Решение по делу № 2-406/2018 от 16.02.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю., при секретаре Поспеловой О.Ю.,

с участием прокурора Махмутова Д.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области 11 апреля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании деятельности по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной, возложении обязанности по составлению, утверждению и направлению в Управление Роспотребнадзора паспортов на отходы,

УСТАНОВИЛ:

Курганский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Шадринский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании деятельности по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной, возложении обязанности по составлению, утверждению и направлению в Управление Роспотребнадзора паспортов на отходы. В обоснование иска указал, что по результатам проверки, проводимой в отношении ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» установлено, что учреждением эксплуатируются отходообразующие структурные подразделения: автогараж, здание аптеки, здание городской ветлечебницы, здание главного корпуса, а также используются транспортные средства, численность работников составляет 32 человека. В процессе деятельности ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» образуются отходы производства и потребления, относящиеся к различным классам опасности, которые временно размещаются на территории учреждения, а затем передаются по договору, заключенному с МП «Спецавтотранс», то есть ответчик осуществляет образование, временное накопление и передачу для размещения на объекте ТКО отходов. Однако, в нарушение закона ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» не приняты меры по оформлению паспортов на отходы и направлению их в уполномоченный орган. Просил признать деятельность ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной и обязать ответчика составить, утвердить и направить паспорта на отходы в Управление Росприроднадзора по Курганской области.

В ходе рассмотрения произведена замена ненадлежащего третьего лица - Управление Росприроднадзора по Курганской области на надлежащее - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.

В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора, действующий по поручению Курганского природоохранного прокурора, представил заявление об уменьшении исковых требований, в связи с тем, что 19.03.2018 года ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» составило, утвердило и направило в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу паспорта на отходы с I по IV классы, просил признать деятельность ответчика по обращению с отходами I по IV классов опасности в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года без составления паспортов на отходы незаконной, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» Уфимцев Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что занимает должность начальника ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных». Учреждением эксплуатируются нежилые помещения, транспортные средства, среднесписочная численность работников составляет 32 человека. В процессе деятельности станции образуются отходы, которые временно размещаются на территории учреждения, а затем передаются по договору МП «Спецавторанс». Паспорта на отходы I - IV классов ранее не разрабатывались. В настоящее время такие паспорта оформлены и переданы в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.

Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» осуществляет ветеринарную деятельность, торговлю лекарственными средствами, предоставляет услуги в области животноводства, действует на основании Устава.

Для осуществления деятельности ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» использует принадлежащие им на праве оперативного управления нежилые помещения и земельные участки, а также транспортные средства.

Среднесписочная численность работников ГБУ «Шадринская райСББЖ» составляет 32 человека.

В процессе деятельности государственного учреждения образуются отходы производства и потребления, относящиеся к различным классам опасности, которые временно размещаются на территории станции, а затем передаются МП «Спецавтотранс» по договору от 30.12.2016 года (л.д. ...). Таким образом, ГБУ «Шадринская райСББЖ» осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно их образование, временное накопление и передачу для размещения на объекте ТКО.

При этом, ответчиком момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 года, то есть с 01.08.2014 года не были приняты меры по оформлению паспортов на отходы и направлению их в уполномоченный орган.

Суд приходит к выводу, что в результате своей деятельности государственное -учреждение оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением правил временного хранения отходов различных классов опасности, что негативно ведет к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В процессе рассмотрения дела ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» оформило паспорта на отходы (л.д. ...) и направило их в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу 19.03.2018 года (л.д. ...).

Таким образом, требование прокурора о признании незаконной деятельности ответчика в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года с отходами I - IV классов без составления паспортов на отходы, является обоснованным и подлежит удовлетворению. При вынесении решения суд руководствовался следующим.

В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительстве реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружение и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональном использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ст.4.1. Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью, с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга, при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании п. 5.15 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) обращение с отходами - это виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизированными) организационно-техническими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

В силу п. 1, п. 3 ст. 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

На основании п. 3.11 Национального стандарта ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования» (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 1091 -ст) паспортизация отходов - это последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере. На основании пунктов 5.2 - 5.4 указанного Национального стандарта паспорт отхода составляют и оформляют лица, уполномоченные собственником (в лице руководителя предприятия, владельца) отхода. Паспорт отхода подписывается руководителем предприятия или владельцем отхода и регистрируется в региональном органе, уполномоченном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды по месту расположения предприятия - производителя отходов (сбросов) или их документированного местонахождения.

Порядок проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности утвержден постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее - Порядок).

В соответствии с п.п. 4-7 Порядка паспорт отходов I - IV классов опасности составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV классов опасности. Копия паспорта, Заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Таким образом, составление паспортов на отходы I - IV классов опасности является обязательным.

В судебном заседании установлено, что в период деятельности юридического лица образовываются отходы производства и потребления, что свидетельствует об осуществлении юридическим лицом деятельности по обращению с отходами.

Указанное обстоятельство суд считает достоверно установленным, поскольку оно подтверждается письменными материалами дела, представителем ответчика в судебном заседании не оспорено.

Учитывая, что в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года ответчиком не были выполнены требования закона, по паспортизации классности отходов, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поэтому с ответчика согласно правилам ст. 333.20 НК РФ в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Курганского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании деятельности по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной, удовлетворить.

Признать деятельность ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» по обращению с отходами I - IV классов опасности без составления паспортов на отходы в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года незаконной.

Взыскать с ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» в доход бюджета муниципального образования Шадринский район государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Ю.Журавлева

2-406/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области
Ответчики
ГБУ "Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Другие
Управление Росприроднадзора
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
shadrinsky.krg.sudrf.ru
16.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2018Передача материалов судье
21.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2018Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее