№ 2а-532/2020
УИД 26RS0003-01-2019- 006259-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре судебного заседания Джалиловой З.В.,
помощник судьи Амбарцумян К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
заместитель прокурора Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения федерального законодательства, обосновав свои требования тем, что прокуратурой края в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при проведении работ по благоустройству в парке «<данные изъяты>» <адрес>, которой установлено, что администрацией <адрес> сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № для размещения парка «Нагорный». Указанный земельный участок расположен в границах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорск и государственного памятника природы краевого значения <данные изъяты>». В целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» между МБУ «Управление капитального строительства» <адрес> и ООО «ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парка «<данные изъяты>». Участок проведения работ по благоустройству парка «Нагорный» на горе Горячая входит в границы памятника природы краевого значения <данные изъяты>». Режим особой охраны территории памятника природы установлен решением исполкома <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на территории памятника природы запрещается распашка грунтов, уничтожение почвозащитной растительности, добыча строительных материалов, проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников. Вместе с тем, ООО «ФИО1», в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статей 25, 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 12 Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением строительной техники проведены работы по снятию верхнего слоя почвы, уничтожению почвозащитного слоя растительности, разрушению существующего ландшафта и рельефа горы Горячая, в результате чего государственному памятнику природы краевого значения «<данные изъяты>» причинен экологический ущерб. По данному факту постановлением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «ФИО1» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ. Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление. В силу положений пункта 10.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Министерство наделено полномочиями по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 36 Закона № 33-ФЗ, пункта 10.8 Положения Министерством меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1» не приняты, в связи с чем, заместителем прокурора края министру природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. Согласно информации о результатах рассмотрения представления прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством планировалось обращение в администрацию <адрес> с просьбой заключить муниципальный контракт на проведение мероприятий по установлению суммы экологического ущерба, причиненного ООО «ФИО1» при проведении работ в парке «<данные изъяты>» <адрес>. В соответствии с ответом на запрос прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ Министерством в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о необходимости разработки проекта рекультивации и иных работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Кроме того, в связи с тем, что решение вопроса требует специальных знаний, в том числе в области определения механизма причинения вреда, его размера, объема необходимых восстановительных работ, возможности и сроках их проведения, и привлечения специалистов (экологов, зоологов, ботаников, почвоведов и других), Министерством в рамках реализации полномочий направлены запросы в Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский Федеральный университет» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский Государственный Аграрный университет» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно письму федерального государственного автономного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» от ДД.ММ.ГГГГ № профессорско-преподавательский состав кафедры экологии и природопользования готов оказать содействие в проведении расчета причиненного ущерба окружающей среды в результате проведенных работ на территории парка «<данные изъяты>» на коммерческой основе. Вместе с тем, Министерство повторно обратилось в администрацию <адрес> с предложением разработать проект рекультивационных и иных восстановительных работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), реальные меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1», не приняты. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнены, что свидетельствует о бездействии Министерства на протяжении длительного периода времени. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти подается в суд по месту его нахождения. В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1», возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, принять меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1».
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Ставропольского края Беланов В.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности Миронова Ю.С. в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой края в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при проведении работ по благоустройству в парке <данные изъяты>» <адрес>.
Проверкой установлено, что администрацией <адрес> сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № для размещения парка <данные изъяты>». Указанный земельный участок расположен в границах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения Пятигорск и государственного памятника природы краевого значения <данные изъяты>». В целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» между МБУ «Управление капитального строительства» <адрес> и ООО «ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству парка <данные изъяты> Участок проведения работ по благоустройству парка «Нагорный» на горе Горячая входит в границы памятника природы краевого значения «<данные изъяты>
Режим особой охраны территории памятника природы установлен решением исполкома <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на территории памятника природы запрещается распашка грунтов, уничтожение почвозащитной растительности, добыча строительных материалов, проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников.
Вместе с тем, ООО «ФИО1», в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статей 25, 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 12 Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением строительной техники проведены работы по снятию верхнего слоя почвы, уничтожению почвозащитного слоя растительности, разрушению существующего ландшафта и рельефа горы Горячая, в результате чего государственному памятнику природы краевого значения «Гора Машук» причинен экологический ущерб.
По данному факту постановлением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «ФИО1» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
В силу положений пункта 10.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Министерство наделено полномочиями по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 36 Закона № ЗЗ-ФЗ, пункта 10.8 Положения Министерством меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1» не приняты, в связи с чем, заместителем прокурора края министру природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено.
Согласно информации о результатах рассмотрения представления прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством планировалось обращение в администрацию <адрес> с просьбой заключить муниципальный контракт на проведение мероприятий по установлению суммы экологического ущерба, причиненного ООО «ФИО1» при проведении работ в парке <данные изъяты>» <адрес>.
В соответствии с ответом на запрос прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ Министерством в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о необходимости разработки проекта рекультивации и иных работ, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Кроме того, в связи с тем, что решение вопроса требует специальных знаний, в том числе в области определения механизма причинения вреда, его размера, объема необходимых восстановительных работ, возможности и сроках их проведения, и привлечения специалистов (экологов, зоологов, ботаников, почвоведов и других), Министерством в рамках реализации полномочий направлены запросы в Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский Федеральный университет» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский Государственный Аграрный университет» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно письму федерального государственного автономного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» от ДД.ММ.ГГГГ №, профессорско- преподавательский состав кафедры экологии и природопользования готов оказать содействие в проведении расчета причиненного ущерба окружающей среды в результате проведенных работ на территории парка «Нагорный» на коммерческой основе.
Вместе с тем, Министерство повторно обратилось в администрацию города Пятигорска с предложением разработать проект рекультивационных и иных восстановительных работ, направленный на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), реальные меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1», не приняты.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнены, что свидетельствует о бездействии Министерства на протяжении длительного периода времени.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление к органу государственной власти подается в суд по месту его нахождения.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд критически относиться к возражениям относительно заявленных требований административного ответчика и находит законные основания для удовлетворения требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования заместителя прокурора Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения федерального законодательства, – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии должных мер по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1».
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, принять меры по установлению и взысканию экологического ущерба, причиненного незаконными действиями ООО «ФИО1».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Мотивированное решение суда составлено 3 февраля 2020 года.
Судья А.И.Эминов