Дело №2-370/2024
УИД 52RS0054-01-2024-000335-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чкаловск 22 ноября 2024 года
Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2024 года
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А., при секретаре судебного заседания Лавровой Н.Е., с участием заместителя прокурора Чкаловского района Нижегородской области Сударикова П.Б., представителя ответчика Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» Балыкиной Е.Н., третьих лиц Грациановой А.М., Грациановой О.А., Грациановой П.С., Грациановой У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах военнослужащего Грацианова С.Г. к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чкаловского района Нижегородской области обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой Чкаловского района Нижегородской области проведена проверка исполнения органами социальной защиты населения дополнительных мер социальной поддержки. Установлено, что в Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» (далее - ГКУ НО) с заявлением о заключении социального военного контракта на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205, обратилась Грацианова A.M., являющаяся матерью участника СВО - Грацианова С.Г. По результатам рассмотрения обращения Грациановой A.M. 07.03.2024 ГКУ НО в предоставлении указанных мер социальной поддержки отказано по причине того, что Грацианов A.M. заключил контракт на прохождение военной службы на территории г.Москва. Считает указанное решение ГКУ НО незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205 установлены дополнительные меры поддержки для участников СВО и членов их семей, заключивших в порядке, установленном министерством социальной политики Нижегородской области, военный социальный контракт.
Согласно преамбуле Указа Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №20 он издан в целях поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», или заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее - СВО), или заключивших контракт с Министерством обороны Российской Федерации на прохождение военной службы в целях участия в СВО через пункт отбора на военную службу по контракту Нижегородской области либо через военный комиссариат Нижегородской области, а также принимающих участие в СВО военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников (военнослужащих) войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - участники СВО) и членов их семей.
Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 11.10.2022 №663 утверждены перечни дополнительных мер социальной поддержки семьям мобилизованных граждан Нижегородской области.
Проверкой установлено, что согласно справке из войсковой части Грацианов С.Г. имеет право на реализацию (получение) мер правовой и социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации, для участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной республики, Запорожской области и Херсонской области.
В соответствии с условиями военного контракта, заключенного Грациановым С.Г. с Министерством обороны РФ 06.09.2023, он заключен с целью прохождения Грациановым С.Г. военной службы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Полагает, что Грацианов С.Г. имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 № 205, как лицо, проходящее военную службу по контракту и участвующее в проведении СВО.
Просит признать незаконным отказ ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» в предоставлении Грацианову С.Г. мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205 и обязать ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» предоставить Грацианову С.Г. данные меры социальной поддержки.
В судебном заседании заместитель прокурора Чкаловского района Нижегородской области Судариков П.Б. поддержал доводы иска и требования о признании незаконным отказа ГКУНО «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» в предоставлении Грацианову С.Г. мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205.
Истец Грацианов С.Г., извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием прокурора.
Представитель ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» Балыкина Е.Н. в судебном заседании иск не признала, считает оспариваемый отказ законным, поскольку действие Указа Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 № 205 распространяется на лиц заключивших контракт с Министерством обороны РФ на прохождение военной службы в целях участия в СВО именно через пункт отбора на военную службу по контракту Нижегородской области либо через военный комиссариат Нижегородской области, а Грацианов С.Г. заключил контракт о прохождении военной службы в г. Москве.
Третьи лица Грацианова А.М., Грацианова О.А., Грацианова П.С., Грацианова У.С. в судебном заседании требования иска поддержали по указанным в нем доводам.
Третье лицо министерство социальной политики Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, поскольку Грацианов С.Г. заключил контракт на прохождение военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту г.Москвы, поэтому решить вопрос о предоставлении дополнительных мер поддержки в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области №205 не представляется возможным.
Третье лицо пункт отбора на военную службу по контракту г.Москвы, извещенное надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Из Министерства обороны РФ поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Грацианов С.Г. является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту, участником специальной военной операции и ветераном боевых действий. Полагают, что в этой связи Грацианову С.Г. и членам его семьи должны предоставляться меры социальной поддержки на федеральной, региональном и муниципальном уровнях.
Суд, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства – с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст.32 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (п.1).
Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы (п.3).
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами (п.4).
Установлено, что 05.03.2024 Грацианова А.М. обратилась в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» с заявление о предоставлении мер социальной поддержки ее сыну Грацианову С.Г.
В ответ на данное обращение в письме от 07.03.2024 №282 ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» указало, что согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 05.06.2023 №124 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205, меры социальной поддержки распространяются на граждан, заключивших контракт с Министерством обороны РФ на прохождение военной службы в целях участия в СВО через пункт отбора на военную службу по контракту Нижегородской области. Согласно документам, Грацианов С.Г. заключил контракт на прохождение военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту г.Москва, поэтому рассмотреть вопрос о предоставлении льгот Грацианову С.Г., как участнику СВО, не представляется возможным, ввиду отсутствия правовых оснований.
Тем самым, в предоставлении Грацианову С.Г. дополнительных мер социальной поддержи было отказано.
На сновании соответствующего обращения Грацианова С.Г. к прокурору Чкаловского района Нижегородской области о защите нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов, последний обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Как следует из материалов дела, 06.09.2023 Грацианов С.Г. заключил контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах РФ на срок 1 год через пункт отбора на военную службу по контракту г.Москвы.
Согласно полученным по запросу суда из Министерства обороны РФ сведениям от 29.10.2024, Грацианов С.Г. является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту, участником специальной военной операции и ветераном боевых действий.
Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205 введены дополнительные меры поддержки граждан Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей.
Получение дополнительных мер поддержки носит заявительный характер и осуществляется путем заключения социального контракта.
В редакции Указа Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205, действующей до 05.06.2023, меры социальной поддержки распространялись на граждан Российской Федерации:
1) призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;
2) заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее - СВО);
3) заключивших контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации в целях участия в СВО;
4) принимающих участие в СВО военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников (военнослужащих) войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей.
С 05.06.2023 приведенный выше Указ Губернатора Нижегородской области действует в новой редакции, предусматривающей, что указанные дополнительные меры социальной поддержки распространяются исключительно на граждан Российской Федерации:
1) призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;
2) заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее - СВО);
3) заключивших в период проведения СВО контракт с Министерством обороны Российской Федерации на прохождение военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту Нижегородской области либо через военный комиссариат Нижегородской области;
4) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников (военнослужащих) войск национальной гвардии Российской Федерации, направленных на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и принимающих участие в выполнении задач, связанных с проведением СВО, на период их участия в СВО, за исключением лиц, заключивших в период проведения СВО контракты с Министерством обороны Российской Федерации на прохождение военной службы через пункты отбора на военную службу по контракту либо через военные комиссариаты иных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, новая редакция приведенного выше Указа Губернатора Нижегородской области ограничивает получателей мер социальной поддержки, предусматривая, в частности, возможность их предоставления военнослужащим, заключившим в период проведения СВО контракт с Министерством обороны РФ на прохождение военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту Нижегородской области либо через военный комиссариат Нижегородской области, а также военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и сотрудников (военнослужащих) войск национальной гвардии Российской Федерации, направленных на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и принимающих участие в выполнении задач, связанных с проведением СВО, на период их участия в СВО, за исключением лиц, заключивших в период проведения СВО контракты с Министерством обороны РФ на прохождение военной службы через пункты отбора на военную службу по контракту либо через военные комиссариаты иных субъектов Российской Федерации, а также членам их семей.
При этом в соответствии с п.2 Указа Губернатора Нижегородской области от 05.08.2024 №130 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. №205» действие пунктов 3 и 4 преамбулы Указа Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205 (в редакции настоящего Указа) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.06.2023.
Полномочия по установлению условий получения и сохранения именно региональных дополнительных мер социальной поддержки относится к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Введенное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий Губернатора Нижегородской области и закрепляющее право отдельных категорий военнослужащих и членов их семей на дополнительные меры социальной поддержки, выступает элементом правового механизма социальной защиты названных категорий граждан.
Установление и изменение условий предоставления дополнительных мер социальной поддержки относятся к дискреционным полномочиям Нижегородской области и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, которые под соответствующие условия не подпадают.
Поскольку истец Грацианов С.Г. 06.09.2023 заключил контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах РФ через пункт отбора на военную службу по контракту г.Москвы, дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные приведенным выше Указом Губернатора Нижегородской области не могут быть предоставлены как самому Грацианову С.Г., так и членам его семьи.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, как и не находит оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Грацианову С.Г. меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск» о признании незаконным отказа в предоставлении Грацианову С.Г. мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205 и возложении обязанности предоставить Грацианову С.Г. меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 №205, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чкаловский районный суд Нижегородской области.
Судья В.А. Плеханов