Судья Чех Г.В. Дело № 33-5368/2020
(1 инст. № 2-4482/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.,
судей Ковалёва А.А., Максименко И.В.,
при секретаре Зинченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о защите пенсионных прав,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) на решение Сургутского городского суда от 5 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мартыновой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте ХМАО-Югры о защите пенсионных прав удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить Мартыновой О.В. в страховой стаж период работы с 11.04.1988 по 15.08.1994, а также период с 19.06.1996 года по 19.12.1996 года получения истцом пособия по безработице, выплатить Мартыновой О.В. сумму недополученной пенсии с 17.10.2018 года при учете указанных периода работы и получения пособия по безработице.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в пользу Мартыновой О.В. расходы по госпошлине в размере 300 рублей»,
заслушав доклад судьи Ковалёва А.А.,
установила:
Мартынова О.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что при назначении пенсии 17 октября 2018 года пенсионным органом из стажа работы был исключен период работы в Лобановском СРК (Казахстан) с 11 апреля 1988 года по 15 августа 1994 года в связи с тем, что оттиск печати, заверяющей запись об увольнении, не читаем. Также ответчик исключил из страхового стажа период получения пособия по безработице с 19 июня 1996 года по 19 декабря 1996 года. Истица просила обязать ответчика включить в страховой стаж спорные периоды, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 17 октября 2018 года.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Сургуте ХМАО-Югры просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемый период работы имел место на территории Республики Казахстан. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение от 13.03.1992 г.), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года. Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года. Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось. В связи с изложенным в силу приведенных правовых положений периоды работы истицы после 13 марта 1992 года на территории Республики Казахстан не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона № 400-ФЗ к числу иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, относится период получения пособия по безработице. Необходимым условием для включения периода по безработице в страховой стаж является получение пособия по безработице. Факт получения пособия по безработице не доказан, состоять на учете в качестве безработного возможно и без получения пособия по безработице.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам суда ХМАО-Югры приступила к рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мартынова О.В. является получателем пенсии по старости с 17 октября 2018 года.
Из документов пенсионного дела (таблица учтенного стажа) следует, что при назначении пенсии ответчик исключил из страхового стажа истицы период работы с 11 апреля 1988 года по 15 августа 1994 года и период нахождения на бирже труда с 19 июня 1999 по 19 декабря 1996 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным государствами - участниками Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), пунктом 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", исходил из того, что записями, внесенными в трудовую книжку истицы, спорный период работы с 11 апреля 1988 года по 15 августа 1994 года подтвержден; период работы истицы в Лобановском СРК протекал до 1 января 2002 года, в связи с чем соблюдение условия оплаты страховых взносов не требовалось; ответчик необоснованно отклонил представленную трудовую книжку и дополнительные документы о периодах работы истца для цели назначения пенсии.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности, основаны на нормах права.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с решением суда в указанной части, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, основаны на неверном толковании материального закона, правильно примененного судом первой инстанции.
Судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам апелляционной жалобы в указанной части Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 1 января 2002 года. Такой правовой подход Правления Пенсионного фонда Российской Федерации нашел поддержку в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (определение от 24 сентября 2018 г. N 81-КГ18-18).
Вместе с тем с решением суда первой инстанции в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности включить Мартыновой О.В. в страховой стаж периода с 19 июня 1996 года по 19 декабря 1996 года получения истцом пособия по безработице, выплатить Мартыновой О.В. сумму недополученной пенсии с 17 октября 2018 года при учете указанного периода получения пособия по безработице судебная коллегия не может по следующим основаниям.
Разрешая спор в указанной части, суд исходил из того, что выплата пособия по безработице согласно Закону Казахской Советской Социалистической Республики от 15 декабря 1990 года № 413-XII «О занятости населения» была обязательной с момента регистрации гражданина в качестве безработного.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения
(Москва, 13 марта 1992 г.), подписанным 13 марта 1992 года, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, установлено, что:
- Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.1).
- Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п.2 ст.6).
В силу п.п.1, 2 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу ст.2 названного Федерального закона под страховым стажем понимается - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.2).
Статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что:
- В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.1).
- Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статьей 11 названного Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается и период получения пособия по безработице (п.4).
Как видно из трудовой книжки Мартыновой О.В., с 19 июня 1996 года по 19 декабря 1996 года она состояла на учете в Арыкбалыкском центре занятости Республики Казахстан в качестве безработной с сохранением непрерывного трудового стажа.
Между тем, в материалы дела истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт получения пособия по безработице в указанный период.
Таким образом, период регистрации Мартыновой О.В. в качестве безработного, за который она не получала пособие по безработице, не может быть включен в страховой стаж, поскольку это противоречит нормам Российского пенсионного законодательства, по правилам которого назначена пенсия.
При таком положении решение суда в указанной части в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 5 июня 2020 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности включить Мартыновой Ольги Владимировны в страховой стаж периода с 19 июня 1996 года по 19 декабря 1996 года получения истцом пособия по безработице, выплатить Мартыновой Ольги Владимировны сумму недополученной пенсии с 17 октября 2018 года при учете указанного периода получения пособия по безработице.
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение Сургутского городского суда от 5 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий Дука Е.А.
Судьи Ковалёв А.А.
Максименко И.В.