Решение по делу № 33-10282/2018 от 28.08.2018

Судья: Катаева Т.В.

Дело № 33- 10282

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Валуевой Л.Б.,

Судей Чулатаевой С.Г., Лапухиной Е.А.,

При секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 26 сентября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Шигабутдинова Хамита Гумаровича на решение Добрянского районного суда Пермского края от 06 июля 2018 года, которым в удовлетворении иска Шигабутдинову Хамиту Гумаровичу отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., пояснения представителя истца – Желткевич М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика – Боковой Л.В., Багимовой Е.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Шигабутдинов Х.Г. обратился в Территориальное управление Министерства социального развития ( далее - ТУ Минсоцразвития) Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки на оздоровление – протезирование зубов в виде денежной компенсации.

Заявленные требования со ссылкой на ст.ст. 7, 22 ФЗ РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», ст.4 Закона Пермского края «О ветеранах труда Пермского края» от 20.12.2015 года № 146 –ПК мотивировал следующим: является ветераном труда на основании ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", имеет удостоверение «Ветеран труда» (л.д.8), проживает на территории Пермского края, имеет право на получение меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством РФ; 13.12.2017 года ему оказана медицинская услуга по протезированию зубов общей стоимостью 11600, 00 руб.; ответчиком отказано истцу в предоставлении такой меры социальной поддержки.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Шигабутдинов Х.Г., полагая его незаконным и необоснованным. В тексте жалобы приводит положения ст. ст.7, 8 Федерального закона « О ветеранах», ст. ст. 4, 5 Закона «О ветеранах труда Пермского края», которые регулируют спорные правоотношения и не учтены судом. Указывает, что понесенные расходы на протезирование в размере 11 600 руб. являются для него существенными. Выводы суда о том, что социальная поддержка ветеранам труда в виде зубопротезирования (денежной компенсации) не предусмотрена, не основаны на нормах действующего законодательства. Положениями ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», ст. 7.1 Закона «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» прямо предусмотрено оказание медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования. Суд не принял во внимание, что ответчиком само по себе право истца на получение денежной компенсации не оспорено.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.

Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, рассмотрев дело в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела: Шигабутдинов Хамит Гумарович является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда», имеет право на получение льгот на основании ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с Законом от 30 ноября 2004 года № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» по категории «Ветеран труда» Шигубутдинову Х.Г. ежемесячно выплачивается: ежемесячная (дополнительная) денежная компенсация по оплате ЖКУ (ДЕДК), ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), ежемесячная денежная компенсация по оплате ЖКУ (ЕДК).

Шигабутдинов Х.Г. обратился в Территориальное управление с письмом (зарегистрировано от 22.02.2018 № 5-111) о назначении «...дополнительной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, а также иных выплат согласно №5-ФЗ от 12.01.1995 и иных...».

Согласно ответу Территориального управления от 01.03.2018 №СЭД-33.14-01-18-110 истец проинформирован о предоставлении мер социальной поддержки, оказываемых в соответствии с Административными регламентами по предоставлению государственных услуг территориальными управлениями по категории «Ветеран труда». На основании приложенного заявления и предъявленных документов произведен перерасчет ДЕДК в размере 5 826,16 руб.

Из указанного ответа также следует, что Шагабутдинов Х.Г. является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере 737,32 руб., которая по усмотрению гражданина может быть направлена, в том числе, на приобретение социального проездного документа.

Представитель истца - Целищева М.А. обратилась с письмом в Территориальное управление о предоставлении меры социальной поддержки на оздоровление - протезирование зубов в виде денежной компенсации (зарегистрировано от 14.03.2018 №8-Ш). К письму были приложены копии документов, подтверждающих расходы на протезирование (не заверены).

Письмом Территориального управления от 23 марта 2018 г. №СЭД-33.14-01 - 18-133 гр. Шигабутдинову Х.Г. даны разъяснения в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», указано, что в соответствии со статьей 7.1 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 г. №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в том числе ветеранам труда, гарантируется оказание медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования в порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Также сообщено, что ветераны труда не утратили право на получение ЕДВ и самостоятельно могут воспользоваться ЕДВ при оплате услуг по протезированию; разъяснено о праве истца обратиться в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему материальной помощи в связи с возникновением трудной жизненной ситуации (л.д.17).

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Делая такой вывод, суд исходил из того, что социальная поддержка ветеранам труда в виде денежной компенсации на зубопротезирование действующим законодательством Пермского края не предусмотрена.

Выводы суда первой инстанции являются обоснованными и мотивированными.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения и не являются основаниями к его отмене.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен перечень мер социальной поддержки, которые могут предоставляться различным категориям ветеранов, в том числе пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); предоставление жилых помещений; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 5-ФЗ).

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.

В силу части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне закреплено, что меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит каких-либо конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций.

Пермский край как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе определять круг лиц, подлежащих обеспечению мерами социальной поддержки, а также условия предоставления мер социальной поддержки.

В целях реализации названного полномочия Законодательным Собранием Пермской области принят Закон от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и 21 января 2005 года Губернатором Пермской области издан Указ N 11, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края.

Согласно ст.1 Закона, действие закона распространяется на категории граждан, постоянно проживающих на территории Пермской области и имеющих право на социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством, в том числе ветераны труда, а также лица, приравненные к ним в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" (далее - ветераны труда);

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) получение ежемесячной денежной выплаты;

2) оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам);

3) оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления);

4) право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%. Порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу ст. 7.1 Закона ветеранам труда гарантируется оказание медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования в порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В соответствии с Указом Губернатора Пермского края медицинская помощь по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования оказывается отдельным категориям населения, постоянно проживающим на территории Пермского края и имеющим право на получение ежемесячных денежных выплат в соответствии с федеральными законами, законами Пермского края, Пермской области и медицинские показания на предоставление медицинской помощи по зубопротезированию.

Страхование граждан осуществляется в форме договора добровольного медицинского страхования по зубопротезированию отдельных категорий граждан, заключаемого между Фондом социальной поддержки (страхователем) и страховой организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи по зубопротезированию определенного объема и качества.

Для получения медицинской помощи по зубопротезированию граждане представляют в страховую организацию, с которой заключен договор добровольного медицинского страхования следующие документы: а) заявление о заключении договора добровольного медицинского страхования с целью получения услуги по зубопротезированию и удержании сумм из ежемесячной денежной выплаты (внесении страховых взносов) в Фонд социальной поддержки населения и территориальный орган Министерства социального развития Пермского края по месту жительства граждан; б) паспорт или документ, его заменяющий; в) документ, подтверждающий право на получение мер социальной поддержки по категории, по которой осуществляется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Представитель страховой организации с момента начала действия договора добровольного медицинского страхования выдает заявителю страховой медицинский полис и направление на получение услуг по зубопротезированию с указанием названия и местонахождения медицинской организации, разъясняет порядок и объем получения услуг в рамках программы страхования. Страховая премия на оказание медицинской помощи по зубопротезированию составляет 1800,0 руб. на одного застрахованного.

Максимальная стоимость оказанных услуг на один страховой случай составляет не менее 1600,0 руб. Размер страховых взносов 50 рублей в месяц. Удержание страховых взносов из сумм ежемесячных денежных выплат, осуществляемых гражданам за счет средств краевого бюджета, производится территориальным органом Министерства, которое направляет суммы страховых взносов в Фонд социальной поддержки. Граждане, получающие ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета, вносят страховые взносы в соответствии с порядком, определяемым Министерством.

Фонд социальной поддержки на основании заключенного договора добровольного медицинского страхования ежемесячно направляет суммы страховых взносов, удержанные из сумм ежемесячных денежных выплат, страховой организации.

Оказание медицинской помощи по зубопротезированию застрахованным гражданам производится согласно очередности, сформированной страховой организацией с момента обращения граждан в страховую организацию, и суммы поступивших страховой организации страховых взносов.

Оплата стоимости медицинских и иных услуг, превышающих максимальную стоимость оказанных услуг по договору добровольного медицинского страхования, производится гражданином в кассу медицинской организации, при этом им вносится сумма денежных средств, превышающая указанную сумму.

При этом, законодательством Пермского края не предусмотрена возможность реализации права льготной категории граждан на получение услуг по зубопротезированию вне рамок программы добровольного медицинского страхования на бесплатной основе. Меры социальной поддержки гражданам предоставляются не в денежном выражении, а путем предоставления соответствующей услуги в рамках программы добровольного медицинского страхования с последующей компенсацией затраченных денежных средств непосредственно лечебному учреждению.

Вместе с тем, с 2011 года по настоящее время страховая компания для предоставления медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы ДМС не определена, в связи с отказами страховых компаний от участия в программе ДМС из-за ее нерентабельности. Письмом министерства социального развития Пермского края от 04.10.2016 №СЭД-33-05-55-943 «О порядке оказания медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования» до территориальных управлений доведены разъяснения, что «... льготные категории граждан не утратили право на получение ЕДВ и самостоятельно могут воспользоваться ЕДВ при оплате услуг по зубопротезированию.».

Из изложенного следует, что истцу не было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, однако социальная поддержка ветеранам труда в виде денежной компенсации на зубопротезирование Законом Пермского края и иными актами не предусмотрена, истец не имеет звания «Ветеран труда Пермского края». Поскольку договор добровольного медицинского страхования по зубопротезированию отдельных категорий граждан между Фондом социальной поддержки (страхователем) и страховой организацией не заключался, соответственно, страховые взносы из ЕДВ на медицинские услуги по зубопротезированию у Шигабутдинова Х.Г. не удерживались и он имеет возможность самостоятельно воспользоваться ЕДВ при оплате услуг по зубопротезированию,

Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, описательно-мотивировочная часть решения суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в иске было отказано правомерно, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, аналогичны основаниям заявленного иска, соответственно, проверялись судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Добрянского районного суда Пермского края от 06 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шигабутдинова Хамита Гумаровича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10282/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шигабутдинов Хамит Гумарович
Ответчики
ТУ МСР Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Валуева Любовь Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее