Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 ноября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре Фролове А.Ф., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении:
муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс», ОГРН 1064101065005, ИНН 4101111674, КПП 410101001, поставлено на учет в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: г. Петропавловск- Камчатский, <адрес>, в течение года, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, | |||
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» (далее по тексту МУП «Спецтранс», учреждение) в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес> допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
площадка для установки контейнеров заселена грызунами, так как вплотную к контейнерной площадке имеются жилые норы;
не проводятся инженерно-технические мероприятия по ликвидации нор грызунов (за контейнерной площадкой обнаружено не менее 6-ти жилых нор);
не проводятся санитарно-гигиенические мероприятия в части использования плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов (на установленных контейнерах отсутствуют плотно закрывающиеся крышки).
Тем самым МУП «Спецтранс» допущено нарушение положений абз.1,2,3 ст. 11, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подп. «г» абз. 2 п.3.6, абз. 4 п. 3.8, абз. 5 п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Таким образом, МУП «Спецтранс» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий.
Законный представитель МУП «Спецтранс» о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял.
Защитник Демчук А.А. в судебном заседании участие не принимал, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ судьёй принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя и защитника Демчука А.А., поскольку это не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств настоящего дела и разрешению его в соответствии с законом.
Согласно письменным объяснениям защитника Демчука А.А., содержащихся в протоколе, дератизационные мероприятия на контейнерной площадке по <адрес> проводились ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка эффективности мер, грызунов в ловушках не обнаружено. В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ грызунов в ловушках не обнаружено, то есть дератизация проведена эффективно. Выполнение инженерно-технических мероприятий по ликвидации нор грызунов не является предметом договора с ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» от ДД.ММ.ГГГГ.
Защитник Попова Ю.К. о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила, что не препятствует рассмотрению дела в ее отсутствие.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ защитник Попова Ю.К. принимала участие, вину юридического лица в совершении административного правонарушения, при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, не признала. Представила письменные пояснения, в которых указала, что МУП «Спецтарнс» не были нарушены нормы и требования санитарного законодательства, так как МУП «Спецтранс» не является балансодержателем объекта – контейнерная площадка по адресу <адрес> г. Петропавловске-Камчатском. Данный объект является муниципальной собственностью, обязанность по дератизации прилегающей к жилым зданиям территорий возложена на органы местного самоуправления, управляющие компании. Заключенный между МУП «Спецтранс» и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» договор от ДД.ММ.ГГГГ по выводу отходов и санитарному содержанию площадок предполагает проведение химической дератизации дважды в год. Указанные условия договора со стороны МУП «Спецтанс» выполнены. Дератизация проводилась ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ликвидация нор грызунов условиями Договора не предусмотрена. Также ссылалась на противоречие содержания протокола осмотра территории контейнерной площадки от ДД.ММ.ГГГГ и акта санитарно-гигиенического и зоологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данные осмотра отражены исходя из субъективной оценки лица, проводившего осмотр. Полагала, что проведенный осмотр не выявил признаков, при наличии которых объект и территория считаются заселенными грызунами. При таких условиях объект свободен от грызунов, что свидетельствует об отсутствии в действиях МУП «Спецтранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Предприятия состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административных правонарушениях.
Дополнительно пояснила, что крышки отсутствовали лишь на двух баках. Данный недостаток был устранен незамедлительно.
Защитник Жириль Л.В. в полном объеме поддержала позицию, изложенную защитником Поповой Ю.К. Дополнительно указала, что на бетонном основании контейнерной площадки не было выявлено крысиных нор, они располагались на придомовой территории. По каким причинам ДД.ММ.ГГГГ на контейнерной площадке отсутствовали ловушки, достоверно не известно.
Выслушав защитника Попову Ю.К., Жириль Л.К. изучив материалы дела, представленные документы, судья приходит к следующему.
В соответствии с положением ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Как следует из п. 3 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (далее по тексту- СП 3.5.3.3223-14) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение.
В соответствии с под. «г», абз. 2 п. 3.6 СП 3.5.3.3223-14, по результатам обследования оценивается состояние объектов и прилегающей к нему территории. Объект и территория считаются заселенной грызунами при наличии жилых нор, свежего помета, повреждение продуктов, тары и других предметов.
Согласно абз. 4 п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14, инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают, в том числе: проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках.
Из абз. 5 п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 следует, что санитарно-гигиенические мероприятия включают, в том числе использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка.
Согласно договору № по вывозу твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, санитарному содержанию контейнерных площадок от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» (Заказчик) и МУП «Спецтранс» (Исполнитель), Исполнитель обязуется по заданию Заказчика ежедневно, в соответствии с графиком, предоставляемым Исполнителем, вывозить твердо-бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритные отходы (КТО), а также производить санитарное содержание контейнерных площадок согласно поадресного списка объектов жилищного фонда приведенного в Приложении №, в том числе по <адрес>. Передать отходы (ТБО, КТО), вывезенные с территории Заказчика на лицензированный объект утилизации для последующего их размещения.
Согласно п. 3.1 настоящего договора, в течение месяца Заказчик совместно с Исполнителем осуществляет проверку качества оказания услуг. Проверка качества оказания услуг осуществляется в соответствии с графиком проверки оказанных услуг (приложение №) (л.д. 27-32, 38-46).
Из приложения № к договору от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что работы по содержанию контейнерных площадок: уборка площадок и примыкающих к ним территорий, вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов, должны выполняться силами Исполнителя и в соответствии с действующими стандартами, строительными и санитарными нормами и правилами. Общие требования к оказанию услуг: наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности; наличие специально оборудованных и снабженных транспортных средств, соответствующих требованиям к данному виду деятельности; наличие у Исполнителя достаточного количества мусорных контейнеров для оказания услуг в полном объёме; по письменной заявке Заказчика производить ремонт (замену на период ремонта) поврежденных контейнеров в срок не превышающий 4 (четырех) дней со дня подачи Заказчиком письменной заявки; вывоз мусора на санкционированную свалку, для дальнейшего размещения; при погрузке мусора не должно допускаться повреждение элементов озеленения (газонов, деревьев, кустарников), отмосток, малых архитектурных форм; при перевозке мусора должны быть приняты меры предосторожности, предотвращающие загрязнение улиц; вывоз КГО и ТБО, санитарное содержание контейнерных площадок производится в соответствии с утвержденной периодичностью и графиком оказания услуг (л.д. 33-34).
Срок действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования послужило письменное обращение гражданина от ДД.ММ.ГГГГ № Кол-853, о том, что в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес> нарушаются требования санитарного законодательства (л.д. 7,25).
ДД.ММ.ГГГГ в период с 15 часов 30 минут до 15 часов 40 минут проведен осмотр территории по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. При проведении осмотра применялись клеевые ловушки от грызунов «Rat&Mouse» и приманки.
Как следует из акта осмотра, в ходе данного осмотра было установлено, что разложенные приманки с клеевых ловушек от грызунов, установленных ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 штук на площадке для установки контейнеров съедены. Также проведена субъективная оценка следов жизнедеятельности грызунов, а именно обнаружены норы около площадки для установки контейнеров и мертвая крыса (л.д. 15-17).
Из акта санитарно-гигиенического и зоологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе обследования для учета грызунов на и под специальной площадки для установки контейнеров было установлено 4 клеевых ловушки от грызунов «Rat&Mouse». В результате проведенного обследования установлено: за контейнерной площадкой находится поселение серых крыс, обнаружено не менее 6 жилых нор. Обнаружен труп серой крысы. Из 4х клеевых ловушек от грызунов «Rat&Mouse» с неотравленными приманками в наличии только одна (л.д. 23).
Согласно экспертному заключению №/Э-07 от ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю №/Э от ДД.ММ.ГГГГ проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза специальной площадки для установки контейнеров, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, МУП «Спецтранс», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15часов 30 минут из 4х клеевых ловушек от грызунов «Rat&Mouse» с неотравленными приманками в наличии только одна, за контейнерной площадкой находится поселение серых крыс, обнаружено не менее 6 жилых нор, обнаружен труп серой крысы.
Дератизационные мероприятия проводятся по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Агротехсервис» и МУП г. Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс».
Не проводились мероприятия по ликвидации нор грызунов, что не соответствует абз. 4 п. 3.8 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Не используются плотно закрывающиеся ёмкости для пищевых и бытовых отходов (на контейнерах отсутствуют крышки), что не соответствует абз. 5 п. 3.11 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
В связи с обращениями граждан в МУП «Спецтранс», проводились 3-ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агротехсервис» мероприятия по выявлению грызунов на контейнерной площадке жилого <адрес>, в ловушках обнаружено 2 грызуна (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ проводилась ООО «Агротехсервис» дератизация, а ДД.ММ.ГГГГ контроль на эффективность - в ловушках грызунов не обнаружено (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ). Контроль эффективности после истребительных мероприятий должен осуществляться через 30 дней после ее окончания, контроль на эффективность должен быть ДД.ММ.ГГГГ (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ не прилагается), что не соответствует абз. 1 п. 3.17 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» В соответствии абз. 2 п. 3.18 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» эффективной считается дератизация, если грызуны на объекте отсутствуют в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарнотехнических и санитарно-гигиенических мероприятий. Дератизация специальной площадки для установки контейнеров считается не эффективной, так как за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на контейнерной площадке защитные санитарно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия ООО «Агротехсервис» не проводились (обнаружено не менее 6 жилых нор, не используются плотно закрывающиеся ёмкости для пищевых и бытовых отходов), что не соответствует абз. 2 п. 3.18 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ- 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
В ходе обследования было установлено, что специальная площадка для установки контейнеров не соответствует требованиям СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий». Несоответствие указанным требованиям, оказывает неблагоприятное действие на здоровье людей проживающих в жилом <адрес> выполнение инженерно- технических мероприятий по защите объекта от грызунов, поддержания санитарного состояния могут привести к распространению и размножению серых крыс. Выделением культур от серых крыс, подтверждено их участие в распространении следующих инфекций: бешенства, геморрагических лихорадок с почечным синдромом (ГЛПС), крысиного сыпного тифа, клещевого сыпного тифа, везикулезного, оспоподобного риккетсиозов, лихорадки цуцугамуши, Ку лихорадки, чумы, псевдотуберкулеза, кишечного иерсениоза, пастереллезов, туляремии, бруцеллеза, эризипелоида, листериоза, салмонеллезов, лептоспирозов, содоку (болезнь укуса крыс), токсоплазмоза, балантидоза, Из гельминтов наиболее опасен - трихинеллез. Зараженность зверьков различными инфекциями зачастую достигает 50- 60%.
Возможно проникновение серых крыс в жилые дома, а крысы являются основными хозяевами - прокормителями блох, клещей. Блохи являются переносчиками опасных заболеваний человека: чумы, в том числе бубонной, сыпного и возвратного тифов. Клещи являются переносчиками заболеваний человека: клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, анаплазмоз, эрлихиоз, туляремию, риккетсиозы, бабезиозы, лихорадку Западного Нила.
Дератизация специальной площадки для установки контейнеров считается не эффективной, так как за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на контейнерной площадке защитные санитарно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия ООО «Агротехсервис» не проводились: обнаружено не менее 6 жилых нор, не используются плотно закрывающиеся ёмкости для пищевых и бытовых отходов (на контейнерах отсутствуют крышки).
По итогам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы сделан вывод о том, что специальная площадка для установки контейнеров жилого многоквартирного <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский и МУП г. Петропавловск- Камчатского городского округа «Спецтранс» не соответствует требованиям СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (л.д. 19-20).
ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил в отношении МУП «Спецтранс» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ (л.д.3-4).
С учетом изложенного, при рассмотрении дела установлено, что МУП «Спецтранс», являясь компанией осуществляющей вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов и санитарному содержанию контейнерных площадок, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: площадка для установки контейнеров заселена грызунами, так как вплотную к контейнерной площадке имеются жилые норы; не проводятся инженерно-технические мероприятия по ликвидации нор грызунов (за контейнерной площадкой обнаружено не менее 6-ти жилых нор); не проводятся санитарно-гигиенические мероприятия, а именно использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов (на установленных контейнерах отсутствуют плотно закрывающиеся крышки).
Факт использования на момент проверки емкостей для отходов, не оборудованных плотно закрывающимися крышками, стороной защиты не отрицается.
Довод о том, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МУП «Спецтранс» (Заказчик) и ООО «Агротехсервис» (Исполнитель), последним были проведены дератизационные мероприятия по вышеуказанному адресу, не может свидетельствовать о выполнении МУП «Спецтранс» возложенных на него обязанностей по соблюдению санитарного законодательства. Вышеприведенные доказательства, свидетельствуют о том, что принятые им дератизационные мероприятия положительного результата не достигли. Наличие грызунов на вышеуказанной контейнерной площадке, расположенной у <адрес>, подтверждается исследованными материалами дела.
Ссылка защитника на отсутствие оснований для признания территории заселенной грызунами несостоятельна, поскольку как следует из акта осмотра и акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ на территории, непосредственно прилегающей к контейнерной площадке, было обнаружено не менее шести жилых нор.
При таких обстоятельствах отсутствие достоверных данных о причинах исчезновения расставленных ловушек правового значения не имеет, поскольку один из перечня признаков, свидетельствующих о заселенности территории грызунами -жилые норы около контейнерной площадки, был выявлен.
Довод об отсутствии у МУП «Спецтранс» обязанности по ликвидации нор грызунов является несостоятельным, поскольку, как следует из условий договора от ДД.ММ.ГГГГ №, у МУП «Спецтранс» имеется обязательство по санитарному содержанию контейнерных площадок (п.1.1.1). Согласно перечню и объему оказываемых услуг, изложенном в Приложении № к договору следует, что санитарное содержание относится не только к самому объекту – контейнерной площадке, но и к прилегающей территории в радиусе 5 метров.
Как видно из протокола осмотра территорий и санитарно-гигиеническ огои зоологического обследования, около контейнерной площадки обнаружено поселение серых крыс, не менее 6 жилых нор, что по санитарным правилам является недопустимым и свидетельствует о заселенности объекта крысами, а также неэффективности дератизационных мероприятий в отсутствии действий защитных санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий. Данное обстоятельство подтверждается экспертным заключением.
Таким образом, нельзя прийти к выводу, что со стороны МУП «Спецтранс» были предприняты все зависящие от Учреждения меры для обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований и выполнения противоэпидемиологических мероприятий.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на юридическое лицо обязанностей по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при рассмотрении дела не установлено. Следовательно, МУП «Спецтранс» имело возможность для их соблюдения, но не предприняло к этому соответствующих мер, что в силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса КоАП РФ свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, судья приходит к выводу о том, что вина МУП «Спецтранс» в совершении административного правонарушения доказана полностью и квалифицирует действия юридического лица по ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом характера и обстоятельств совершенного административного деяния, данных об МУП «Спецтранс», отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принимая во внимание цели административного наказания, а также отсутствия доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, судья приходит к выводу о необходимости назначить МУП «Спецтранс» наказание в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Ю.А. Кулагина
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю)
ИНН 4101099804
КПП 410101001
БИК 043002001
ОКТМО г. Петропавловска-Камчатского 30701000
Р/сч 40№ отделения по Камчатскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ
КБК 141 116 28000 01 6000 140
Постановление не вступило в законную силу