Решение по делу № 2а-2869/2021 от 02.04.2021

Дело №2а-2869/2021

75RS0001-02-2021-002948-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2021 года                                                                                              г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Емельяновой В.Е.,

при помощнике судьи Сулимовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Забайкальского края к судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Горшуновой Е.Г. , Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Забайкальского края в лице представителя по доверенности Степановой В.П. обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании исполнительного листа , выданного Балейским городским судом, судебным приставом –исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство. Предметом исполнения является обязанность Правительства Забайкальского края устранить в полном объеме полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования биотермической ямы, находящейся на территории городского поселения «Город Балей» в районе свалки <адрес>, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: восстановить заднюю стенку ограждения биотермической ямы, оборудовать въездные ворота, произвести очистку скотомогильника от травы и кустарника, обновить траншею, оборудовать мост через траншею, оборудовать биотермическую яму вытяжной трубой, оборудовать навес. Судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Феофановой С.С. вынесено постановление о взыскании с Правительства Забайкальского края исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей. Не оспаривая в целом вынесенного постановления о взыскании исполнительного сбора, в связи с дефицитом бюджетных средств, просит суд освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям. В ДД.ММ.ГГГГ, были проведены работы по обустройству девяти скотомогильников, в том числе на территории Балейского района Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 30 декабря 2020 года № 1899-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на реализацию государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года № 188 Государственной ветеринарной службе Забайкальского края предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму 2 000,00 тыс. рублей. Мероприятия по оборудованию биотермической ямы на территории городского поселения «Город Балей» в районе свалки в 1,0 км от мкр. Ушканка г. Балей Забайкальского края запланированы па 2021-2025 гг. Считает, что указанные обстоятельства являются основанием, позволяющим освободить от взыскания исполнительского сбора и относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, поскольку финансирование каких-либо мероприятий, производимых государственными учреждениями ставиться в зависимость от выделенных денежных средств и утвержденных бюджетов и в данном случае не зависит в полной мере от воли самого должника. Просит освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца Правительства Забайкальского края, административный ответчик судебный пристав – исполнитель МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Горшунова Е.Г. и представители административных ответчиков МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, заинтересованное лицо прокурор Улетовского района в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены в установленном порядке, причину неявки не сообщили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.1 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ст. 16 КАС РФ ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере 50 000 рублей.

Из материалов дела следует, что решением Балейского городского суда на Правительство Забайкальского края возложена обязанность устранить в полном объеме полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования биотермической ямы, находящейся на территории городского поселения «Город Балей» в районе свалки в <адрес> в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: восстановить заднюю стенку ограждения биотермической ямы, оборудовать въездные ворота, произвести очистку скотомогильника от травы и кустарника, обновить траншею, оборудовать мост через траншею, оборудовать биотермическую яму вытяжной трубой, оборудовать навес.

Судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Феофановой С.С. в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника – Правительства Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в виду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.            Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Правительство указало, что им предпринимаются все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, кроме того, административный истец указывает на наличие уважительных обстоятельств, находящихся вне его контроля, а именно дефицит бюджетных средств и необходимость соблюдения определенного перечня процедур.

При этом судом установлено, что должником предпринимаются все возможные меры для исполнения судебного решения. Так, с целью исполнения судебных решений по обустройству и строительству скотомогильников на территории Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ были проведены работы по обустройству девяти скотомогильников, в том числе на территории Балейского района Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 30 декабря 2020 года № 1899-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на реализацию государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года № 188 Государственной ветеринарной службе Забайкальского края предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму 2 000,00 тыс. рублей. Мероприятия по оборудованию биотермической ямы на территории городского поселения «Город Балей» в районе свалки <адрес> запланированы па ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о затруднительности исполнения решения в срок, кроме того, исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, предусматривающий совершение последовательности действий, входящих в компетенцию должника (соблюдение установленных процедур и сроков), в связи с чем оборудовать скотомогильник в течение установленного пятидневного срока невозможно вследствие объективных обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны должника. При этом, доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительных листов, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.

Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд, считает, что имеется основания для освобождения должника от исполнительского сбора. Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения настоящего дела, позволяют сделать вывод о том, что в действиях должника Правительства Забайкальского края по исполнительному производству отсутствуют виновные умышленные действия, либо бездействие, направленные на неисполнение судебного акта.

При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, установленного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                       В.Е. Емельянова

2а-2869/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Забайкальского края
Ответчики
УФССП России по Забайкальскому краю
МРО по ИОВИП УФССП по Забайкальскому краю
Другие
Балейская межрайонная прокуратура Забайкальского края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Емельянова Валентина Евгеньевна
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021Дело оформлено
17.05.2021Дело передано в архив
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее