Дело № 2а-2412/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 09 декабря 2019 года
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Золотарева В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю к Трипольской О.П. о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее - ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, административный истец, налоговый орган) обратилась в Ленинский районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением о взыскании с Трипольской О.П. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, истекший до +++ (далее – ОМС), в сумме 2 827,44 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период, истекший до +++ (далее – ОПС), в сумме 7 202,60 руб., всего на общую сумму 10 030,04 руб.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что согласно выписке из ЕГРИП Трипольская О.П. в период с +++ по +++ являлась индивидуальным предпринимателем. Сумма задолженности по страховым взносам на ОМС, подлежащая уплате за период с +++ по +++ годы, образовалась в связи с неуплатой фиксированных страховых взносов, составила 15 199,96 руб., из них: за +++ год - 1 610,76 руб. (571,56 руб. – ФОМС, 1039,20 – ТОМС), +++ год – 1 039,20 руб., +++ – 2 821,93 руб., +++ год -3 185,46 руб., +++ год – 3 399,05 руб., +++ год – 3 143,56 руб.. Задолженность в связи с неуплатой страховых на ОПС составила 46 273,23 рубля, из них: за +++ год – 32 479,20 руб. и за +++ год – 13 794,03 руб.. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов налоговым органом начислены пени на суммы недоимки и административному ответчику направлены требования № ... от +++ и № ... от +++ с предложением добровольно уплатить в срок до +++ и +++ соответственно суммы пеней по страховым взносам на ОМС в размере 2 827,44 руб., на ОПС в размере 7 202,6 руб..
Требования налогового органа оставлены Трипольской О.П. без исполнения.
Судебный приказ о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по уплате пени по страховым взносам отменен +++ в связи с поступившими от последней возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административным ответчиком в суд представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что налоговый орган не представил доказательств взыскания недоимки по страховым взносам в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Уплата пени является дополнительной обязанностью плательщика страховых взносов, помимо обязанности по уплате страховых взносов и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности. Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах незаконно.
В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела с их участием не просили.
Учитывая, что участие сторон по данному делу не является обязательным, суд в соответствии с положениями ч. 7 ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.
Исследовав материалы дела, изучив обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему решению.
Вопросы начисления, уплаты страховых взносов, принудительного взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле по запросу суда, Трипольской О.П. направлялись следующие требования об уплате недоимки по страховым взносам за +++-+++ годы:
- № ... от +++ об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 10 392 руб., на ОМС в сумме 571,56 руб. и 1 039,20 руб. со сроком уплаты до +++;
- № ... от +++ об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 13 509,60 руб., на ОМС в сумме 1 610,76 руб. и 1 039,20 руб. со сроком уплаты до +++;
- № ... от +++ об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 14 386,32 руб., на ОМС в сумме 2 821,93 руб. со сроком уплаты до +++;
- № ... от +++ об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 32 479,20 руб., на ОМС в сумме 3 185,46 руб. со сроком уплаты до +++;
- № ... от +++ об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 17 328,48 руб., на ОМС в сумме 3 399,05 руб. со сроком уплаты до +++.
Сведения о вынесении и направлении требований об уплате Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам за +++ год суду не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
До +++ административный ответчик Трипольская О.П. являлась индивидуальным предпринимателем, в связи с чем в силу положений Федерального закона № 212-ФЗ взыскание задолженности по страховым взносам с неё производилось на основании решений органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с положениями статей 19 и 20 Федерального закона № 212-ФЗ постановлениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле (далее - УПФР в г. Барнауле) с Трипольской О.П. взыскана задолженность по страховым взносам, а именно: № ... от +++ взыскана задолженность по страховым взносам за +++ год; № ... от +++ - за +++ год; № ... от +++ - за +++ год; № ... от +++ - за +++ год; № ... от +++ - за +++ год. Сведения о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам за +++ год суду не представлены.
В силу ч. 6 ст. 21 Федерального закона №229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Согласно ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона № 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
При этом в силу ст. 22 Федерального закона № 229-ФЗ срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Согласно поступившим из отдела судебных приставов Ленинского района г. Барнаула и Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю на запросы суда сведениям вышеуказанные постановления предъявлялись к исполнению в службу судебных приставов Ленинского района г. Барнаула.
Так, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула от +++ по результатам рассмотрения постановления № ... от +++ о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам в размере 12 562,38 руб. возбуждено исполнительное производство № .... В рамках исполнительного производства удержания не производились. +++ вынесено постановление об окончании исполнительного производства без исполнения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Оригинал исполнительного документа возвращен взыскателю нарочно по реестру № ... от +++. Повторно исполнительный документ на исполнение не поступал.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула на основании постановления № ... от +++ возбуждено исполнительное производство № ... от +++ о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам в размере 17 351,33 руб. В рамках исполнительного производства удержания не производились. +++ вынесено постановление об окончании исполнительного производства без исполнения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Оригинал исполнительного документа возвращен взыскателю нарочно по реестру № ... от +++. Повторно исполнительный документ на исполнение не поступал.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула на основании постановления №°... от +++ возбуждено исполнительное производство № ... от +++ о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам в размере 20 304,78 руб. В рамках исполнительного производства удержания не производились. Судебным приставом-исполнителем +++ вынесено постановление об окончании исполнительного производства без исполнения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Оригинал исполнительного документа возвращен взыскателю нарочно по реестру № ... от +++. Повторно исполнительный документ на исполнение не поступал.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула на основании постановления № ... от +++ возбуждено исполнительное производство № ... от +++ о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам в размере 41 095,17 руб. В рамках исполнительного производства удержания не производились. Судебным приставом-исполнителем +++ вынесено постановление об окончании исполнительного производства без исполнения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Оригинал исполнительного документа возвращен взыскателю нарочно по реестру № ... от +++. Повторно исполнительный документ на исполнение не поступал.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула на основании постановления № ... от +++ возбуждено исполнительное производство № ... от +++ о взыскании с Трипольской О.П. задолженности по страховым взносам в размере 28 131,20 руб. +++ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ.
На дату обращения +++ административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Трипольской О.П. указанных сумм пеней сроки для повторного предъявления постановлений к исполнению, установленные ст. 21 Федерального закона №229-ФЗ, истекли.
При утрате органом контроля права на взыскание недоимки пени, начисленные на данные суммы недоимки, также не могут быть взысканы в судебном порядке.
Пени в указанном размере начислены Трипольской О.П. за период с +++ по +++ в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за +++-+++ годы.
Пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых взносов могут быть начислены пени.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 422-О применительно к налоговым правоотношениям, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу в данной части требований являлось принятие контрольным органом своевременных мер к принудительному взысканию сумм страховых взносов.
Исходя из положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный срок подачи административного искового заявления в суд может быть восстановлен судом только при наличии уважительных причин.
Административное исковое заявление не содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что административные исковые требования МИФНС России № 14 по Алтайскому краю к Трипольской О.П. о взыскании пени по страховым взносам за +++-+++ годы предъявлены с пропуском срока обращения в суд, данное обстоятельство в силу ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 294 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░