№ 2-84/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе судьи Божко О.А.,
при секретаре Ишамбековой М.С.,
с участием истца Саломатина В.Ф.,
представителей ответчика Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>-Ивахненко О.С. и Забора С.М.,
представителя третьего лица Рыжиковой О.А.,
19 апреля 2019 года в городе Суровикино, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саломатина В.Ф. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Саломатин В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Суровикинском районе Волгоградской области (далее по тексту- УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, указывая, что решением № 863825/18 от 8 ноября 2018 года УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом, из его трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года исключен период работы с 28 октября 1993 года по 13 января 1994 года (02 месяца 16 дней) в должности пожарного Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области; с 14 января 1994 года по 31 декабря 1996 года (02 года 11 месяцев 17 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 01 января 1997 года по 22 апреля 2000 года (03 года 03 месяца 22 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01 год 8 месяцев 08 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области.
С решением УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области истец не согласен, поскольку все периоды работы его в должности пожарного характер работы, должностные обязанности, условия работы не изменялись.
Истец, полагая данное решение незаконным, нарушающим его права, просил суд признать решение УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области № 863825/18 от 8 ноября 2018 года в части отказа во включении в льготный стаж периода его работы с 28 октября 1993 года по 13 января 1994 года (02 месяца 16 дней) в должности пожарного Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области; с 14 января 1994 года по 31 декабря 1996 года (02 года 11 месяцев 17 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 01 января 1997 года по 22 апреля 2000 года (03 года 03 месяца 22 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01 год 8 месяцев 08 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области незаконным; обязать ответчика засчитать вышеуказанные периоды работы Саломатина В.Ф. в стаж, дающий право на назначении пенсии в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400 - ФЗ и назначить страховую пенсию по старости с 30 октября 2018 года.
В судебном заседании Саломатин В.Ф. исковые требования поддержал, изложив их вышеуказанным образом. Полагает, что имеет право на льготную пенсию, выработал необходимый стаж.
Представитель УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области-Ивахненко О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований. По мнению представителя ответчика, страховая пенсия не может быть назначена истцу досрочно на основании пп.18 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку у истца отсутствует необходимой продолжительности специальный стаж. Часть времени работы истца пожарным была зачтена в специальный стаж, однако в оспариваемый период с 28 октября 1993 года по 31 декабря 2001 года истец работал пожарным в Суровикинской пожарной части, которая являлась структурным подразделением УВД Волгоградской области, а право на льготное назначение пенсии имеют лица, проработавшие не менее 25 лет на должностях государственной пожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Исходя из этого, представитель выразила мнение о том, что Управление Пенсионного фонда правомерно отказало Саломатину В.Ф. в досрочном назначении страховой пенсии, так как у истца отсутствует необходимой продолжительности специальный стаж, дающий ему право на назначение пенсии досрочно.
Представитель ответчика- Забора С.М. в судебном заседании также просил суд отказать в удовлетворении заявленных Саломатиным В.Ф. исковых требований, выразив мнение о том, что отказ в назначении истцу пенсии был принят на законных основаниях.
Представитель третьего лица ФГКУ «8 отряд ФПС по Волгоградской области»- Рыжикова О.А. в судебном заседании пояснила, что Управление пожарной охраны УВД Волгоградской области до 1 января 2002 года входило в структуру УВД Волгоградской области, которое в свою очередь являлось структурным подразделением МВД Российской Федерации. Саломатин В.Ф. работал пожарным Суровикинской пожарной части, которая была частью управления внутренних дел Волгоградской области, а потому он имеет право на льготное пенсионное обеспечение, на основание пп. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Просила суд удовлетворить исковые требования Саломатина В.Ф..
Выслушав истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Саломатина В.Ф. подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании ч. 3 ст. 30 N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименована должность пожарного.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Из материалов дела, в том числе сведений из трудовой книжки, следует, что Саломатин В.Ф. с 28 октября 1993 года работал в должности пожарного Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области (запись № 9).1 января 2002 года Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области преобразовано в УГПС МЧС России по Волгоградской области. В последующем наименование работодателя изменялось. До настоящего времени Саломатин В.Ф. работает в должности пожарного в Суровикинской пожарно-спасательной части ФГКУ «8 отряд ФПС по Волгоградской области».
Как следует из справки от 31 октября 2018 года, предоставленной ФГКУ «8 отряд ФПС по Волгоградской области» 24 июня 1993 года Суровикинский ПСО СПАСС УВД Волгоградского облисполкома переименован в Суровикинский ПСО ПАСС УВД Волгоградской области на основании приказа УВД № 546 от 24 июня 1993 года; 14 января 1994 года Суровикинский ПСО ПАСС УВД Волгоградской области переименован в Суровикинскую пожарную часть Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области на основании приказа УВД № 26 от 14 января 1994 года; 23 апреля 2000 года Суровикинская пожарная часть Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области преобразована в Суровикинскую ПЧ УГПС ГУВД Волгоградской области на основании приказа МВД № 385 от 15 апреля 2000 года; 1 января 2002 года Суровикинская ПЧ УГПС ГУВД Волгоградской области преобразована в Суровикинскую ПЧ УГПС МЧС России по Волгоградской области на основании Указа Президента РФ № 1309 от 9 ноября 2001 года; 1 августа 2004 года Суровикинская ПЧ УГПС ГУВД Волгоградской области переименована в Суровикинскую ПЧ Суровикинского отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области на основании приказа ГУ ГОЧС № 20-шт от 20 июля 2004 года; 1 января 2009 года Суровикинская ПЧ Суровикинского отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области реорганизована в Суровикинскую пожарную часть ГУ «8 отряда федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» на основании приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области № 20-шт от 4 декабря 2008 года; 1 января 2012 года Суровикинская пожарная часть ГУ «8 отряда федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» переименована в Суровикинскую пожарную часть ФГКУ «8 отряд ФПС по Волгоградской области» на основании приказа ГУ МЧС России по Волгоградской области №24шт о 8 декабря 2011 года.
