Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю., при секретаре Поспеловой О.Ю.,
с участием прокурора Махмутова Д.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области 11 апреля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании деятельности по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной, возложении обязанности по составлению, утверждению и направлению в Управление Роспотребнадзора паспортов на отходы,
УСТАНОВИЛ:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Шадринский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании деятельности по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной, возложении обязанности по составлению, утверждению и направлению в Управление Роспотребнадзора паспортов на отходы. В обоснование иска указал, что по результатам проверки, проводимой в отношении ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» установлено, что учреждением эксплуатируются отходообразующие структурные подразделения: автогараж, здание аптеки, здание городской ветлечебницы, здание главного корпуса, а также используются транспортные средства, численность работников составляет 32 человека. В процессе деятельности ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» образуются отходы производства и потребления, относящиеся к различным классам опасности, которые временно размещаются на территории учреждения, а затем передаются по договору, заключенному с МП «Спецавтотранс», то есть ответчик осуществляет образование, временное накопление и передачу для размещения на объекте ТКО отходов. Однако, в нарушение закона ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» не приняты меры по оформлению паспортов на отходы и направлению их в уполномоченный орган. Просил признать деятельность ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной и обязать ответчика составить, утвердить и направить паспорта на отходы в Управление Росприроднадзора по Курганской области.
В ходе рассмотрения произведена замена ненадлежащего третьего лица - Управление Росприроднадзора по Курганской области на надлежащее - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.
В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора, действующий по поручению Курганского природоохранного прокурора, представил заявление об уменьшении исковых требований, в связи с тем, что 19.03.2018 года ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» составило, утвердило и направило в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу паспорта на отходы с I по IV классы, просил признать деятельность ответчика по обращению с отходами I по IV классов опасности в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года без составления паспортов на отходы незаконной, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» Уфимцев Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что занимает должность начальника ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных». Учреждением эксплуатируются нежилые помещения, транспортные средства, среднесписочная численность работников составляет 32 человека. В процессе деятельности станции образуются отходы, которые временно размещаются на территории учреждения, а затем передаются по договору МП «Спецавторанс». Паспорта на отходы I - IV классов ранее не разрабатывались. В настоящее время такие паспорта оформлены и переданы в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.
Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» осуществляет ветеринарную деятельность, торговлю лекарственными средствами, предоставляет услуги в области животноводства, действует на основании Устава.
Для осуществления деятельности ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» использует принадлежащие им на праве оперативного управления нежилые помещения и земельные участки, а также транспортные средства.
Среднесписочная численность работников ГБУ «Шадринская райСББЖ» составляет 32 человека.
В процессе деятельности государственного учреждения образуются отходы производства и потребления, относящиеся к различным классам опасности, которые временно размещаются на территории станции, а затем передаются МП «Спецавтотранс» по договору от 30.12.2016 года (л.д. ...). Таким образом, ГБУ «Шадринская райСББЖ» осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно их образование, временное накопление и передачу для размещения на объекте ТКО.
При этом, ответчиком момента вступления в силу Постановления Правительства РФ № от 16.08.2013 года, то есть с 01.08.2014 года не были приняты меры по оформлению паспортов на отходы и направлению их в уполномоченный орган.
Суд приходит к выводу, что в результате своей деятельности государственное -учреждение оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением правил временного хранения отходов различных классов опасности, что негативно ведет к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В процессе рассмотрения дела ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» оформило паспорта на отходы (л.д. ...) и направило их в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу 19.03.2018 года (л.д. ...).
Таким образом, требование прокурора о признании незаконной деятельности ответчика в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года с отходами I - IV классов без составления паспортов на отходы, является обоснованным и подлежит удовлетворению. При вынесении решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительстве реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружение и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональном использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст.4.1. Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью, с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга, при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5.15 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) обращение с отходами - это виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизированными) организационно-техническими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.
В силу п. 1, п. 3 ст. 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
На основании п. 3.11 Национального стандарта ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования» (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 1091 -ст) паспортизация отходов - это последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере. На основании пунктов 5.2 - 5.4 указанного Национального стандарта паспорт отхода составляют и оформляют лица, уполномоченные собственником (в лице руководителя предприятия, владельца) отхода. Паспорт отхода подписывается руководителем предприятия или владельцем отхода и регистрируется в региональном органе, уполномоченном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды по месту расположения предприятия - производителя отходов (сбросов) или их документированного местонахождения.
Порядок проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности утвержден постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 4-7 Порядка паспорт отходов I - IV классов опасности составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV классов опасности. Копия паспорта, Заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Таким образом, составление паспортов на отходы I - IV классов опасности является обязательным.
В судебном заседании установлено, что в период деятельности юридического лица образовываются отходы производства и потребления, что свидетельствует об осуществлении юридическим лицом деятельности по обращению с отходами.
Указанное обстоятельство суд считает достоверно установленным, поскольку оно подтверждается письменными материалами дела, представителем ответчика в судебном заседании не оспорено.
Учитывая, что в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года ответчиком не были выполнены требования закона, по паспортизации классности отходов, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поэтому с ответчика согласно правилам ст. 333.20 НК РФ в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Курганского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании деятельности по обращению с отходами без составления паспортов на отходы незаконной, удовлетворить.
Признать деятельность ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» по обращению с отходами I - IV классов опасности без составления паспортов на отходы в период с 01.08.2014 года по 19.03.2018 года незаконной.
Взыскать с ГБУ «Шадринская районная станция по борьбе с болезнями животных» в доход бюджета муниципального образования Шадринский район государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Ю.Журавлева