Решение по делу № 2-285/2022 от 18.01.2022

Дело № 2-285/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2022 года город Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края

под председательством судьи Клячиной О.Н.

при секретаре Кулаковой Т.В.

с участием

представителя истца Мякишевой Т.А.

представителя ответчика Юрковой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Шагалова А.И.

к акционерному обществу «Уралоргсинтез»

о признании незаконным приказа об отстранении от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации

у с т а н о в и л:

Шагалов А.И. обратился с иском к акционерному обществу «Уралоргсинтез» о признании незаконным приказа об отстранении истца от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации.

В исковом заявлении указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работает в акционерном обществе «Уралоргсинтез» в должности <данные изъяты>.

На основании приказа управляющего директора акционерного общества «Уралоргсинтез» от ДД.ММ.ГГГГ Шагалов А.И. отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

С приказом работник ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ работодателя является незаконным, поскольку обязанность вакцинации против новой коронавирусной инфекции не внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям».

Отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации возможно в отношении работников, работа которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, поименованная в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Данный документ по своему юридическому статусу выше, чем Постановления Главного санитарного врача по ФИО5 краю от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , которые указаны ответчиком в оспариваемом приказе от ДД.ММ.ГГГГ .

В вышеуказанный Перечень включены работы в сфере образования и здравоохранения, работы по убою скота, по уходу за животными, по хранению и переработке сельхозпродукции, по лесозаготовке, гидромелиоративные и другие работы по выемке и перемещению грунта, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные, дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. Работники организаций в сфере переработки нефтепродуктов в указанном Перечне отсутствуют. Отказ истца от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами Гам-КОВИД-Вак-М, КОВИД-глобулин, Фавипиравир (Ковидолек), Гам-КОВИД-Вак (Спутник V), Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящее время клинические исследования до ДД.ММ.ГГГГ, является правомерным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

Шагалов А.И., полагая о незаконности приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ в части отстранения истца от работы, просит взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (34000 рублей), обязать работодателя компенсировать моральный вред (500000 рублей) и уплатить страховые взносы в Фонд социального страхования в Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представил исковое заявление о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 000 рублей, компенсации морального вреда 1 000 000 рублей, о возложении на ответчика обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Шагалов А.И. представил заявление в письменной форме о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Мякишева Т.А. в судебном заседании на иске настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении, полагая о незаконности действий ответчика, которым ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено уведомление о возможности допуска к работе в случае оформления медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Представитель ответчика Юркова А.Е. в судебном заседании, выражая несогласие с иском, полагала, что работодателем не допущено нарушений трудовых прав истца. Отстранение Шагалова А.И. от работы произведено на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым является обязательной вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников промышленных предприятий. Акционерное общество «Уралоргсинтез» является промышленным предприятием химической отрасли (основной вид экономической деятельности ответчика - производство прочих химических органических основных веществ). Поскольку истец при отсутствии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции добровольно отказался от вакцинации, работодатель на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ года правомерно отстранил истца от работы с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Конституция Российской Федерации признает право каждого человека на охрану здоровья (статья 41) и на благоприятную окружающую среду (статья 42).

На основании положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 5).

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (статья 76).

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;

отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5).

Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 5).

При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

выполнять предписания медицинских работников;

в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (пункт 3 статьи 5).

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 статьи 10).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3 статьи 10).

Профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность (пункт 1 статьи 11).

Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11).

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3 статьи 11).

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2).

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» (статья 3). Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (статья 11). При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2 статьи 50). Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения в части его дополнения прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Поскольку прививка от COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то она становится обязательной, если в субъекте Российской Федерации вынесено постановление Главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом Главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора на промышленных предприятиях (производствах) (пункт 1.1). Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Пермского края, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления: организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 с охватом не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников: - первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - вторым компонентом вакцины в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1).

В срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам (сотрудникам), подлежащим обязательной вакцинации, но не менее 80 % от списочного состава коллектива, с учетом граждан, переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад (пункт 2.3). Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с инструкциями к препаратам. Наличие противопоказания к профилактической прививке должно подтверждаться соответствующими медицинскими документами (пункт 3).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ открытым акционерным обществом «Уралоргсинтез» (работодатель) и Шагаловым А.И. (работник) заключен трудовой договор о работе истца в должности <данные изъяты> в подразделении Промышленная группа/Цех утилизации отходов производства изопрена и теплоснабжения/Отделение по утилизации отходов производства изопрена.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору о работе истца в должности <данные изъяты> в подразделении Энергопроизводство - Цех теплоснабжения и утилизации отходов нефтехимического производства углеводородов и их соединений – Отделение по утилизации отходов нефтехимического производства углеводородов и их соединений (пункт 1.2 трудового договора).

Согласно Уставу акционерное общество «Уралоргсинтез» осуществляет деятельность, в том числе, по производству прочих основных органических химических веществ.

Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на территории Пермского края с 00.00 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Указом Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено:

руководителям организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим указом, обеспечить: выполнение постановления Главного государственного санитарного врача по ФИО5 краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в части организации проведения профилактических прививок против COVID-19 (пункт 14(1).

Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является в сложившихся условиях чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 22).

Приказом управляющего директора акционерного общества «Уралоргсинтез» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников акционерного общества «Уралоргсинтез» оформлено решение ответчика о прохождении работниками предприятия обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Работник Шагалов А.И. ознакомлен с приказом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлен работодателем о необходимости вакцинации и об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19, с разъяснением, что прививка против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) при отсутствии медицинских противопоказаний является обязательной по эпидемическим показаниям для работников промышленных предприятий (производств) Пермского края независимо от занимаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ Шагаловым А.И. оформлен отказ в письменной форме от прохождения профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) с указанием причины отказа - "опасаюсь за свое здоровье".

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ оформлено отстранение работника Шагалова А.И. от работы на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации с 8:00 часов ДД.ММ.ГГГГ на весь период до прохождения вакцинации или до окончания периода эпиднеблагополучия.

Актом, оформленным работодателем ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован факт отказа истца от подписи в листе ознакомления с приказом "Об отстранении от работы" от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на несогласие работника с отстранением от работы.

Согласно разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80 % от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20 % от списочного состава работающих.

Согласно рекомендациям действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) работодателям рекомендовано:

определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации (пункт 1).

Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать: сведения о необходимости вакцинации; сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации; порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке; информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации; должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

постановление Главного государственного санитарного врача субъекта; подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;

приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (пункт 2).

Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись (пункт 3).

Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией (пункт 4).

В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) (пункт 6).

Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись (пункт 8).

Разрешая спор, инициированный Шагаловым А.И., и отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что приказ работодателя об отстранении истца от работы от ДД.ММ.ГГГГ , подписан управляющим директором акционерного общества «Уралоргсинтез» ФИО1, имеющим право издавать за своей подписью соответствующие распоряжения.

Оспариваемое истцом решение принято работодателем на основании положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 5 и 10 Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.1. Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции Постановлений Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

В данном случае право работодателя на отстранение истца от работы отвечает требованиям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и согласуется с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и направлено, в том числе на защиту прав и законных интересов иных работников предприятия.

Доводы истца о том, что прививка от новой коронавирусной инфекции не внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , а также о том, что работа Шагалова А.И. не указана в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , являются несостоятельными.

Исходя из Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

В связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Таким образом, при отсутствии медицинских противопоказаний, истец был обязан пройти вакцинацию и предоставить работодателю соответствующий сертификат, либо документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации.

Однако обязанность по выполнению требований санитарного законодательства работник Шагалов А.И. не исполнил.

Довод представителя истца о нарушении ответчиком прав Шагалова А.И. ДД.ММ.ГГГГ основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку на основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по требованиям, заявленным истцом, выбравшим в данном случае способ защиты своих прав путем предъявления иска об оспаривании решения работодателя, принятого ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в соответствии с положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется отказ в удовлетворении иска о признании незаконным приказа об отстранении истца от работы от ДД.ММ.ГГГГ влечет, отказ в удовлетворении требования Шагалова А.И. об оплате периода вынужденного прогула и возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предъявляя иск о компенсации морального вреда, Шагалов А.И. ссылается на положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку виновные действия ответчика, находящиеся в причинно - следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения Шагалову А.И. физических или нравственных страданий, не доказаны, правовые основания для удовлетворения иска о компенсации морального вреда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л:

В удовлетворении иска Шагалова А.И. к акционерному обществу «Уралоргсинтез» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи __________________________

Секретарь судебного заседания Кулакова Т.В. __________________________

"__" _____________ 20__ г.

решение вступило

в законную силу «___»____________

подлинный документ подшит в деле № 2-285/2022

дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края

УИД 59RS0040-01-2022-000158-06

Дело № 2-285/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2022 года город Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края

под председательством судьи Клячиной О.Н.

при секретаре Кулаковой Т.В.

с участием

представителя истца Мякишевой Т.А.

представителя ответчика Юрковой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Шагалова А.И.

к акционерному обществу «Уралоргсинтез»

о признании незаконным приказа об отстранении от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации

у с т а н о в и л:

Шагалов А.И. обратился с иском к акционерному обществу «Уралоргсинтез» о признании незаконным приказа об отстранении истца от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации.

В исковом заявлении указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работает в акционерном обществе «Уралоргсинтез» в должности <данные изъяты>.

На основании приказа управляющего директора акционерного общества «Уралоргсинтез» от ДД.ММ.ГГГГ Шагалов А.И. отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

С приказом работник ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ работодателя является незаконным, поскольку обязанность вакцинации против новой коронавирусной инфекции не внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям».

Отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации возможно в отношении работников, работа которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, поименованная в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Данный документ по своему юридическому статусу выше, чем Постановления Главного санитарного врача по ФИО5 краю от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , которые указаны ответчиком в оспариваемом приказе от ДД.ММ.ГГГГ .

В вышеуказанный Перечень включены работы в сфере образования и здравоохранения, работы по убою скота, по уходу за животными, по хранению и переработке сельхозпродукции, по лесозаготовке, гидромелиоративные и другие работы по выемке и перемещению грунта, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные, дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. Работники организаций в сфере переработки нефтепродуктов в указанном Перечне отсутствуют. Отказ истца от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами Гам-КОВИД-Вак-М, КОВИД-глобулин, Фавипиравир (Ковидолек), Гам-КОВИД-Вак (Спутник V), Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящее время клинические исследования до ДД.ММ.ГГГГ, является правомерным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

Шагалов А.И., полагая о незаконности приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ в части отстранения истца от работы, просит взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (34000 рублей), обязать работодателя компенсировать моральный вред (500000 рублей) и уплатить страховые взносы в Фонд социального страхования в Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представил исковое заявление о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 000 рублей, компенсации морального вреда 1 000 000 рублей, о возложении на ответчика обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Шагалов А.И. представил заявление в письменной форме о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Мякишева Т.А. в судебном заседании на иске настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении, полагая о незаконности действий ответчика, которым ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено уведомление о возможности допуска к работе в случае оформления медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Представитель ответчика Юркова А.Е. в судебном заседании, выражая несогласие с иском, полагала, что работодателем не допущено нарушений трудовых прав истца. Отстранение Шагалова А.И. от работы произведено на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым является обязательной вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников промышленных предприятий. Акционерное общество «Уралоргсинтез» является промышленным предприятием химической отрасли (основной вид экономической деятельности ответчика - производство прочих химических органических основных веществ). Поскольку истец при отсутствии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции добровольно отказался от вакцинации, работодатель на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ года правомерно отстранил истца от работы с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Конституция Российской Федерации признает право каждого человека на охрану здоровья (статья 41) и на благоприятную окружающую среду (статья 42).

На основании положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 5).

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (статья 76).

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;

отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5).

Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 5).

При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

выполнять предписания медицинских работников;

в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (пункт 3 статьи 5).

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 статьи 10).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3 статьи 10).

Профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность (пункт 1 статьи 11).

Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11).

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3 статьи 11).

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2).

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» (статья 3). Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (статья 11). При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2 статьи 50). Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения в части его дополнения прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Поскольку прививка от COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то она становится обязательной, если в субъекте Российской Федерации вынесено постановление Главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом Главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора на промышленных предприятиях (производствах) (пункт 1.1). Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Пермского края, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления: организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 с охватом не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников: - первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - вторым компонентом вакцины в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1).

В срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам (сотрудникам), подлежащим обязательной вакцинации, но не менее 80 % от списочного состава коллектива, с учетом граждан, переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад (пункт 2.3). Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с инструкциями к препаратам. Наличие противопоказания к профилактической прививке должно подтверждаться соответствующими медицинскими документами (пункт 3).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ открытым акционерным обществом «Уралоргсинтез» (работодатель) и Шагаловым А.И. (работник) заключен трудовой договор о работе истца в должности <данные изъяты> в подразделении Промышленная группа/Цех утилизации отходов производства изопрена и теплоснабжения/Отделение по утилизации отходов производства изопрена.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору о работе истца в должности <данные изъяты> в подразделении Энергопроизводство - Цех теплоснабжения и утилизации отходов нефтехимического производства углеводородов и их соединений – Отделение по утилизации отходов нефтехимического производства углеводородов и их соединений (пункт 1.2 трудового договора).

