Решение по делу № 1-193/2024 от 11.06.2024

    

                                                                                                               Копия

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

        г. Малоярославец                                                                                          16 октября 2024 года

        Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе:

        председательствующего судьи Сорокина М.В.,

        при ведении протокола помощником судьи Алешиной Я.Б.,

        с участием государственных обвинителей – помощников прокурора Малоярославецкого района Калужской области Албакова А.Д., Титова Р.И.,

        подсудимой Афанасьевой О.А.,

защитников – адвокатов Халиловой Н.С., представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ, Васина Д.А., представившего удостоверение        от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Афанасьевой Ольги Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки              <адрес>, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Афанасьева О.А. совершила халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Так, приказом директора Государственного казенного учреждения Калужской области (далее - ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество») о переводе работника на другую работу от 01.11.2017 № К-26 Афанасьева О.А. с 01.11.2017 назначена на должность участкового лесничего Ильинского участкового лесничества ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество», которое является структурным подразделением министерства природных ресурсов и экологии Калужской области и входит в перечень организаций, находящихся в ведомственном подчинении министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.

В соответствии с трудовым договором № 003/08 от 01.02.2008 (далее - Трудовой договор) Афанасьева О. А. обязана добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (п. 2.1); в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств по настоящему трудовому договору она несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.1).

    В соответствии с должностной инструкцией участкового лесничего ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество», утверждённой директором от 20.11.2014 (далее - Должностная инструкция) Афанасьева О.А. должна знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам использования лесов, охраны и защиты леса (п. 1.3); в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами, содержащими нормы лесного, гражданского, административного и трудового законодательства, Уставом лесничества, локальными правовыми актами лесничества, приказами и распоряжениями министерства лесного хозяйства Калужской области; нормативными и методическими рекомендациями в области лесных отношений (п. 1.4); следит за состоянием лесов, обеспечением рационального использования лесных ресурсов (п. 2.2); проводит работы по проверке подаваемых арендаторами лесных деклараций (п. 2.3); обязана: предотвращать нарушения лесного законодательства (п.     3.1); пресекать нарушения лесного законодательства (п. 3.4); осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (п. 3.7); осуществлять иные, предусмотренные федеральными законами права (п. 3.13); обязана своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства (п. 3.14); за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности привлекается к ответственности в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; привлекается к ответственности за выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (п. 5.1).

    Согласно перечню должностных лиц государственных казенных учреждений Калужской области, подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда и имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённого Приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 03.09.2021 № 832-21 участковые лесничие, как государственные лесные инспекторы в лесничествах уполномочены на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.

Согласно Уставу ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Калужской области № 22 от 25.03.2011 с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области № 37-ор от 09.02.2018, собственником этого учреждения является Калужская область, от имени которой действует и осуществляет полномочия учредителя министерство природных ресурсов Калужской области (министерство природных ресурсов и экологии Калужской области - с учетом изменений, внесенных в Устав приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области № 37-ор от 09.02.2018), которое осуществляет руководство её деятельностью (1.3). Целями деятельности этого учреждения является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического многообразия лесов, повышения их потенциала, удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (п. 2.1). Задачами данного учреждения является организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, осуществление государственного лесного контроля и надзора за соблюдением лесного законодательства, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов (п. 2.2). В соответствии с возложенными задачами данное учреждение осуществляет функции, в том числе по управлению лесами, осуществляет государственный лесной контроль и надзор путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства, принимает лесные декларации от лесопользователей и осуществляет контроль за выполнением их условий (п. 2.3).

В соответствии с ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов.

В соответствии с Положением о государственном лесном контроле (надзоре) утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021                 № 1098 (далее - Положение) объектами государственного контроля (надзора) являются: деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства: использование лесов; охрана лесов; защита лесов; производственные объекты: лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению (п. 9).

Таким образом, участковый лесничий Ильинского участкового лесничества Афанасьева О.А. в период с 22.11.2021 по 13.06.2023 являлась должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные функции в государственном учреждении по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, а также постоянно осуществляющим функции представителя власти, а именно работником исполнительного органа государственной власти, осуществляющим, как государственный лесной инспектор в лесничестве функции по государственному надзору и контролю в сфере лесного хозяйства, предотвращению нарушения лесного законодательства и наделенным в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от неё в служебной зависимости и правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно Административному регламенту предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утверждённым приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016       № 641 (далее - Административный регламент) основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления лесной декларации является недостоверность сведений, указанных в лесной декларации (п. 2.11.1).

В соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 в приложении 1 к лесной декларации в таблице «Объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы» и таблице «Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры» в строке «Вид(ы) использования лесов» указывается разрешенный вид использования лесов, предусматривающий заготовку древесины и (или) живицы; в графе «Форма рубки» указывается: сплошная или выборочная рубка; В графе «Вид рубки» указывается рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, рубка в ходе проведения работ по подготовке лесосеки (п. 4.1).

07.10.2010 в г. Калуге между министерством природных ресурсов Калужской области (арендодатель) в лице заместителя министра - начальника управления лесами и ИП Сахно В.А. (арендатор) заключен договор № 64 об аренде лесного участка площадью 4 594,7 га., включающего в себя 1 квартал Ильинского участкового лесничества (СПК «Ильинское») Малоярославецкого района Калужской области в целях заготовки древесины.

24.04.2013 Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ № 112 «О выделении особо защитных участков лесов на территории Малоярославецкого лесничества Калужской области и установлении их границ» (далее - Приказ № 112) в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесных участком на территории Малоярославецкого лесничества министерства лесного хозяйства Калужской области согласно п. 1 приложения которого выделены особо защитные участки лесов на территории Малоярославецкого лесничества, включающие лесотаксационные выделы      № 56 и 59 1 квартала Ильинского участкового лесничества (СПК «Ильинское»).

16.01.2014 в период с 10:20 до 10:30 приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 24.04.2013 № 112 поступил в ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество», в связи с чем с ним были ознакомлены сотрудники учреждения, в том числе                        Афанасьева О.А., в таксационное описание по материалам лесоустройства внесены соответствующие отметки об изменениях после устройства.

22.11.2021 ИП Сахно В.А. для дальнейшего использования арендуемых лесов составлена лесная декларация № 8-2021 от 22.11.2021. При этом, указанная декларация содержала недостоверные сведения, не известные ИП Сахно В.А., о том, что выделы              № 56 и 59 1 квартала Ильинского участкового лесничества (СПК «Ильинское») используются для заготовки древесины путём выборочной рубки спелых и перестойных насаждений, что прямо противоречит положениям ч. 5, 6 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 1 приложения Приказа № 112, запрещающим проведение рубки указанного вида на данных выделах и является основанием для отказа в приеме лесной декларации.

22.11.2021 указанная лесная декларация (внутренний номер 1643174046) поступила в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области для её рассмотрения и приёма, где 22.11.2021 в 16:02 была зарегистрирована, после чего, направлена в ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество» для её проверки и поручена директором ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество» Абдулкеримовым А.З. участковому лесничему Ильинского участкового лесничества Афанасьевой А.О.

Далее, в период с 16:00 часов 22.11.2021 до 12:00 часов 26.11.2021 Афанасьева А.О., находясь на своем рабочем месте в ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество» по адресу: г. Малоярославец, ул. Калужская, д. 36а, являясь должностным лицом, осуществляющим функции по осуществлению проверки подаваемых арендаторами лесных деклараций и осуществляющим государственный надзор и контроль в сфере лесного хозяйства, обязанным предотвращать и пресекать нарушения лесного законодательства, в нарушение п. 2.1 Трудового договора, п. 1.3, 1.4, 2.2, 2.3, 3.1, 3.4, 3.7, 3.13, 3.14 Должностной инструкции, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 96, п. 1 ч. 5 ст. 96,                ч. 5, 6 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 Положения, п. 2.11.1 Административного регламента, п. 1 приложения Приказа № 112, не желая принимать усилия и затрачивать время для осуществления должной проверки сведений, содержащихся в лесной декларации № 8-2021 от 22.11.2021, поступившей от ИП Сахно В.А., ненадлежащим образом исполняя свои обязанности, вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий, хотя, в силу уровня образования и профессионального опыта, при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть эти последствия, имея при этом реальную возможность и необходимые средства для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей, не приняла должных мер к проверке сведений, содержащихся в декларации, а именно, не обратилась к содержанию имеющихся в её распоряжении Приказа № 112 и таксационного описания 1 квартала Ильинского участкового лесничества (СПК «Ильинское»), не выявила в указанной лесной декларации недостоверные сведения, о том, что выделы № 56 и 59 1 квартала Ильинского участкового лесничества (СПК «Ильинское») используются для заготовки древесины путём выборочной рубки спелых и перестойных насаждений и не приняла мер к дальнейшему отказу в принятии указанной лесной декларации и запрету дальнейшего проведения рубки в указанных выделах, согласовав её таким образом в части соответствия данной декларации требованиям действующего лесного законодательства.

Афанасьева А.О. не выполнила вышеуказанные требования законодательства, нормативных правовых актов, своих Должностной инструкции и Трудового договора, не надлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, что выразилось в непринятии должных мер к проверке сведений, содержащихся в лесной декларации № 8-2021 от 22.11.2021, поступившей от ИП Сахно В.А., и послужило причиной её направления и принятия 26.11.2021 решением заместителя министра природных ресурсов и экологии Калужской области - начальником управления лесного хозяйства Кобозевым Н.В. На основании указанной декларации, в период с 31.08.2022 по 30.09.2022 ИП Сахно В.А., не осведомлённый о противоправности своих действий, беспрепятственно произвёл выборочную рубку спелых и перестойных лесных насаждений в выделах № 56, 59                    1 квартала Ильинского участкового лесничества (СПК «Ильинское»), а именно: на 56 выделе произвёл вырубку 60 м3 ели, 24 м3 березы, 25.27 м3 осины; на 59 выделе произвёл вырубку 6 м3 ели, 4,19 м3 березы, в связи с чем лесному фонду Российской Федерации был причинен крупный ущерб в размере 2 820 883 рубля, рассчитанный на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 1318 «О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Таким образом, причинение лесному фонду Российской Федерации крупного ущерба в размере 2 820 883 рубля состоит в причинно-следственной связи с допущенными участковым лесничим Ильинского участкового лесничества Афанасьевой А.О. нарушениями п. 2.1 Трудового договора, п. 1.3, 1.4, 2.2, 2.3, 3.1, 3.4. 3.7, 3.13, 3.14 Должностной инструкции, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 96, п. 1 ч. 5 ст. 96, ч. 5, 6 ст. 119 Лесного Кодекса Российской Федерации, п. 9 Положения, п. 2.11.1 Административного регламента, п. 1 и приложения Приказа № 112, ненадлежащим исполнением ей своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, и повлекло причинение значительного вреда особо защитным участкам леса, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в сфере лесного хозяйства, в виде нарушения порядка пользования лесным фондом Российской Федерации и нарушение охраняемых законом интересов общества в виде нарушения закрепленного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.

В судебном заседании подсудимая Афанасьева О.А. и её защитник Васин Д.А. заявили ходатайства о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Афанасьевой О.А. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК Российской Федерации, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Государственный обвинитель Титов Р.И., с учетом общественной опасности совершенного Афанасьевой О.А. преступления, возражал против прекращения уголовного дела.

Выслушав мнения участников процесса по заявленному ходатайству суд приходит к следующему.

В силу п. «а» ч. 1 ст. 78 УК Российской Федерации лицо освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления небольшой тяжести истекло два года.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК Российской Федерации, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает трех лет лишения свободы.

За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК Российской Федерации, санкцией статьи не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, то есть Афанасьева О.А. обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести, которое совершено ею в период с 16:00 часов 22.11.2021 до 12:00 часов 26.11.2021.

Таким образом, срок давности привлечения Афанасьевой О.А. к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК Российской Федерации, истек 26.11.2023, а потому суд считает возможным прекратить уголовное дело в отношении Афанасьевой О.А. в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Судьбу вещественных доказательств по делу следует определить в соответствии             с ч. 3 ст. 81 УПК Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 78 УК Российской Федерации, ст. 24, 254, 256 УПК УК Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело по обвинению Афанасьевой Ольги Александровны в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК Российской Федерации, прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

        Вещественные доказательства по уголовному делу:

- документы, изъятые в ГКУ КО «Малоярославецкое лесничество»: таксационное описание (по материалам лесоустройства 2012 года); таксационное описание (по материалам таксации 2021 года); тематическая лесная карта лесоустройства 2012 года; план лесонасаждений таксация 2021 года; два акта заключительного осмотра лесосеки от 13.04.2023; отчеты об использовании лесов ИП Сахно В.А. (форма №1-ИЛ) по договору          № 64 от 07.10.2010 за период с февраля по декабрь 2022 года (нарастающим итогом); акты проведения выездного обследования за 2022 год лесничим Афанасьевой О.А. со служебными заданиями (62 обследования);

- документы, изъятые в министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области: приказ Министра природных ресурсов и экологии Калужской области Антохиной В.А. № 13-ор от 19.01.2018; приказ и.о. министра Артамоновой Н.О. от 31.07.2018 № 189-ор; приказ 1763-19 от 12.12.2019 и.о. министра Типикина А.М.; заключение № 494 государственной экспертизы проекта освоения лесов (утверждён приказом № 1763-19); копия письма директора ГКУ КО «Малоярослацеское лесничество» Абдулкеримова А.З. № 126 от 05.03.2019; лист замечаний по проекту освоения лесов на участок, переданный в аренду ИГ1 Сахнов В.А.;

- оптический диск «Verbatim», содержащий лесоустроительную документацию ИП «Сахно» за 2022 и 2012 года – хранить при уголовном деле.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Калужского областного суда через Малоярославецкий районный суд Калужской области в течение 15 суток со дня его вынесения. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должна указать в апелляционной жалобе.

Председательствующий            / подпись /            М.В. Сорокин

    Копия верна: судья                    М.В. Сорокин

1-193/2024

Категория:
Уголовные
Другие
Зеленова Наталья Михайловна
Васин Денис Анатольевич
Халилова Наталья Сергеевна
Афанасьева Ольга Александровна
Суд
Малоярославецкий районный суд Калужской области
Судья
Сорокин Максим Владимирович
Статьи

293

Дело на сайте суда
maloyaroslavecky.klg.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация поступившего в суд дела
11.06.2024Передача материалов дела судье
18.06.2024Решение в отношении поступившего уголовного дела
01.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Дело оформлено
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее