Дело № 2-119/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Ромоданово 29 марта 2018 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Занькина Д.В.,
при секретаре Киреевой Н.А.,
с участием истца Маймаева Б.И.,
представителя ответчика – администрации Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кузяева М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маймаева Бясыра Инятулловича к администрации Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования земельной долей, признании права собственности на земельную долю в порядке наследования по завещанию,
установил:
Маймаев Б.И. обратился в суд с иском к администрации Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования земельной долей, признании права собственности на земельную долю в порядке наследования по завещанию.
В обоснование своих исковых требований, с учётом их уточнения, указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1., которая завещала ему всё своё имущество. После смерти матери он принял наследство путём подачи заявления нотариусу, который выдал ему свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом и земельный участок. Впоследствии в 2018 году ему стало известно, что при жизни его матери также принадлежала земельная доля площадью <данные изъяты> га, входящая в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> С целью получения свидетельства о праве на наследство по завещанию, на указанную земельную долю, он обратился к нотариусу, однако в этом ему было отказано, поскольку в соответствующем свидетельстве на право собственности на землю допущены ошибки в указании имени, отчества и даты рождения его матери. Так, имя, отчество и дата рождения его матери указаны как ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вместо правильных ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ". В связи с этим просит суд установить факт владения и пользования при жизни на праве общей долевой собственности ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельной долей площадью <данные изъяты> га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Также просит суд признать за ним право собственности на вышеуказанную земельную долю в порядке наследования по завещанию.
В судебном заседании истец Маймаев Б.И. свои исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика – администрации Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кузяев М.Х. (глава этого поселения), в судебном заседании иск признал, суду пояснил, что каких-либо возражений против заявленных исковых требований он не имеет, поскольку спорная земельная доля принадлежала матери истца. В настоящее время Маймаев Б.И. является единственным наследником имущества после смерти матери. В связи с этим считает, что исковые требования Маймаева Б.И. подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием об отсутствии у него каких-либо возражений против заявленных Маймаевым Б.И. исковых требований.
Также являющаяся третьим лицом по делу – нотариус Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия Власова Л.Н. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, надлежащим образом была извещена о месте и времени его проведения.
В связи с этим суд, в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного третьего лица.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, допрошенных свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные Маймаевым Б.И. исковые требования подлежат удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
Согласно постановлению главы администрации Ромодановского района Республики Мордовия от 09 июня 1994 г. № 177 "О выдаче свидетельств на право собственности на землю" было постановлено выдать в срок до 01 августа 1994 г. свидетельства на право собственности на землю без выдела в натуре членам коллективов коллективных сельскохозяйственных предприятий Ромодановского района, пенсионерам этих хозяйств, проживающих на их территориях и работникам социальной сферы этих хозяйств (л.д.8).
На основании указанного постановления ФИО1. (матери заявителя), 29 июля 1994 года было выдано свидетельство на право собственности на землю серии № (л.д.6-7).
Из вышеназванного свидетельства следует, что оно выдано на имя "ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения", приобретающей право общей долевой собственности на землю общей площадью <данные изъяты> га, расположенную по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, из свидетельства о рождении ФИО1 следует, что её фамилия, имя и отчество звучат как "ФИО1", а также то, что датой её рождения является "ДД.ММ.ГГГГ" (л.д.15).
Из свидетельства о смерти ФИО1 следует, что она умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Свидетели ФИО2. и ФИО3. суду пояснили, что они при жизни хорошо знали ФИО1. по совместной работе в колхозе "<адрес>". В связи с этим им известно, что ранее ФИО1. выделялась земля общей площадью <данные изъяты> га на территории колхоза <адрес> равно как и другим работникам данного колхоза. Земельный участок, который был выделен ФИО1. и другим работникам колхоза, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>
Из справки, выданной администрацией Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, следует, что ФИО1. при жизни владела на праве общей долевой собственности земельной долей площадью <данные изъяты> га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.59).
В соответствии с другой справкой администрации Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения" на территории данного поселения не проживала (л.д.60).
В соответствии со статьёй 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт владения и пользования недвижимым имуществом.
В данном случае судом объективно установлено, что при жизни ФИО1 фактически владела на праве общей долевой собственности земельной долей площадью <данные изъяты> га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Вместе с тем, в вышеназванном правоустанавливающем документе – свидетельстве на право собственности на землю допущены ошибки в указании имени, отчества и даты рождения собственника.
Факт владения на праве общей долевой собственности за умершей указанной земельной долей имеет юридическое значение для истца, поскольку является основанием для оформления наследственных прав, а поэтому данный факт подлежит установлению судом.
Получить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт в ином порядке, чем в судебном, истец не имеет возможности.
В связи с этим, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в соответствующей части. При этом суд устанавливает факт владения при жизни на праве общей долевой собственности ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельной долей площадью <данные изъяты>, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>".
При разрешении исковых требований Маймаева Б.И. о признании за ним права собственности в порядке наследования на вышеуказанную земельную долю, суд исходит из следующего.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу абзаца первого статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьёй 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днём открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В данном случае судом установлено, что истец Маймаев Б.И. приходится сыном ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, является наследником первой очереди к имуществу умершей (л.д.18).
Согласно завещанию от 04 марта 2010 года, удостоверенному нотариусом Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия Власовой Л.Н. и зарегистрированному в реестре за №, ФИО1. всё своё имущество, в том числе жилой дом и земельный участок под ним, завещала своему сыну Маймаеву Б.И. (л.д.45).
Из копии наследственного дела № усматривается, что Маймаев Б.И. является единственным наследником ФИО1 который после смерти последней на основании завещания наследодателя принял наследство в виде жилого дома и земельного участка под ним (л.д.44-47).
Также из материалов дела следует, что 23 марта 2018 года сообщением врио нотариуса Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия Шиткина Е.Н. в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на вышеназванную земельную долю Маймаеву Б.И. отказано. Данный отказ мотивирован тем, что в представленных правоустанавливающих документах не верно указаны имя, отчество и дата рождения наследодателя (д.д.57).
Вместе с тем, как указано выше, в данном случае судом установлен факт того, что ФИО1. при жизни на праве общей долевой собственности владела и пользовалась вышеназванной земельной долей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорное наследственное имущество было принято Маймаевым Б.И. установленным законом способом, поскольку, приняв часть наследства после смерти матери, истец фактически принял всё причитающееся ему наследство.
В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования истца в указанной части также основаны на законе, следовательно, данные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Маймаева Бясыра Инятулловича к администрации Алтарского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования земельной долей, признании права собственности на земельную долю в порядке наследования по завещанию удовлетворить.
Установить факт владения и пользования при жизни на праве общей долевой собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельной долей площадью <данные изъяты> га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>".
Признать за Маймаевым Бясыром Инятулловичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования по завещанию на земельную долю ФИО1 площадью <данные изъяты> га, входящую в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия Д.В. Занькин