Как следует из материалов дела Саломатин В.Ф. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 24 июня 1999 года.
Ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж работы истца включен период работы с 1 января 2002 года по 29 октября 2018 года в должности пожарного Суровикинской пожарной части, продолжительностью 16 лет 10 месяцев 02 дня.
Решением № 863825/18 от 8 ноября 2018 года УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области Саломатину В.Ф. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом, из его трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года исключены периоды работы с 28 октября 1993 года по 13 января 1994 года (02 месяца 16 дней) в должности пожарного Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области; с 14 января 1994 года по 31 декабря 1996 года (02 года 11 месяцев 17 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 01 января 1997 года по 22 апреля 2000 года (03 года 03 месяца 22 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01 год 8 месяцев 08 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области.
Из справки, предоставленной ГУ МВД России по Волгоградской области от 15 апреля 2019 года, следует, что предоставить сведения, уточняющие источник финансирования Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области, Суровикинской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области не представляется возможным в связи с тем, что в штатных расписаниях вышеуказанных учреждений за период с 1993 года по 1 января 2002 года нет данных об источнике финансирования. Согласно пп.8,16 Положения о государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Правительства РА от 23 августа 1993 года № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в РФ и организации Государственной противопожарной службы МВД РФ» финансовое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы осуществлялось за счет федерального бюджета, в том числе бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных средств. В соответствии с пп. 1,2 Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" в связи с преобразованием лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД РФ с 1 января 2002 года считаются проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службы МВД РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. Государственная противопожарная служба находилась в структуре МВД РФ.
Таким образом, финансирование противопожарной службы, где работал истец, осуществлялось за счет средств Федерального бюджета, в том числе бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Работодателем истца выдана справка, подтверждающая льготный характер его труда. Наличие справки о льготном характере труда, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающих, что в период времени с 28 октября 1993 года по 31 декабря 2018 года прослеживается код льготы, и поступивших сведений из ГУ МВД России по Волгоградской области позволяют сделать вывод о том, что пожарная часть входила в состав государственной противопожарной службы, а не была создана субъектом-ГУВД Волгоградской области в целях обеспечения противопожарной безопасности в интересах субъекта РФ. Реорганизация пожарной части происходила на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" о передаче государственной пожарной службы от МВД в МЧС.
Ответчиком не оспаривался факт того, что код льготы охватывает спорный период.
Саломатин В.Ф. в спорный период работал без изменения характера и условий труда.
Мотивируя решение об отказе включить в специальный стаж истца приведенные выше периоды, ответчик ссылался на то, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Такая позиция ответчика признается судом не обоснованной, а потому ответчик неправомерно отказал истцу во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии. Саломатин В.Ф. обладает правом на назначение пенсии по пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчик добровольно зачёл в специальный стаж истца 16 лет 10 месяцев 02 дня. Периоды работы Саломатина В.Ф. с 28 октября 1993 года по 13 января 1994 года (02 месяца 16 дней) в должности пожарного Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области; с 14 января 1994 года по 31 декабря 1996 года (02 года 11 месяцев 17 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 01 января 1997 года по 22 апреля 2000 года (03 года 03 месяца 22 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01 год 8 месяцев 08 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области общей продолжительностью 8 лет 2 месяца 3 дня подлежит включению в специальный стаж. Таким образом, на момент обращения Саломатина В.Ф. с заявлением в пенсионный орган 30 октября 2018 года его стаж составлял 25 лет 05 дней, что являлось достаточным для установления ему пенсии на основании подпункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а потому ответчик, а потому ответчика надлежит обязать назначить Саломатину В.Ф. пенсию с 30 октября 2018 года, то есть с момента его обращения в пенсионный орган с заявлением.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Саломатина В.Ф. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении пенсии удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области № 863825/18 от 8 ноября 2018 года об отказе в назначении Саломатину В.Ф. досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области включить в специальный стаж работы Саломатина В.Ф., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 28 октября 1993 года по 13 января 1994 года (02 месяца 16 дней) в должности пожарного Суровикинского ПСО ПАСС УВД Волгоградской области; с 14 января 1994 года по 31 декабря 1996 года (02 года 11 месяцев 17 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 01 января 1997 года по 22 апреля 2000 года (03 года 03 месяца 22 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01 год 8 месяцев 08 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области.
Обязать государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области назначить Саломатину В.Ф. на основании подпункта 18 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 30 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2019 года.
Районный судья О.А. Божко