против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что выявленные нарушения стали возможными по причине незнания должностными лицами ответственными за данное направление деятельности действующего законодательства своих должностных обязанностей в указанной части.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 и ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции вправе и может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Судом установлено, что вопреки изложенным выше требованиям федерального законодательства административным ответчиком – главой администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР не приняты меры по проведению заседаний координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства с приглашением представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательств, представителей малого и среднего бизнеса и представителей средств массовой информации. С 2015 года по настоящее время не проведено ни одного заседания координационного совета.
Допущенные нарушения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц и создают препятствие для развития бизнеса, а также выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для признания бездействия администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 288 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и. о. прокурора <адрес> ЧР, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании её бездействия в сфере исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства незаконным, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по проведению заседаний координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства с приглашением представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательств, представителей малого и среднего бизнеса и представителей средств массовой информации.
Обязать администрацию Ца-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района принять меры по проведению заседаний координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства с приглашением представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательств, представителей малого и среднего бизнеса и представителей средств массовой информации, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и прокуратуру в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев