Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2022 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Клячиной О.Н.
при секретаре Кулаковой Т.В.
с участием
представителя истца Мякишевой Т.А.
представителя ответчика Юрковой А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Шагалова А.И.
к акционерному обществу «Уралоргсинтез»
о признании незаконным приказа об отстранении от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации
у с т а н о в и л:
Шагалов А.И. обратился с иском к акционерному обществу «Уралоргсинтез» о признании незаконным приказа об отстранении истца от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации.
В исковом заявлении указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работает в акционерном обществе «Уралоргсинтез» в должности <данные изъяты>.
На основании приказа управляющего директора акционерного общества «Уралоргсинтез» от ДД.ММ.ГГГГ № Шагалов А.И. отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
С приказом работник ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ работодателя является незаконным, поскольку обязанность вакцинации против новой коронавирусной инфекции не внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям».
Отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации возможно в отношении работников, работа которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, поименованная в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Данный документ по своему юридическому статусу выше, чем Постановления Главного санитарного врача по ФИО5 краю от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которые указаны ответчиком в оспариваемом приказе от ДД.ММ.ГГГГ №.
В вышеуказанный Перечень включены работы в сфере образования и здравоохранения, работы по убою скота, по уходу за животными, по хранению и переработке сельхозпродукции, по лесозаготовке, гидромелиоративные и другие работы по выемке и перемещению грунта, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные, дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. Работники организаций в сфере переработки нефтепродуктов в указанном Перечне отсутствуют. Отказ истца от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами Гам-КОВИД-Вак-М, КОВИД-глобулин, Фавипиравир (Ковидолек), Гам-КОВИД-Вак (Спутник V), Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящее время клинические исследования до ДД.ММ.ГГГГ, является правомерным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Шагалов А.И., полагая о незаконности приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № в части отстранения истца от работы, просит взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (34000 рублей), обязать работодателя компенсировать моральный вред (500000 рублей) и уплатить страховые взносы в Фонд социального страхования в Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представил исковое заявление о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 000 рублей, компенсации морального вреда 1 000 000 рублей, о возложении на ответчика обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Шагалов А.И. представил заявление в письменной форме о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Мякишева Т.А. в судебном заседании на иске настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении, полагая о незаконности действий ответчика, которым ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено уведомление о возможности допуска к работе в случае оформления медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Представитель ответчика Юркова А.Е. в судебном заседании, выражая несогласие с иском, полагала, что работодателем не допущено нарушений трудовых прав истца. Отстранение Шагалова А.И. от работы произведено на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым является обязательной вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников промышленных предприятий. Акционерное общество «Уралоргсинтез» является промышленным предприятием химической отрасли (основной вид экономической деятельности ответчика - производство прочих химических органических основных веществ). Поскольку истец при отсутствии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции добровольно отказался от вакцинации, работодатель на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № года правомерно отстранил истца от работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Конституция Российской Федерации признает право каждого человека на охрану здоровья (статья 41) и на благоприятную окружающую среду (статья 42).
На основании положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 5).
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (статья 76).
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;
отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5).
Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 5).
При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:
выполнять предписания медицинских работников;
в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (пункт 3 статьи 5).
Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 статьи 10).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3 статьи 10).
Профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность (пункт 1 статьи 11).
Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11).
Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3 статьи 11).
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2).
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» (статья 3). Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (статья 11). При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2 статьи 50). Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены изменения в части его дополнения прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Поскольку прививка от COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то она становится обязательной, если в субъекте Российской Федерации вынесено постановление Главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).
Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом Главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора на промышленных предприятиях (производствах) (пункт 1.1). Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Пермского края, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления: организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 с охватом не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников: - первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - вторым компонентом вакцины в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1).
В срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам (сотрудникам), подлежащим обязательной вакцинации, но не менее 80 % от списочного состава коллектива, с учетом граждан, переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад (пункт 2.3). Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с инструкциями к препаратам. Наличие противопоказания к профилактической прививке должно подтверждаться соответствующими медицинскими документами (пункт 3).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ открытым акционерным обществом «Уралоргсинтез» (работодатель) и Шагаловым А.И. (работник) заключен трудовой договор № о работе истца в должности <данные изъяты> в подразделении Промышленная группа/Цех утилизации отходов производства изопрена и теплоснабжения/Отделение по утилизации отходов производства изопрена.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору о работе истца в должности <данные изъяты> в подразделении Энергопроизводство - Цех теплоснабжения и утилизации отходов нефтехимического производства углеводородов и их соединений – Отделение по утилизации отходов нефтехимического производства углеводородов и их соединений (пункт 1.2 трудового договора).
Согласно Уставу акционерное общество «Уралоргсинтез» осуществляет деятельность, в том числе, по производству прочих основных органических химических веществ.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Пермского края с 00.00 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Повышенная готовность».
Указом Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено:
руководителям организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим указом, обеспечить: выполнение постановления Главного государственного санитарного врача по ФИО5 краю от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в части организации проведения профилактических прививок против COVID-19 (пункт 14(1).
Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является в сложившихся условиях чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 22).
Приказом управляющего директора акционерного общества «Уралоргсинтез» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников акционерного общества «Уралоргсинтез» оформлено решение ответчика о прохождении работниками предприятия обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Работник Шагалов А.И. ознакомлен с приказом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлен работодателем о необходимости вакцинации и об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19, с разъяснением, что прививка против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) при отсутствии медицинских противопоказаний является обязательной по эпидемическим показаниям для работников промышленных предприятий (производств) Пермского края независимо от занимаемой должности.
ДД.ММ.ГГГГ Шагаловым А.И. оформлен отказ в письменной форме от прохождения профилактической вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) с указанием причины отказа - "опасаюсь за свое здоровье".
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № оформлено отстранение работника Шагалова А.И. от работы на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации с 8:00 часов ДД.ММ.ГГГГ на весь период до прохождения вакцинации или до окончания периода эпиднеблагополучия.
Актом, оформленным работодателем ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован факт отказа истца от подписи в листе ознакомления с приказом "Об отстранении от работы" от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием на несогласие работника с отстранением от работы.
Согласно разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80 % от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20 % от списочного состава работающих.
Согласно рекомендациям действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) работодателям рекомендовано:
определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации (пункт 1).
Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать: сведения о необходимости вакцинации; сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации; порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке; информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации; должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.
Основания для издания приказа:
постановление Главного государственного санитарного врача субъекта; подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (пункт 2).
Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись (пункт 3).
Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией (пункт 4).
В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) (пункт 6).
Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись (пункт 8).
Разрешая спор, инициированный Шагаловым А.И., и отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что приказ работодателя об отстранении истца от работы от ДД.ММ.ГГГГ №, подписан управляющим директором акционерного общества «Уралоргсинтез» ФИО1, имеющим право издавать за своей подписью соответствующие распоряжения.
Оспариваемое истцом решение принято работодателем на основании положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 5 и 10 Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.1. Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции Постановлений Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
В данном случае право работодателя на отстранение истца от работы отвечает требованиям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и согласуется с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и направлено, в том числе на защиту прав и законных интересов иных работников предприятия.
Доводы истца о том, что прививка от новой коронавирусной инфекции не внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, а также о том, что работа Шагалова А.И. не указана в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, являются несостоятельными.
Исходя из Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
В связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Таким образом, при отсутствии медицинских противопоказаний, истец был обязан пройти вакцинацию и предоставить работодателю соответствующий сертификат, либо документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации.
Однако обязанность по выполнению требований санитарного законодательства работник Шагалов А.И. не исполнил.
Довод представителя истца о нарушении ответчиком прав Шагалова А.И. ДД.ММ.ГГГГ основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку на основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по требованиям, заявленным истцом, выбравшим в данном случае способ защиты своих прав путем предъявления иска об оспаривании решения работодателя, принятого ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется отказ в удовлетворении иска о признании незаконным приказа об отстранении истца от работы от ДД.ММ.ГГГГ № влечет, отказ в удовлетворении требования Шагалова А.И. об оплате периода вынужденного прогула и возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предъявляя иск о компенсации морального вреда, Шагалов А.И. ссылается на положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку виновные действия ответчика, находящиеся в причинно - следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения Шагалову А.И. физических или нравственных страданий, не доказаны, правовые основания для удовлетворения иска о компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
В удовлетворении иска Шагалова А.И. к акционерному обществу «Уралоргсинтез» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, об оплате периода вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи __________________________ Секретарь судебного заседания Кулакова Т.В. __________________________ "__" _____________ 20__ г. |
решение вступило
в законную силу «___»____________
подлинный документ подшит в деле № 2-285/2022
дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края
УИД 59RS0040-01-2022-000158-06