Согласно Уставу акционерное общество «Уралоргсинтез» осуществляет деятельность, в том числе, по производству прочих основных органических химических веществ.

Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на территории Пермского края с 00.00 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Указом Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено:

руководителям организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим указом, обеспечить: выполнение постановления Главного государственного санитарного врача по ФИО5 краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в части организации проведения профилактических прививок против COVID-19 (пункт 14(1).

Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является в сложившихся условиях чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 22).

Приказом управляющего директора акционерного общества «Уралоргсинтез» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников акционерного общества «Уралоргсинтез» оформлено решение ответчика о прохождении работниками предприятия обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Работник Шагалов А.И. ознакомлен с приказом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлен работодателем о необходимости вакцинации и об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19, с разъяснением, что прививка против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) при отсутствии медицинских противопоказаний является обязательной по эпидемическим показаниям для работников промышленных предприятий (производств) Пермского края независимо от занимаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ Шагаловым А.И. оформлен отказ в письменной форме от прохождения профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) с указанием причины отказа - "опасаюсь за свое здоровье".

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ оформлено отстранение работника Шагалова А.И. от работы на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации с 8:00 часов ДД.ММ.ГГГГ на весь период до прохождения вакцинации или до окончания периода эпиднеблагополучия.

Актом, оформленным работодателем ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован факт отказа истца от подписи в листе ознакомления с приказом "Об отстранении от работы" от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на несогласие работника с отстранением от работы.

Согласно разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80 % от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20 % от списочного состава работающих.

Согласно рекомендациям действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) работодателям рекомендовано:

определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации (пункт 1).

Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать: сведения о необходимости вакцинации; сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации; порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке; информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации; должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

постановление Главного государственного санитарного врача субъекта; подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;

приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (пункт 2).

Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись (пункт 3).

Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией (пункт 4).

В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) (пункт 6).

Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись (пункт 8).

Разрешая спор, инициированный Шагаловым А.И., и отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что приказ работодателя об отстранении истца от работы от ДД.ММ.ГГГГ , подписан управляющим директором акционерного общества «Уралоргсинтез» ФИО1, имеющим право издавать за своей подписью соответствующие распоряжения.

Оспариваемое истцом решение принято работодателем на основании положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 5 и 10 Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.1. Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции Постановлений Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

В данном случае право работодателя на отстранение истца от работы отвечает требованиям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и согласуется с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и направлено, в том числе на защиту прав и законных интересов иных работников предприятия.

Доводы истца о том, что прививка от новой коронавирусной инфекции не внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , а также о том, что работа Шагалова А.И. не указана в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , являются несостоятельными.

Исходя из Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

В связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Таким образом, при отсутствии медицинских противопоказаний, истец был обязан пройти вакцинацию и предоставить работодателю соответствующий сертификат, либо документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации.

Однако обязанность по выполнению требований санитарного законодательства работник Шагалов А.И. не исполнил.

Довод представителя истца о нарушении ответчиком прав Шагалова А.И. ДД.ММ.ГГГГ основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку на основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по требованиям, заявленным истцом, выбравшим в данном случае способ защиты своих прав путем предъявления иска об оспаривании решения работодателя, принятого ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в соответствии с положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется отказ в удовлетворении иска о признании незаконным приказа об отстранении истца от работы от ДД.ММ.ГГГГ влечет, отказ в удовлетворении требования Шагалова А.И. об оплате периода вынужденного прогула и возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предъявляя иск о компенсации морального вреда, Шагалов А.И. ссылается на положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку виновные действия ответчика, находящиеся в причинно - следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения Шагалову А.И. физических или нравственных страданий, не доказаны, правовые основания для удовлетворения иска о компенсации морального вреда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л:

В удовлетворении иска Шагалова А.И. к акционерному обществу «Уралоргсинтез» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи __________________________

Секретарь судебного заседания Кулакова Т.В. __________________________

"__" _____________ 20__ г.

решение вступило

в законную силу «___»____________

подлинный документ подшит в деле № 2-285/2022

дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края

УИД 59RS0040-01-2022-000158-06

2-285/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шагалов Александр Иванович
Ответчики
АО "Уралоргсинтез"
Другие
Юркова Анна Евгеньевна
Мякишева Татьяна Анатольевна
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Судья
Клячина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
01.08.2022Дело передано в архив
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее