Дело № 2-172/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вербиной М.С., при секретаре Усачёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Олянич Татьяны Васильевны к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Олянич Т.В. обратилась с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» (далее - ПАО «ТГК-2») об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения – <адрес> в г. Архангельске, оплачивает услуги ПАО «ТГК-2» по отоплению и горячему водоснабжению, которые ответчик оказывает ненадлежащим образом. В квартире установлено два индивидуальных прибора учета, в том числе: один – учета холодного водоснабжения, второй – учета горячего водоснабжения, что подтверждается актом МУП «Водоканал» от 01.02.2018. Вместе с тем, ответчик в квитанциях на оплату услуг за период с октября 2017 г. по октябрь 2019 г. указывал показания прибора учета, но начисления платы производил по нормативу потребления. Вследствие неверного указания данных истец обращался к ответчику с требованиями о перерасчете, который до настоящего времени в полном объеме не произведен. Вследствие незаконных действий ответчика истцу причинен ущерб в размере 53 871 руб. 25 коп. В октябре 2018 г. ответчиком необоснованно начислена плата за отопление за сентябрь 2018 г. в сумме 2 793 руб. 74 коп., хотя в период с 01.09.2018 по 02.10.2018 включительно отопление в домах № <адрес> в г. Архангельске отсутствовало. В перерасчете платы за отопление за сентябрь 2018 г. ответчик отказал, указав, что отопление было предоставлено в соответствии с нормативами. Кроме того, на протяжении отопительного сезона с весны 2018 г. по март 2019 г. отопление <адрес> в г. Архангельске осуществлялось с перерывами, в связи с чем, температура воздуха в жилом помещении не превышала 16 градусов ?С. В результате оказания услуг отопления ненадлежащего качества дети истца болели, вследствие чего истец регулярно нес расходы на лечение, вынужден был нести дополнительные расходы на оплату электроэнергии, находиться в квартире в теплых вещах. В связи с этим, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг на сумму 26 658 руб., в том числе в связи с неверным указанием в квитанции за отопление за сентябрь 2018 г. суммы в размере 2 793 руб. 74 коп., за перерывы в предоставлении услуг отопления в размере 3 426 руб. 50 коп., за необоснованное начисление пени в сумме 21 020 руб. 82 коп.; взыскать неустойку за просрочку исполнения требований потребителя в сумме 477 967 руб., компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «УК «Пролетарская», ООО «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных».
Истец Олянич Т.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ПАО «ТГК-2» Гурьева Е.И. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «УК «Пролетарская», ООО «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных», извещенные о рассмотрении дела, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств, возражений, пояснений не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений.
Судом установлено, что Олянич (Орлова) Т.В. с 05.09.2017 является собственником жилого помещения, общей площадью 56,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем избрания способа управления домом.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом № <адрес> в г. Архангельске осуществляет ООО «УК «Пролетарская».
Между ресурсоснабжающей организацией ПАО «ТГК-2» и ООО «УК «Пролетарская» заключен договор ресурсоснабжения, многоквартирный <адрес> в г. Архангельске включен в перечень объектов, обслуживаемых в соответствии с указанным соглашением.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ изменение размера платы за коммунальные услуги осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – Правила № 354).
Согласно пп. «е» п. 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил (пункт 40 Правил № 354).
В соответствии с пунктом 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.
Согласно пункту 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе 10 Правил.
Пунктом 105 Правил определено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
В силу пункта 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Пункты 105 и 106 Правил основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с пунктом 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом соответствии с п. 15, 109 Правил.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги ненадлежащего качества (пункт 112 Правил).
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм действующего жилищного законодательства следует, что единственным доказательством предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, которое служит основанием для произведения исполнителем коммунальных услуг перерасчета платы, является акт нарушения качества коммунальной услуги.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
ПАО «ТГК-2» предоставляет коммунальные услуги собственникам и пользователя помещений в многоквартирном <адрес> в г. Архангельске до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Ответчик как ресурсоснабжающая организация, выступающая в качестве исполнителя коммунальных услуг, несет ответственность за режим и качество предоставляемых коммунальных услуг до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из чего и в соответствии с п. 103 Правил № 354, производит изменение размера платы за коммунальные услуги в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли в зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.
Согласно требованиям п. 4.4 ГОСТ 304949-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» оптимальные и допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых (в том числе общежитий) в холодный период должны составлять 18 – 24 ?С (допустимые) в жилых помещениях, 18 – 26 ?С (кухня, ванная).
Из представленного истцом в материалы дела акта проверки качества коммунальных услуг в <адрес> жилого <адрес> в г. Архангельске от 11.01.2019, составленного теплоэнергетиком ООО «УК «Пролетарская» Зажигиным И.В. в присутствии истца, следует, что температурный режим в указанном жилом помещении соответствует нормативным требованиям: кухня – 20 ?С, большая комната (угловая) – 20,1 ?С, ванная комната – 20 ?С, прихожая – 20 ?С. Акт проверки температурного режима подписан истцом без каких-либо замечаний.
Из пояснений представителя истца следует, что в ПАО «ТГК-2» по вопросу ненадлежащего оказания услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения истец не обращался.
Согласно пояснениям представителя ответчика жалоб по вопросам оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по <адрес> в г. Архангельске в спорный период не поступало, замеры температуры подачи горячей воды на указанный дом в точке технического узла не производились.
Доказательств вины ответчика в ненадлежащем предоставлении услуг отопления и горячего водоснабжения, предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества истцом вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, несоответствие температурного режима в указанном жилом помещении относимыми и допустимыми доказательства не подтверждено.
Информация ООО «ПК Энергия Севера» об отключение абонентов по отоплению и ГВС, подключенных от источника теплоснабжения на <адрес> в г. Архангельске в период 15.02.2019 с 10 час. до 23 час. 15.02.2019 не свидетельствуют об отключении от отопления жилого <адрес> в г. Архангельске, несоответствии температурного режима в квартире истца нормативным требования, поскольку по информации ООО «УК «Пролетарская» жалоб на отсутствие или ненадлежащее качество услуг отопления и горячего водоснабжения от жильцов <адрес> в г. Архангельске 15.02.2019 не поступало.
Отключение абонентов, подключенных от источника теплоснабжения по <адрес> по отоплению и горячему водоснабжению, по информации ООО «ПК «Энергия Севера» производилось также 18.02.2019 с 09 час. до 11 час. Отсутствие отопления в жилом <адрес> в указанный день подтверждено сведениями об обращении жильцов <адрес> в г. Архангельске в ООО «УК «Пролетарская» с жалобой на холодные батареи 18.02.2019. Вместе с тем, указанное отключение отопления и горячего водоснабжения не превышало предельной продолжительности, в связи с чем установленных согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ снований для перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение, по мнению суда, не возникло.
В материалах дела доказательств допущения ресурсоснабжающей организацией перерывов при оказании услуг по отоплению и горячему водоснабжению, превышающих установленную продолжительность, не имеется.
При данных обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в связи с перерывами в предоставлении услуг, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, удовлетворению не подлежат.
При разрешении исковых требований в части начисления ПАО «ТГК-2» в период с октября 2017 г. по октябрь 2019 г. платы за услуги по горячему водоснабжению и отоплению по нормативу потребления, судом учитывает следующее.
Начисление размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с п. 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (пункт 81 Правил).
В случае непредоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета, начисление размера платы за коммунальную услугу производится в соответствии с п.п. 59, 60 Правил исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного из показаний индивидуального прибора учета, и при непередаче показаний более шести месяцев подряд, - по нормативу потребления коммунальной услуги исходя из количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Согласно п. 34 (з) Правил № 354 потребитель коммунальных услуг обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
ПАО «ТГК-2» производит начисление платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес> в г. Архангельске с августа 2016 г.
Согласно представленной в ПАО «ТГК-2» управляющей организацией информации жилое помещение, расположенное по адресу: г. Архангельск, <адрес>, оборудовано двумя индивидуальными приборами учета горячей воды № 26173207 № 26172753, количество проживающих – 1 человек. Данная информация ежемесячно отражалась в платежных документах для внесения платы за предоставление коммунальных услуг, выставляемых по жилому помещению по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
Показания потребителя адресу: г. Архангельск, <адрес> передавались в ПАО «ТГК-2» только по прибору учета № 26172753.
В связи с этим, в период с августа 2017 г. по сентябрь 2019 г. начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с августа 2017 г. по октябрь 2017 г. производилось в соответствии с Правилами исходя их рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с ноября 2017 по сентябрь 2019 г. – исходя из действующего норматива потребления коммунального ресурса горячей воды и количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении (1 человек).
С 01.01.2017 на основании п. 56 (2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан объем коммунальных услуг рассчитывался с учетом количества собственников помещения.
На основании представленных при обращении Олянич Т.В. 15.10.2019 документов, подтверждающих, что принадлежащее истцу жилое помещение № <адрес> в г. Архангельске оборудовано одним прибором учета горячей воды № 26173207, в октябре 2019 г. ответчиком выполнен перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по фактическому использованному объему коммунального ресурса по показаниям данному индивидуального прибора учета за период с сентября 2017 г. по сентябрь 2019 г. на сумму -27 212 руб. 64 коп., который отражен в платежном документе за октябрь 2019 г.
Одновременно ПАО «ТГК-2» выполнен перерасчет пени на сумму -2 888 руб. 60 коп., что подтверждено карточкой расчетов.
Доказательств обращения Олянич Т.В. в адрес ответчика до 15.10.2019, а также предоставления в ПАО «ТГК-2» сведений об оборудовании принадлежащего истцу жилого помещения одним прибором учета горячего водоснабжения, в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах, вины ПАО «ТГК-2» в начислении платы за услугу по горячему водоснабжению по нормативу потребления суд не усматривает. При предоставлении Олянич Т.В. в адрес ресурсоснабжающей информации сведений об оборудовании жилого помещения одним прибором учета горячего водоснабжения, перерасчет произведен полностью, включая пени.
С учетом изложенного, оснований для понуждения ответчика произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не имеется.
При разрешении доводов истца о неосновательном выставлении ответчиком счета за услугу по отоплению за сентябрь 2018 года в размере 2 793 руб. 74 коп., поскольку в период с 01.09.2018 по 02.10.2018 <адрес> в г. Архангельске не был подключен к отоплению, судом установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Администрации МО «Город Архангельск» от 19.09.2018 № 2713р отопительный сезон 2018-2019 г.г. в жилом фонде города Архангельска начался 24.09.2018.
Согласно акту пуска тепловой энергии, начало поставки тепловой энергии в <адрес> в г. Архангельске осуществлено 29.09.2018.
Из акта осмотра теплового узла по адресу: <адрес>, составленного 19.10.2018 представителями ПАО «ТГК-2» и ООО «УК «Пролетарская» система отопления дома в работе с 29.09.2018.
В связи с поздним предоставлением информации о подключении многоквартирного дома к теплоснабжению, начисление размера платы за отопление за сентябрь 2018 г. было произведено в октябре 2018 г.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.
Величина норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для г. Архангельска на календарный месяц утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 28.06.2013 № 100-пн и определена согласно Правилам установления и определения норматива потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 306, с учетом продолжительности отопительного периода, принятого в соответствии с указанными Правилами в количестве 9 месяцев.
Согласно материалам дела на основании пункта 99 Правил № 354 в связи с перерывом в предоставлении коммунальной услуги начисление размера платы за сентябрь 2018 г. выполнено по нормативу с учетом отсутствия услуги 24 и 28 сентября 2018 г. Сумма перерасчета отражена в платежном документе за октябрь 2018 г. и составляет 2 793 руб. 74 коп. (0,03869 Гкал/м2*56м2*1547,32 руб./Гкал/30 дней*25 дней).
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определен ответчиком обоснованно, оснований для перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению, взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не имеется.
По смыслу п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнителем коммунальных услуг, т.е. юридическим лицом, предоставляющим истцу как потребителю коммунальные услуги, является ООО «Управляющая компания «Пролетарская».
В соответствии с п. 149 Правил именно исполнитель коммунальных услуг несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами.
Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 5 ч. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска, а также ответчика определяет истец.
Требований к управляющей компании в связи с ненадлежащим оказанием услуг по отоплению и горячему водоснабжению истцом в рамках настоящего дела истцом не заявлялось.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Олянич Т.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Олянич Татьяны Васильевны к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий М.С. Вербина
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2021 года.
Председательствующий М.С. Вербина