Дело №2-125/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Панкрушиха 17 июля 2019 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Акиньшина А.В.
при секретаре Ильиных С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зельцера А. А. к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) и Пушкареву А. С. о признании права собственности на самоходную машину и возложении обязанности по регистрации самоходной машины,
установил:
Зельцер А. А. обратился в Панкрушихинский районный суд Алтайского края с иском к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) и Пушкареву А. С. о признании права собственности на колесный трактор Т-40 АМ, 1980 года выпуска, заводской №, дублирующий номер на переднем брусе 280125, двигатель №. В обоснование своих требований истец указал, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у ответчика Пушкарева А.С. трактор Т-40 АМ, 1980 года выпуска, заводской №,дублирующий номер на переднем брусе 280125, двигатель №, и с указанного времени владел и пользовался им как своим собственным, использовал его для ведения личного подсобного хозяйства.
В 2019 году Зельцер А.А. обратился в Государственную инспекцию Гостехнадзора Панкрушихинского района с заявлением о постановке на учет указанного трактора и получении документов установленного образца. В регистрации трактора ему было отказано в связи с отсутствием документов, указанных в п.2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» от 16.01.1995.
Согласно же п.2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» от 16.01.1995, регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов ранее состоящих на учете производится за владельцами при предоставлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются, в том числе документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с п.2 ч.1 ст.161 ГК РФ гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях предусмотренных законом – независимо от общей суммы сделки.
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, имеющего собственника, может быть приобретено на основании договора купли-продажи или иной сделки по отчуждению имущества.
В соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Отсутствие у продавца трактора регистрационных документов само по себе не является доказательством того, что владелец не является его собственником, поскольку в силу действующего законодательства, сделки купли-продажи транспортных средств и прицепов к ним регистрации не подлежат. Следовательно, Зельцер А.А. считает, что приобрел право собственности с момента передачи ему трактора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Истец Зельцер А.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор), извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направив отзыв на иск в котором указал, что порядок регистрации машин регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники в Российской Федерации»; Правилами государственной регистрации техники, поднадзорной органам гостехнадзора, утвержденными Минсельхозпродом РФ 16.01.1995; Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №100 от 18.08.2015 «О паспорте самоходной машины и других видов техники».
Пункт 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники устанавливает, что наличие паспорта самоходной машины, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.
Отказ в постановке на учет трактора по заявлению истца вызван отсутствием у него документов, указанных в абз. 1 пункта 15 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники. Сделка между истцом и Зельцером А.А. инспекцией не оспаривается. Выдача дубликатов регистрационных документов и паспорта самоходной машины, при их утрате в соответствии с п.п.2.27 и 2.28 Правил регистрации и п.п.2.3 и 2.4 Положения о паспорте производится после получения подтверждения регистрационных данных с прежнего места регистрации.
Ответчик Пушкарев А.С., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об уважительный причинах своей неявки суд не известил, направил в суд заявление о признании исковых требований, в котором указал, что признает исковые требования добровольно, последствия признания иска и принятия его судом ему понятны. Просит суд принять признание иска и рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования Зельцера А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 и ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В частности, суд может установить факт владения и пользования имуществом, в том числе на праве собственности в случае, если у заявителя имелся, но был им утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности ему такого имущества на праве собственности, и при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.
Согласно действующему законодательству и в соответствии с положениями п. 1 ст. 223 ГК РФ, распространяющими свое действие на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.
В силу ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 1 ст.234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с положениями "Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (ред. от 26.06.2014), государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (п. 1.4).
Пункт 3 статьи 15 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.
Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена продавцом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) регистрацию транспортных средств - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.
В силу статьи 3 вышеназванного постановления Правительства РФ, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах) или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Из пункта 4 упомянутого постановления Правительства РФ следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.
Аналогичные положения содержатся также в Правилах государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" было предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию РФ до 1 сентября 2001 года, а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.
В соответствии с п. 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, предусмотрено, что Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что трактор Т-40 АМ, 1980 года выпуска, заводской №195662, дублирующий номер на переднем брусе 280125, двигатель 2462788, приобретенный Зельцером А.А. 29.07.2011 на основании договора купли-продажи у ответчика Пушкарева А.С., выпущен предприятием-изготовителем в 1980 году, то есть до 01.09.1995. Постановка вышеуказанного транспортного средства на учет в органах гостехнадзора и выдача паспорта на него ранее не осуществлялась.
Суд считает, что право собственности Зельцера А.А. на указанное транспортное средство возникло не только на основании договора купли-продажи, но и в силу части 1 статьи 234 ГК РФ, которой установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как указано выше в соответствии с п.2.8.6. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы; документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой п. 2 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.
При регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1 настоящих Правил:
2.8.6.3. Нотариально удостоверенные документы (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве собственности и наследования имущества, договор раздела наследственного имущества, договор раздела совместно нажитого имущества между супругами, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и их совместное заявление о разделе и перерегистрации машины на одного из них и другие, предусмотренные ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2.8.6.4. Судебные документы (решения судов).
2.8.6.5. Постановления таможенных органов.
2.8.6.6. Документы, выдаваемые органами социальной защиты населения.
2.8.6.7. Другие документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Отсутствие у истца регистрации транспортного средства и паспорта самоходной машины ограничивает его право как собственника на пользование указанным трактором. Указанное право истца подлежит судебной защите и является основанием для удовлетворения требований Зельцера А.А. об обязании ответчика зарегистрировать трактор Т-40 АМ, 1980 года выпуска, заводской №, дублирующий номер на переднем брусе 280125, двигатель № в органах Гостехнадзора с выдачей паспорта транспортного средства установленного образца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Зельцера А. А. удовлетворить.
Признать за Зельцером А. А. право собственности на трактор Т-40 АМ, 1980 года выпуска, заводской №, дублирующий номер на переднем брусе 280125, двигатель №.
Обязать Государственную инспекцию <адрес> (региональный Гостехнадзор) в лице представительства Государственной инспекции <адрес> зарегистрировать трактор Т-40 АМ, 1980 года выпуска, заводской №, дублирующий номер на переднем брусе 280125, двигатель №, с выдачей регистрационных документов.
Взыскать в Пушкарева А. С. в пользу Зельцера А. А. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий подпись А.В. Акиньшин
Верно: судья А.В. Акиньшин
Секретарь с/з С.Ю. Ильиных