Гражданское дело № 2а-874\2018г.
Решение в окончательной форме
изготовлено 03 декабря 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года город Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи О.В. Качусовой,
при секретаре Т.Е. Митяевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Князева Александра Александровича к Отделению (территориальному, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальнику Отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Прядкиной Валентине Николаевне, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности обеспечить жилищной субсидией во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Князев А.А. обратился в Алейский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности обеспечить жилищной субсидией во внеочередном порядке, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.
Истец Князев А.А., старший прапорщик запаса, проходил службу в должности начальника склада (<данные изъяты> роты обеспечения батальона материального обеспечения № отдельной мотострелковой бригады (на БМП), уволен с военной службы 11 мая 2018 года приказом Командующего № общевойсковой армии № по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения истца выслуга лет в Вооруженных Силах РФ составила 25 лет 01 месяц (календарная). Решением начальника отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от 26 февраля 2018 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, составом семьи 4 человека с 29 января 2018 года. Учетная категория: «Очередник по избранному месту жительства – г.Барнаул». Решением начальника отделения (территориальное г.Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24 июля 2018 года № он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по следующим основаниям. «… При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания не было принято во внимание то, что в период прохождения военной службы в ВС РФ Князев А.А. и члены его семьи обеспечивались жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата (Серия №), на средства которого по договору купли-продажи от 02 июля 2002 года приобретен частный жилой дом по адресу: <адрес>. В дальнейшем указанное жилое помещение было продано военнослужащим по договору купли-продажи от 17 июля 2002 года (…). Таким образом, Князев А.А. не может быть повторно обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета по линии МО РФ, в том числе посредством получения жилищной субсидии. Последующее обеспечение жильем военнослужащего возможно только в общем порядке, предусмотрено главой 7 ЖК РФ».
Полагает, что указанное решение является незаконным и неправомерным, нарушает его право, гарантированное ФЗ «О статусе военнослужащих», так как имеются все предусмотренные законом основания для получения жилья в избранном месте жительства по линии МО РФ. Жилищный орган не применил закон, подлежащий применению, ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.125, 130 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года. Первый контракт заключен – 04 июня 1993 года.
Так, в случае признания нуждающимися в жилых помещениях категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего ФЗ. При этом, право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется гражданам один раз. Наличие же у военнослужащего жилья по договору социального найма, предоставленного ему на период прохождения военной службы, не является препятствием в получении жилья в избранном месте жительства. Так как согласно п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В 2001 году в связи с его первоначальным увольнение с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями) он получил денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде государственного жилищного сертификата серии №, выданного главным финансово-экономическим управлением МО РФ на него и его бывшую супругу Князеву (Глущенко) Е.Ю., в размере 320 000 рублей. На данные денежные средства им был приобретен частный дом по договору купли-продажи от 02 июля 2002 года по адресу: <адрес>, общей площадью 61,1 кв.м., жилой площадью 42,2 кв.м., который 17 июля 2002 года был продан по договору купли-продажи.
В силу ст.ст.128, 130 ГК РФ и жилые помещения, и денежные средства являются имуществом. Порядок возврата средств государственных жилищных сертификатов МО РФ, полученных ранее, законом не запрещен. Напротив, законодательством предусмотрена сдача ранее предоставленных жилых помещений, в случае обеспечения жильем в избранном месте жительства. Истец он имеет право на обеспечение жильем в избранном месте жительства - <адрес> (форма обеспечения – жилищная субсидия на 4-х человек), однако, им в 2002 году получен ГЖС, как денежный эквивалент стоимости жилого помещения, в сумме 320 000 рублей, он имеет право возвратить МО РФ деньги (имущество), в размере ранее полученной социальной выплаты, для обеспечения жильем и предотвращения сверх нормативного жилищного обеспечения. Кроме того, он 23 августа 2018 года обратился в жилищный орган с предложением вернуть МО РФ денежные средства (в размере ранее полученного ГЖС), либо обеспечить его жилищной субсидией за вычетом ранее полученных денежных средств, однако, ему было отказано (исх.№ от 06 сентября 2018 года).
Полагает, что жилищным органом не применены п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и о статусе военнослужащих» при снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим-гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76. Частный дом, приобретенный по договору купли-продажи от 02 июля 2002 года по адресу: <адрес>, общей площадью 61,1 кв.м., был приобретен в период брака, в связи с чем, является совместно нажитым имуществом и подлежит учету при установлении нормы нуждаемости на одного члена его семьи. Общая площадь жилого помещения – 61,1 кв.м., он имел право на ? долю от 61,1 кв.м. = 30,55 кв.м. В 2003 году он заключил брак с ФИО6 От брака имеет двух малолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На сегодняшний день, он и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении, предоставляемом на период прохождения военной службы по адресу: <адрес>. Жилых помещений на праве собственности, либо по договору социального найма он и члены его семьи не имеют. Как следует из решения Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2007 года № 294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Барнауле» учетная норма площади жилого помещения в <адрес> на одного человека составляет 12 кв.м. Общая обеспеченность жилой площадью на него одного составляет 30,55 кв.м. Однако, учитывая ст.51 ЖК РФ и Постановление Пленума ВС РФ № 8 от 29 мая 2014 года, названные квадратные метры (для установления обеспеченности жилой площадью на каждого члена его семьи) необходимо разделить на четырех человек. Таким образом, 30,55 кв.м./4=7,63475 кв.м. – обеспеченность жилой площадью на одного члена его семьи. В связи с чем, он и члены его семьи обеспечены жилой площадью ниже учетной нормы, установленной в <адрес>, в связи с чем, они имеют законное право на обеспечение жильем в избранном месте жительства, посредством получения жилищной субсидии, в соответствии с действующим законодательством.
Порядок расчета жилищной субсидии в МО РФ определяется Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства РФ постановлением от 3 февраля 2014 года № 76.
Пункт 3 вышеперечисленных Правил предусматривает уменьшение установленного норматива общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, он, признанный в установленном законом порядке нуждающимся в обеспечении жильем в избранном месте жительства, имеет право быть обеспеченным жилищной субсидией с учетом жилого помещения, приобретенного на денежные средства ранее выданного ГЖС. Норматив общей площади жилого помещения на его семью составляет 72 кв.м. Ему принадлежала на праве собственности ? доля жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 61,1 кв.м., а именно 30,55 кв.м. (ст.38 СК РФ), в связи с чем, он имеет право быть обеспеченным жилищной субсидией, с учетом ранее принадлежавших ему квадратных метров, согласно следующего расчета: 72 кв.м.-30,55 кв.м.=41,45 кв.м., где 41,45 кв.м. – норматив площади жилого помещения, положенного ему и его семье, с учетом ранее выделенного ГЖС.
На основании изложенного просит признать незаконным и отменить решение начальника отделения (территориальное г.Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24 июля 2018 года № о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (территориальное г.Барнаул) МО РФ восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с 29 января 2018 года; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (территориальное г.Барнаул) МО РФ обеспечить его положенной жилищной субсидией во внеочередном порядке.
В судебном заседании административный истец Князев А.А., его представители Кожа Н.М., Стриж Н.В. поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили аналогично изложенному в иске.
Административные ответчики - отделение (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик - начальник Отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Прядкина В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Учитывая мнение административного истца Князева А.А., его представителей Кожа Н.М., Стриж Н.В., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного истца Князева А.А., его представителей Кожа Н.М., Стриж Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно пунктам 1 и 16 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещения военнослужащих - граждан Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 15 Закона № 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение предписаний приведенной федеральной нормы приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления № 512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (пункт 1 поименованного приказа).
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2 этого же приказа), которые в соответствии с пунктом 3 приказа № 1455 принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признают их нуждающимися в жилых помещениях, снимают с учета нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ старший прапорщик Князев А.А. решением начальника отделения (территориальное, г.Барнаул) ФГКУ «Центррегионжильё» от 26 февраля 2018 года №, с 29 января 2018 года был принят на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях с составом семьи, состоящим из супруги ФИО6, сына ФИО7 и дочери ФИО1
Как следует из уведомления № от 20 июля 2018 года для принятия решения о предоставлении военнослужащему старшему прапорщику Князеву А.А. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) 20 июля 2018 года проведена проверка учетного дела на предмет законности и обоснованности признания военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях. Проверкой установлено, что данный военнослужащий обоснованно признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, основания для снятия с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях отсутствуют.
Однако, решением начальника отделения (территориального, г.Барнаул) ФГКУ «Центррегионжильё» от 24 июля 2018 года № старший прапорщик Князев А.А. составом семьи из 4 человек снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Основаниями для снятия с учета послужило то обстоятельство, что при постановке военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, не было принято во внимание то, что в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ Князев А.А. и члены его семьи обеспечивались жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата (серия №), на средства которого по договору купли-продажи от 02 июля 2002 года приобретен частный жилой дом по адресу: <адрес>. В дальнейшем указанное жилое помещение было продано военнослужащим по договору купли-продажи от 17 июля 2002 года. Поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим один раз, Князев А.А. не может быть повторно обеспечен жилым помещением за счет федерального бюджета по линии Министерства обороны РФ, в том числе посредством получения жилищной субсидии.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С указанным решением от 24 июля 2018 года № Князев А.А. не согласился, в связи, с чем обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании Князев А.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ.
Приказом по личному составу командующего № общевойсковой армией от 11 мая 2018 года № § 4, старший прапорщик Князев А.А. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой 25 лет на основании пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Из данного приказа следует, что Князева А.А. жилым помещением по нормам жилищного законодательства (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) не обеспечен. Увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, из выписки послужного списка старшего прапорщика Князева А.А. № от 22 июня 2018 года, выданного войсковой частью № следует, что с 23 мая 1991 года по 04 июня 1993 года истец проходил военную службу в рядах ВС РФ; с 04 июня 1993 года по 01 декабря 1994 года служил в войсковой части №; с 01 декабря 1994 года по 17 апреля 1995 года в войсковой части №; с 17 апреля 1995 года по 17 октября 2001 года в войсковой части №; 17 октября 2001 года уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями; с 28 августа 2003 года по 05 декабря 2005 года служил в войсковой части №; с 15 декабря 2005 года по 20 мая 2009 года в войсковой части №; с 20 мая 2009 года по 14 апреля 2011 года в войсковой части № Сибирского военного округа; с 14 апреля 2011 года по 11 мая 2018 года в войсковой части № Центрального военного округа; 11 мая 2018 года уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В период прохождения военной службы Князеву А.А. на основании ордера № от 09 марта 2004 года была предоставлена в пользование служебная квартира по адресу: <адрес>, о чем с последним была заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от 06 апреля 2004 года.
В связи с увольнением 17 октября 2001 года истца Князева А.А. в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, последним на состав семьи из двух человек, 24 апреля 2002 года был получен государственный жилищный сертификат серия № по категории – отселение из закрытого военного городка на сумму 310 380 рублей, который был реализован 05 июля 2002 года.
Предоставленный государственный жилищный сертификат истцом реализован, 02 июля 2002 года Князевым А.А. совместно с супругой ФИО13. приобретен в долевую собственность в равных долях жилой дом по адресу: <адрес>.
На основании договора купли-продажи от 17 июля 2002 года Князевым А.А. и ФИО14. было проведено отчуждение приобретенного за счет средств ГЖС объекта недвижимого имущества.
Указанные обстоятельства истцом не оспариваются. В судебном заседании административный истец Князев А.А. пояснил, что сделки купли-продажи жилого дома от 02 июля 2002 года и от 17 июля 2002 года были произведены одними и теми же сторонами сделок с целью обналичивания государственного жилищного сертификата, после чего полученные денежные средства он разделил с бывшей супругой ФИО8, документальных доказательств указанному обстоятельству не имеется.
17 сентября 2002 года брак между Князевым А.А. и ФИО12 Е.Ю был прекращен на основании решения о расторжении брака мирового судьи судебного участка г.Алейска от 06 сентября 2002 года, о чем 26 сентября 2002 года выдано свидетельство о расторжении брака серии №.
Согласно свидетельства о заключении брака серии I№, 07 июня 2003 года истец Князев А.А. заключил брак с ФИО15
От данного брака истец имеет двух несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Впоследствии Князев А.А. с 28 августа 2003 года возобновил службу в рядах Вооруженных Сил РФ, в связи с чем на период прохождения военной службы в Алейском гарнизоне, Князеву А.А. была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, на состав семьи состоящий из 4 человек, о чем с ним была заключен договор найма служебного жилого помещения № от 23 июля 2009 года.
После увольнения из Вооруженных Сил РФ истец Князев А.А. полагает, что должен быть обеспечен жильем для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ путем предоставления ему и членам его семьи жилищной субсидии, поскольку в настоящее время у него новая семья, ГЖС выдавался на него и его бывшую супругу, денежные средства, полученные в рамках реализации программы ГЖС, полагает возможным возвратить в МО РФ в размере ранее полученной социальной выплаты в размере 320 000 рублей, с целью предотвращения сверхнормативного жилищного обеспечения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Положения абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет такие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, как однократность обеспечения жильем в рамках данных гарантий и необходимость представления документов об освобождении жилого помещения. Эти условия основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом.
Как было указано выше, Князев А.А. воспользовался правом, гарантированным ему п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, получив в 2002 году жилищный сертификат и реализовав его.
На основании п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета; б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
Оценивая изложенные выше обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что обязательство Министерства обороны РФ перед заявителем по обеспечению жилым помещением было исполнено путем выдачи ему государственного жилищного сертификата, действующим законодательством не предусмотрено обеспечение военнослужащих жильем дважды на условиях, указанных в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», следовательно, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по линии Министерства обороны РФ с учетом результатов проведенной административными ответчиками проверки не имеется.
Таким образом, поскольку Князев А.А. во время военной службы был обеспечен Министерством обороны РФ жилым помещением для постоянного проживания (данное обстоятельство материалами дела не опровергается), путем реализации последним ГЖС, распорядился им по своему усмотрению, ФГКУ «Центррегионжилье» правомерно сняло Князева А.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Действительно, в соответствии с абз. 4 п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, участие в подпрограмме добровольное, а потому никто не вправе обязать военнослужащего реализовать свои жилищные права исключительно посредством получения государственного жилищного сертификата. Поэтому в случае, когда военнослужащий, обладающий правом выбора формы обеспечения жильем, пожелал получить государственный жилищный сертификат, а в последующем от его получения отказался или же вернул его по тем или иным причинам, за ним сохраняется право нахождения в списках нуждающихся в получении жилого помещения и право на реализацию своих жилищных прав в иных формах, в том числе посредством получения жилищной субсидии, получения жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
По смыслу указанных выше Правил лицо, включенное в сводный список на получение государственных жилищных сертификатов, имеет право отказаться от получения государственного жилищного сертификата до момента его реализации и получить жилое помещение другим установленным законодательством способом. В связи с чем, факт обращения с соответствующим заявлением и включение в указанный список не влечет снятие с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и не препятствует изменению волеизъявления лица, принятого на жилищный учет, на приобретение жилого помещения «в натуре» или иным способом.
При этом форма заявления об отказе от получения ГЖС законодательством не предусмотрена.
Однако, право выбора военнослужащим формы жилищного обеспечения сохраняется до фактического исполнения Минобороны России возложенной на него законом обязанности по обеспечению военнослужащего жильем.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Князев А.А. с заявлением об отказе в получении ГЖС в уполномоченные органы МО РФ не обращался, государственный жилищный сертификат был реализован Князевым А.А. в 2002 году, при этом, возврат полученных от реализации ГЖС денежных средств действующим законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности действий начальника Отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Прядкиной В.Н. по вынесению оспариваемого административным истцом решения о снятии Князева А.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В связи с отсутствием правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого решения от 24 июля 2018 года №, у суда отсутствуют основания и для удовлетворения производных от основного требований о возложении обязанности на ФГКУ «Центррегионжилье» (отделение территориальное, г. Барнаул) Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению Князева А.А. положенной жилищной субсидией во внеочередном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Князева Александра Александровича к Отделению (территориальному, г. Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику Отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Прядкиной Валентине Николаевне, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности обеспечить жилищной субсидией во внеочередном порядке, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течении месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий судья: О.В. Качусова
Решение не вступило в законную силу