дело № 2-3482/2024
56RS0042-01-2024-004162-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2024 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Зацепиной О.Ю.,
при секретаре Царевой Ю.А.,
с участием представителя истца Пипус А.М., ответчиков Можайской К.П., Нечаевой А.В., представителя ответчика Нечаевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпова А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Карпова Е.А., к Можайской К.П., Нечаевой О.Н., Нечаевой А.В., Нечаеву А.В. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Карпов А.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга Карпова В.В.. ДД.ММ.ГГГГ Карпов А.С. за себя и за своего несовершеннолетнего сына Карпова Е.А. подал заявление о принятии наследства №. Нотариусом Соколовой И.А. открыто наследственное дело №
После смерти Карповой В.В. открылось наследство, состоящее из долей в праве собственности на квартиру с кадастровым номером №,площадью 44,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Указанные доли в праве собственности на квартиру принадлежали матери Карповой В.В. – Логиновой М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, и бабушке Карповой В.В. – Нечаевой Т.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора мены от 02.09.1994, по ? доли в праве собственности.
После смерти Нечаевой Т.Е. открыто наследственное дело, согласно которому Карпова (Можайская) В.В. является наследницей. После смерти Логиновой М.А. наследственное дело не открывалось. Карпова (Можайская) В.В. на момент смерти являлась несовершеннолетней, проживала совместно с матерью, находилась на ее иждивении. После смерти Логиновой М.А. она забрала личные вещи матери и пользовалась ими, фактически приняла наследство. О назначении опекуна либо о местонахождении отца Карповой В.В. истцу неизвестно, также неизвестно по какой причине Нечаева Т.Е., с которой Карпова В.В. фактически осталась проживать после смерти матери в их общей квартире, не приняла действий по принятию наследства Карповой В.В.
Юридический факт принятия наследства Нечаевой Т.Е., после смерти Логиновой М.А., установлен решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 10.03.2021. В состав наследственной массы после смерти Логиновой М.А. включено имущество в виде ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В состав наследства после смерти Нечаевой Т.Е. включено имущество в виде 11/24 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Определен размер долей в праве собственности на квартиру и признано право собственности за иными наследниками. Право собственности на основании указанного решения суда зарегистрировано в ЕГРН.
Просит суд установить юридический факт принятия наследства Карповой В.В. после смерти Логиновой М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признать за Карповым Е.А. 1/16 и 11/144 долей в праве собственности в порядке наследования на квартиру с кадастровым номером №,площадью 44,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, признать за Карповым А.С. 1/16 и 11/144 долей в праве собственности в порядке наследования на квартиру с кадастровым номером №площадью 44,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Определением суда от 09.08.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Нечаев А.В.
Истец Карпов А.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Карпова Е.А., в судебное заседание не явилась, извещен надлежащим образом.
Представитель истца Пипус А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Можайская К.П., Нечаева А.В., Нечаева О.Н., действующая в своих интересах и в интересах Нечаева А.В., в судебном заседании не возражали по заявленным исковым требованиям.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, ответчиков, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по праву наследства к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (статья 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и статьей 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо никто из них не принял наследство или все они отказались от него.
Супруг, дети и родители наследодателя отнесены к наследникам первой очереди (статья 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации), полнородные и неполнородные братья и сестры отнесены к наследникам второй очереди (статья 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 10.03.2021, вступившим в законную силу 16.04.2021, за Нечаевой А.В. и Нечаевым А.В. признано право собственности по праву наследования по закону после смерти отца Нечаева В.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на 1/12 доли за каждым, а также за Нечаевой А.В. и Нечаевым А.В. признано право собственности по праву наследования по закону после смерти бабушки Нечаевой Т.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на 11/144 доли за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Указанным решением за Можайской К.П. признано право собственности по праву наследования после смерти матери Нечаевой Т.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на 11/72 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. До признания права собственности Можайской К.П. принадлежала ? доля в вышеуказанной квартире.
Право собственности на вышеуказанные доли зарегистрированы в установленном законом порядке в Единой государственном реестре прав на недвижимое имуществ, что подтверждается выпиской от 26.12.2023.
Также решением суда от 10.03.2021 установлено, что наследниками после смерти Можайской (Логиновой М.А.) являются ее мать Нечаева Т.Е., дочь Карпова В.В. Наследниками после смерти Нечаевой Т.Е. является ее дочь Можайская К.П., по праву представления внуки: Нечаев А.В., Нечаева А.В. и Карпова (Можайская) В.В., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец Карпов А.С. ссылается на то обстоятельство, что Карпова В.В. фактически приняла наследство после смерти матери.
Из пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что после смерти Логиновой М.А. Карпова В.В. продолжила проживать в квартире с бабушкой Нечаевой Т.Е.
После смерти Карповой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследниками по закону являются супруг Карпов А.С. и несовершеннолетний сын Карпов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Супруг Карпов А.С., действующий в своих интересах и несовершеннолетнего сына Карпова Е.А., обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруги Карповой В.В. Нотариусом Соколовой И.А. открыто наследственное дело №
Приводя принадлежащие сторонам доли в праве общедолевой собственности на спорное жилое помещение к общему знаменателю, стороны являются собственниками следующих долей в квартире по адресу: <адрес>:
Нечаева А.В. и Нечаев А.В. по 23/144 доли, исходя из расчета: 1/12 + 11/144 = 12/144 + 11/144 = 23/144 доли у каждого;
Можайская К.П. является собственником 58/144 доли, исходя из расчета: ? + 11/72= 36/144 + 22/144 = 58/144 доли;
На долю Карпова А.С. и его несовершеннолетнего сына Карпова Е.А. приходится по 20/144 доли в указанной квартире, исходя из расчета: 144/144 – (23/144 + 23/144 + 58/144) = 40/144.
В рамках рассмотрения спора иных лиц, которые могли быть призваны к наследованию в порядке очередности, установленной статьей 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, и совершивших действия по фактическому принятию наследства не установлено.
При этом суд учитывает, что ответчики Можайская К.П., Нечаева О.В., Нечаева А.В., Нечаев А.В. не возражали против заявленных исковых требований истцом.
Сведений о наличии завещаний, составленных Карповой В.В. относительно принадлежащего ей имущества на момент смерти, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлен факт принятия Карповой В.В. наследства после смерти матери Логиновой М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, а также, что после смерти Карповой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, не имеется иных лиц, принявших наследство по закону или по завещанию после смерти наследодателя, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании за Карповым Е.А. права собственности на 20/144 доли на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, за Карповым А.С. право собственности на 20/144 доли на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, по праву наследования после смерти Карповой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного руководствуясь статьями 198 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Карпова А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Карпова Е.А., удовлетворить.
Установить факт принятия Карповой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства, открывшегося после смерти Логиновой М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Карповым Е.А. право собственности на 20/144 доли на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> по праву наследования после смерти Карповой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Карповым А.С. право собственности на 20/144 доли на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, по праву наследования после смерти Карповой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Оренбурга.
Судья О.Ю. Зацепина
Решение в окончательной форме принято 04 сентября 2024 года.
.