Решение по делу № 33а-513/2019 от 17.01.2019

Судья Асеев М.С. Дело № 33а-513/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Волынчук Н.В., Туникене М.В.,

при секретаре Бурносовой Ю.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филиновой Н.А., Слесаревой Т.А., Щукина В.И. к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о признании незаконным акта обследования помещения, заключения о признании помещений пригодными для проживания, понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе административных истцов Филиновой Н.А., Слесаревой Т.А., Щукина В.И. на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 ноября 2018 г.

Заслушав доклад судьи Волынчук Н.В., объяснения представителя административных истцов Филиновой Н.А., Слесаревой Т.А., Щукина В.И. – Ероновой Е.А. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области – Федькиной Н.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия

определила:

Филинова Н.А., Слесарева Т.А., Щукин В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области о признании незаконными полностью акта обследования помещения межведомственной комиссии от (дата) и заключения межведомственной комиссии от (дата) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, возложении на администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области обязанности создать межведомственную комиссию для проведения обследования дома, расположенного по адресу: ..., и рассмотреть вопрос о непригодности находящихся в нем помещений для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, с привлечением к работе комиссии специалистов и экспертов в области строительства, сотрудников санитарно-эпидемиологической службы, проведением инструментального обследования стен и несущих конструкций жилого дома, включив в состав комиссии собственников жилых помещений, расположенных в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, с правом совещательного голоса.

В обоснование требований указали, что являются собственниками и проживают в жилых помещениях в вышеуказанном доме. Поскольку жилой дом имеет конструктивные и строительные недостатки, делающие невозможным проживание в нем, административные истцы совместно с иными собственниками жилых помещений обратились в администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области с заявлением, в котором просили межведомственную комиссию провести обследование жилого дома и дать заключение о его непригодности для проживания, аварийности и признания подлежащим сносу. (дата) межведомственной комиссией на основании заявления произведено обследование жилого дома по ..., составлены акт обследования и заключение об отсутствии оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Считают, что вышеуказанный акт и заключение необоснованы, приняты в нарушение процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», поскольку в состав комиссии не были включены собственники вышеуказанного жилого дома с правом совещательного голоса, а также компетентные специалисты-эксперты.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области.

Административные истцы – Филинова Н.А., Слесарева Т.А., Щукин В.И. в судебное заседание не явились, обеспечили явку представителя Ероновой Е.А., которая поддержала в полном объеме заявленные требования.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Федькина Н.В. административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, полагая оспариваемые акт и заключение соответствующими требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Представитель административного ответчика – межведомственной комиссии администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Литвинова И.А. административный иск не признала, как необоснованный, просила в его удовлетворении отказать.

Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 15.11.2018 в удовлетворении требований Филиновой Н.А., Слесаревой Т.А., Щукину В.И. отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права, принять по делу новое решение.

В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов Еронова Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Федькина Н.В. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение суда оставить без изменения, полагая оспариваемые акт и заключение межведомственной комиссии соответствующими нормам действующего законодательства.

Административные истцы – Филинова Н.А., Слесарева Т.А., Щукин В.И., представитель административного ответчика – межведомственной комиссии администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по ...: Филинова Г.А. – квартиры , Слесарева Т.А. – квартиры , Щукин В.И. – квартиры .

По заявлению административных истцов и иных собственников жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме от (дата) межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением Главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от (дата) (в ред. распоряжений администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от (дата) , от (дата) , от (дата) ) проведено обследование жилых помещений жилого дома по ..., о чем составлен акт обследования от (дата) .

По результатам обследования жилых помещений (дата) межведомственной комиссией вынесено заключение , согласно которому все осмотренные помещения, расположенные в вышеуказанном доме, соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодны для проживания.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что акт и заключение межведомственной комиссии от (дата) о признании помещений в жилом доме пригодными для проживания являются законными, поскольку как состав, так и процедура проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям не противоречат нормам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п. 42 Положения).

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В нарушение требований п. 43 Положения межведомственной комиссией фактически не проведена оценка соответствия дома установленным требованиям с учетом всех предусмотренных критериев.

Так, межведомственной комиссией приняты во внимание: экспертное заключение <данные изъяты> от (дата) ; отчет <данные изъяты> от (дата) ; заключение судебной строительно-технической экспертизы ООФ «Ц», подготовленное на основании определения суда в рамках рассмотрения гражданского дела в (дата) по иску собственников спорного многоквартирного дома к администрации МО «Сафоновский район» о признании недействительными договоров и предоставлении благоустроенного жилого помещения; техническое заключение <данные изъяты> от (дата) ; экспертное заключение <данные изъяты> от (дата) .

Между тем, с момента составления вышеуказанных заключений специалистов прошел значительный промежуток времени <данные изъяты>, сведений о том, что техническое состояние многоквартирного жилого дома на момент обследования межведомственной комиссией (дата) за этот период времени не изменилось, либо изменилось несущественно, оспариваемые акт обследования и заключение не содержат, и в материалы дела не представлено.

Кроме того, межведомственной комиссии для изучения собственниками многоквартирного дома представлено техническое заключение ООО «С», подготовленное <данные изъяты> многоквартирного жилого дома административных истцов (дата) , согласно которому <данные изъяты>. Эксперт пришел к выводу, что <данные изъяты>. Обследование дома проводилось специалистами путем общего осмотра помещений и здания в целом, а также при помощи измерений специализированными инструментами.

Несмотря на то, что имелось данное техническое заключение, свидетельствующее о наличии оснований для всестороннего и полного обследования жилого дома, межведомственной комиссией произведен только его визуальный осмотр, эксперты, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, к участию в заседании комиссии не привлекались, никакие технические средства измерений не использовались, а сведения о непригодности жилого дома для постоянного проживания людей, содержащиеся в заключении ООО «С» от (дата) , никакими данными не опровергнуты, соответствующих выводов оспариваемые документы межведомственной комиссии не содержат.

Согласно оспариваемому акту обследования помещения от (дата) , межведомственной комиссией даны рекомендации собственникам квартир многоквартирного жилого дома, в том числе провести текущий ремонт стен. При этом межведомственная комиссия не приводит мотивов, по которым она пришла к выводу о необходимости именно текущего ремонта стен, ссылок на перечень помещений многоквартирного дома, стены которых требуют данного вида ремонта, также не приведено. Заключение о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания от (дата) таких выводов и мотивов не содержит.

Между тем, согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

Также материалами дела в нарушение п. 7 Положения, п. 1.3.3 Административного регламента администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не подтверждается извещение собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе административных истцов, обратившихся с соответствующим заявлением о признании дома непригодным для проживания в межведомственную комиссию, участие в работе комиссии с правом совещательного голоса они не принимали.

Таким образом, оспариваемые по настоящему делу акты межведомственной комиссией приняты с нарушением установленного порядка и нарушают права заявителей на принадлежащие им жилые помещения.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Филиной Н.А., Слесаревой Т.А., Щукина В.И. о признании незаконными акта от (дата) обследования помещений, заключения от (дата) о признании помещений пригодными для проживания, понуждении к заключению действий подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 ноября 2018 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Филиновой Н.А., Слесаревой Т.А., Щукина В.И. удовлетворить, признать незаконными акт обследования помещения от (дата) и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от (дата) .

Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области провести повторное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: ... на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для постоянного проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и выдать административным истцам заключение по результатам данного обследования.

Председательствующий:

Судьи:

33а-513/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Слесарева Татьяна Анатольевна
Щукин Владимир Иванович
Филинова Надежда Андреевна
Ответчики
Межведомственная комиссия Администрации МО "Сафоновский район"
Администрация МО "Сафоновский район"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Волынчук Наталья Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
19.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее