Решение по делу № 8Г-20409/2021 [88-816/2022 - (88-20253/2021)] от 01.12.2021

    УИД 59RS0028-01-2021-000571-66

    Дело № 88-816/2022

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                        25 января 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Давыдовой Т.И.,

    судей Грудновой А.В., Карповой О.Н.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело       №2-522/2021 по иску Гончаровой Татьяны Петровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Пермскому краю о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы,

    по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 сентября 2021 года.

    Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В.,

    судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

        УСТАНОВИЛА:

Гончарова Т.П. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю о взыскании невыплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, невыплаченного денежного содержания за ежегодные отпуска за период с 2018-2020 года, процентов за задержку выплаты денежных средств, в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

В обоснование требований указала, что приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Пермскому краю № 03-10/245 от 24 декабря 2020 года она уволена с 31 декабря 2020 года в связи с сокращением занимаемой должности ведущего специалиста-эксперта правового отдела на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Пермскому краю с 11 января 2000 года путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, однако в расчет указанных сумм работодателем необоснованно не включены суммы материального стимулирования. Кроме того, суммы материального стимулирования не были включены работодателем в расчет ежегодных отпусков за период 2018-2020 годов, в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме. Указывает, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Согласно справок за 2017, 2018, 2019, 2020 годы формы № 2-НДФЛ материальное стимулирование входит в общую сумму дохода, выплачивалось на основании приказов Управления Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю, в связи с чем, являются частью оплаты труда, а также относятся к иным выплатам в соответствии с пунктом 10 статьи 50 Федерального закона № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе», следовательно, входят в фонд оплаты труда. На основании изложенного просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации при сокращении (четырехмесячного денежного содержания) в размере 101 833 руб. 34 коп., за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 24 910 руб. 93 коп., а также недоплату за ежегодные отпуска за период 2018-2020 года в размере 73 763 руб. 79 коп. В связи с невыплатой работодателем указанных денежных средств, просила взыскать проценты за несвоевременно выплаченные денежные средства.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 сентября 2021 года исковые требования Гончаровой Т.П. удовлетворены частично. С Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю в пользу Гончаровой Т.П. взыскана сумма невыплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 95 824 руб. 97 коп., сумма невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 21 038 руб. 53 коп., сумма невыплаченного денежного содержания при предоставлении ежегодных отпусков в размере 36 542 руб. 66 коп., проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 7 374 руб. 93 коп., всего 160 781 руб. 09 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю ставит вопрос об отмене решения Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 сентября 2021 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.

В доводах кассационной жалобы указывает, что выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не учитываются при расчете денежного содержания в целях исчисления четырехмесячного денежного содержания при увольнении, а также для исчисления денежного содержания за период отпуска. Полагает, что судами необоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что на день рассмотрения настоящего дела судом, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н, которым утвержден Порядок, не отменен, не признан утратившим силу и действует на территории Российской Федерации. Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России, определяется протоколами заседаний Комиссии Федеральной налоговой службы России по оценке эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы России. Механизмом распределения бюджетных ассигнований предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа Федеральной налоговой службы России, является самостоятельным видом выплат. Также обращает внимание и на то, что принятие решения о выплате материального стимулирования является правом нанимателя, а не его обязанностью. Суды, относя средства материального стимулирования к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, неправомерно считают эти выплаты как входящие в состав денежного содержания при расчете в соответствии с Правилами № 562. При начислении четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в декабре 2020 года истцу включены в расчет все выплаты, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий. Кроме того, суд апелляционной инстанции, ссылается на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, однако письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 года № 14-03-03/32289 доведена иная позиция, согласно которой выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты.

В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судами неправомерно взыскана денежная компенсация за нарушение сроков выплат в размере 7 374 руб. 93 коп. Полагает, что в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой законе не предусмотрена, что подтверждается судебной практикой.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. От Гончаровой Т.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Как установлено судами и следует из материалов дела, что истец состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 14 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности главного специалиста-эксперта правового отдела.

В соответствии с условиями служебного контракта заключенного между Гончаровой Т.П. и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №14 по Пермскому краю, разделом IV пункта 9 истцу установлено денежное содержание служащего, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет в размере 10 процентов должностного оклада и за особые условия государственной гражданской службы в размере 60 процентов должностного оклада, премии за выполнение особо важных сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

За период государственной гражданской службы Гончаровой Т.П. с 2018 по 2020 год за счет дополнительных бюджетных ассигнований выплачивалось материальное стимулирование на основании приказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Пермскому краю от 23 мая 2018 года, 21 июня 2018 года, 27 июля 2018 года, 26 сентября 2018 года, 19 декабря 2018 года, 20 декабря 2018 года, 25 апреля 2019 года, 17 июня 2019 года, 26 июля 2019 года, 27 сентября 2019 года, 09 декабря 2019 года, 18 декабря 2019 года, 20 декабря 2019 года, 26 марта 2020 года, 23 апреля 2020 года, 10 июня 2020 года, 09 июля 2020 года, 28 сентября 2020 года, 19 ноября 2020 года, 17 декабря 2020 года.

Приказом УФНС России по Пермскому краю от 21 августа 2020 года №02-04/116@ в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Пермскому краю была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю.

Приказом № 03-10/245 от 24 декабря 2020 года Гончарова Т.П. с 31 декабря 2020 года уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы, пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 106 649 руб. 28 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 21 843 руб. 97 коп. (расчетный листок за декабрь 2020 года). При расчете указанных сумм, суммы дополнительного материального стимулирования не учитывались, что ответчиком не оспаривается.

Кроме того, из материалов дела следует, что в период с 2018 по 2020 год истице предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете отпускных суммы материального стимулирования также не учитывались, что подтверждается расчетными листками и представленным ответчиком расчетом задолженности.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Гончаровой Т.П., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 23, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем признал обоснованными требования Гончаровой Т.П. о взыскании в её пользу задолженности по компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках, проценты за нарушение срока выплаты заработной платы.

Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям о взыскания недоначисленных выплат за время очередного оплачиваемого отпуска, суд принял во внимание отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока по требованиям о взыскании недоначисленных выплат за 2018 год и 2019 год, и пришел к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по указанным требованиям, отказав в их удовлетворении, указывая на наличие оснований для взыскания недоплаты за отпуск в июне, ноябре 2020 года.

При взыскании недоплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, денежного содержания для оплаты отпусков за июнь, ноябрь 2020 года, судом принят во внимание расчет, представленный по запросу суда ответчиком, который признан судом верным, и с которым согласилась Гончарова Т.П. В связи с чем, суд принял решение о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 95 824 руб. 97 коп., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 21 038 руб. 53 коп., задолженности по оплате ежегодных отпусков за июнь 2020 года в сумме 26 215 руб. 87 коп., за ноябрь 2020 года – 10 326 руб. 79 коп. Также судом произведен расчет и взыскание денежной компенсации за нарушение срока выплаты названных сумм в общем размере 7 374 руб. 93 коп.

Проверяя законность принятого судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

Настаивая на отмене судебных постановлений, заявитель ссылается на то, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований не относятся к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты очередного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении.

Указанные доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно признаны несостоятельными.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

Вопреки ошибочному мнению заявителя, разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 27 апреля 2021 года № 14-03-03/32289, доводы кассационной жалобы не подтверждают.

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Этому праву работника в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Установив, что выплата всех сумм, причитающихся Гончаровой Т.П. работодателем не произведена в день увольнения, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации за задержку причитающихся истцу выплат.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №6 по Пермскому краю не допущено нарушений при выплате Гончаровой Т.П. заработной платы, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку противоречат материалам дела и установленным судебными инстанциями обстоятельствам, основаны на неверном толковании норм материального права. Иная судебная практика по иным спорам не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.

Вопреки доводам заявителя при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании ответчиком норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.

На основании статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить приостановление исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 сентября 2021 года.

    Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

    решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю – без удовлетворения.

    Отменить приостановление исполнения решения Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 сентября 2021 года.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-20409/2021 [88-816/2022 - (88-20253/2021)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончарова татьяна Петровна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №6 по Пермскому краю
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Груднова Александра Валентиновна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
25.01.2022Судебное заседание
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее