№ 12-16/2020
РЕШЕНИЕ
14 мая 2020 года город Мирный
Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Камышник Н.К.,
рассмотрев жалобу защитника ООО «Газпром газораспределение Архангельск» Михайловой И.В. на определение государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Архангельской области Полетаева Д.С. №*** от 07 февраля 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Драник А.Н.,
установил:
определением государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Архангельской области №*** от 07 февраля 2020 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Драник А.Н. отказано за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.23 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным должностным лицом актом, защитник «Газпром газораспределение Архангельск» Михайлова И.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит определение Государственной жилищной инспекции Архангельской области №*** от 07 февраля 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Драник А.Н. отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что Архгосжилинспекцией не учтено, что отсутствие у специализированной организации информации о заказчике или газовом оборудовании не позволяет направить в адрес потребителя оферту (проект договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования), оставлен без внимания и тот факт, что направление оферты является правом, а не обязанностью специализированной организации. Драник А.Н. предвидел возможные последствия своего бездействия, не обращался в специализированную организацию, игнорировал требования наймодателя, то есть виновно уклонялся от заключения обязательного договора, считает, что объективной стороной административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ является одно из действий (бездействие): уклонение от подписания оферты, направленной специализированной организацией абоненту, в порядке и сроки, установленные пунктами 30-34 Правил пользования газом; уклонение от обращения в специализированную организацию с заявкой о заключении договора в соответствии с пунктами 18,19, 25-29 Правил пользования газом. Считает определение Государственной жилищной инспекции Архангельской области незаконным.
В своих возражениях заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области С.Н. Трубина, указала, что в материалах, направленных в Инспекцию, отсутствует информация о направлении в адрес Драник А.Н. проекта договора и об обращении в суд с заявлением о понуждении заключения вышеуказанного договора, в соответствии с пунктами 30,31 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года №410, в связи с чем у Инспекции отсутствовали законные основания для возбуждения в отношении Драник А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 КоАП РФ. Просят определение №*** от 07 февраля 2020 года оставить без изменения, а жалобу ООО «Газпром газораспределение Архангельск» без удовлетворения.
В судебное заседание защитник ООО «Газпром газораспределение Архангельск» Михайлова И.В., должностное лицо, вынесшее обжалуемое определение, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется при наличии у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
В силу п.3 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.п. «к» п. 21 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.
Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410), которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 2 Правил № 410 "внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (п.3 Правил №410).
В силу пункта 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования. Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6 Правил № 410).
Согласно пункту 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Из п.2 Правил №410 следует, что "заказчик" - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).
Как усматривается из материалов дела, 25 декабря 2019 года в адрес Государственной жилищной инспекции Архангельской области от ООО «Газпром газораспределение Архангельск» поступило заявление о привлечении Драник А.Н. к административной ответственности по ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, в обоснование которого указано, что Драник А.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ул. ***, и им не заключен обязательный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования (далее – ВКГО). Письмом №*** от 19 августа 2019 года ООО «Газпром газораспределение Архангельск» обратилось по данному факту в МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного». В своем ответе от 12 сентября 2019 года №1601/о Управление сообщило, что нанимателю направлено требование заключить до 15 октября 2019 года договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО.
Из договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда №*** от 16 января 2003 года следует, что нанимателем жилого помещения, переданного *** на основании ордера на жилое помещение №*** от 01.09.1987 года, по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ул. ***, является Драник Александр Николаевич.
09 декабря 2019 года и 22 января 2020 года ООО «Газпром газораспределение Архангельск» в адрес нанимателя квартиры, расположенной по адресу: г. Мирный, ул. ***, направлены уведомления о необходимости заключения договора на ТО ВКГО со специализированной организацией, в целях проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования, во избежание приостановления подачи газа. Указано на приостановление поставки газа в случае не предоставления договора на ТО ВКГО.
ООО «Газпром газораспределение Архангельск» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области с вышеуказанным заявлением о привлечении Драник А.Н. к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ.
Определением государственного жилищного инспектора Полетаева Д.С. от 07 февраля 2020 года №*** в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Драник А.Н. отказано за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.23 КоАП РФ.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Драник А.Н., должностное лицо исходило из того, что в нарушение п.30 Правил №410, в обращении, направленном в государственную жилищную инспекцию Архангельской области, отсутствует информация о направлении ООО «Газпром газораспределение Архангельск» заявки (оферты) Драник А.Н. о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, следовательно, состав правонарушения, выразившегося в уклонении от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, отсутствует.
Вместе с тем, с указанным выводом должностного лица согласиться нельзя, поскольку в предоставленных материалах отсутствуют данные, свидетельствующие о проведении административным органом процессуальных действий, направленных на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств, указанных в порядке п. 3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ заявителем ООО «Газпром газораспределение Архангельск» сведениях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493, задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (п.11 Положения).
В нарушение перечисленных требований, а также требований, предусмотренных ст. 24.1, ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, должностное лицо не дало оценки представленным ООО «Газпром газораспределение Архангельск» материалам и документам, не истребовало сведения, необходимые для правильного разрешения поступившей информации, не проверило, были ли допущены пользователями жилого помещения нарушения требований в области газоснабжения, указанные в заявлении, образуют ли указанные действия (бездействие) состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ.
Кроме того, не дана оценка тому, что Драник А.Н., являясь нанимателем жилого помещения, а, следовательно, является абонентом, несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору за потребляемый газ, в порядке, установленном условиями договора, на основании нормативных актов РФ в сфере газоснабжения и предоставления коммунальных услуг. Не истребован договор поставки газа, не опрошено лицо, в отношении которого поступило заявление.
Вместе с тем, на основании положений КоАП РФ в обязанности ООО «Газпром газораспределение Архангельск», как заявителя, не входит сбор необходимых доказательств совершения правонарушения.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что жалоба защитника ООО «Газпром газораспределение Архангельск» Михайловой И.В. на определение государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Архангельской области Полетаева Д.С. №*** от 07 февраля 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Драник А.Н., подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1, п.4 ч.1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. №*** ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.9.23 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. №*** ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.9.23 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №*** ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░