Решение по делу № 33-8523/2019 от 25.06.2019

Судья: Катасонов А.В. гр. дело № 33-8523/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июля 2019 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Евдокименко А.А.,

судей – Ивановой Е.Н., Емелина А.В.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Елены Юрьевны к Администрации г.о.Тольятти Самарской области об обязании предоставить отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма,

по апелляционным жалобам Ивановой Е.Ю. и Администрации г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 24 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Иванова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Тольятти о постановке на учете на внеочередное получение жилья, обязании предоставить жилое помещение вне очереди.

В обоснование заявленных требований указано, что истец обратилась в Администрацию г.о.Тольятти с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с наличием в семье больного, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Семья состоит из двух человек – истца Ивановой Е.Ю. и ее сына Иванова Р.С., ДД.ММ.ГГГГ. Иванову Р.С. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, жилой площадью 44,7 кв.м. Оставшиеся 2/3 доли принадлежат родителям истца – И.Ю. и И.А.

Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ инвалид <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ № 0889274 от 01.02.2017 г., справкой ВК № 162 от 09.10.2017 г. ГБУЗ СО <данные изъяты>. Данное заболевание входит в п. Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817, имеет право на дополнительную жилую площадь.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-о/5 истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с составом семьи 2 человека, в связи с тем, что в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают 4 человека, являющиеся членами одной семьи, Иванов Р.С. имеет в собственности 1/3 долю в праве общей долевой собственности, что соответствует 14,9 кв.м, что более учетной нормы.

Ссылаясь на неправомерность распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-о/5, истец Иванова Е.Ю. просила суд:

- признать распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-о/5 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным;

- обязать Администрацию г.о.Тольятти принять Иванову Е.Ю. на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по п.1 ч.4 ст.51 ЖК РФ с составом семьи 2 человека: Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ

- обязать Администрацию г.о.Тольятти предоставить Ивановой Е.Ю. с составом семьи 2 человека жилое помещение в г.Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05.03.2018 г. в удовлетворении исковых требований Ивановой Е.Ю. к Администрации г.о.Тольятти отказано в полном объеме (л.д.108-110).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23.05.2018 г. решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05.03.2018 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Ивановой Е.Ю. – без удовлетворения (л.д.126-130).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2019 г. решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05.03.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23.05.2018 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д.154-160).

В период рассмотрения дела, истцом Ивановой Е.Ю. уточнены исковые требования, просила: признать распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-о/5 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным; обязать Администрацию г.о.Тольятти предоставить Ивановой Е.Ю. с составом семьи 2 человека жилое помещение в г.Тольятти вне очереди, не менее установленной нормы жилой площади – 36 кв.м (л.д.171).

Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 24.04.2019 г. постановлено: «Иск удовлетворить частично.

Признать распоряжение заместителя главы г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. №10855-р/5 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ Иванова Р.С. с составом семьи 1 человек.

Обязать Администрацию г.о.Тольятти предоставить Иванову Р.С. с составом семьи 1 человек жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

В апелляционной жалобе Иванова Е.Ю. просит решение суда отменить в части отказа от предоставления жилого помещения на состав семьи из 2 человек в г.Тольятти вне очереди, не менее установленной нормы жилой площади – 36 метров, принять по делу новое решение об удовлетворении иска полностью.

В апелляционной жалобе Администрация г.о.Тольятти просит решение суда отменить, в иске отказать.

В заседании судебной коллегии представитель истца Ивановой Е.Ю. по доверенности Жулидова Ю.Д. поддержала доводы апелляционной жалобы истца, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации г.о.Тольятти.

Иные участники процесса в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно, с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний», при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Таким образом, положения данных норм устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

Такие разъяснения даны и в определении Верховного Суда РФ от 14.11.2017 г. N 5-КГ17-180.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет. Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке, этот пункт Правил не устанавливает.

Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по основанию предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не возникает у членов одной семьи, в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Иванова Е.Ю. имеет сына Иванова Р.С., ДД.ММ.ГГГГ, который является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой ВК № 162 от 09.10.2017 г., выданной ГБУЗ СО <данные изъяты>

Иванов Р.С. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 (п.3).

В соответствии со свидетельством Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о государственной регистрации права Иванов Р.С. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 25.04.2016 г. № 2433-о/5 Иванова Е.Ю. с составом семьи 2 человека (она и Иванов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ), признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно выписке из поквартирной карточки от 17.11.2017 г. в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы: истец Иванова Е.Ю., Иванов Р.С. (сын истца), И.Ю. (отец истца), И.В. (брат истца).

Распоряжением заместителя главы г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-р/5 Ивановой Е.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с составом семьи 2 человека (по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ), в связи с тем, что в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, площадью 44,7 кв.м, зарегистрированы и проживают 4 человека, являющиеся членами одной семьи. Иванов Р.С. имеет в собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности – 14,9 кв.м, что более учетной нормы.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания распоряжения заместителя главы г.о.Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-р/5 незаконным в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ Иванова Р.С. с составом семьи 1 человек, и возложении на Администрацию г.о.Тольятти обязанности предоставить Иванову Р.С. с составом семьи 1 человек жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Иванов Р.С., как имеющий хроническое заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное получение жилья, с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.

Доказательств того, что Иванова Е.Ю., Иванов Р.С. и остальные сособственники жилого помещения, зарегистрированные и проживающие в жилом помещении являются членами одной семьи, материалы дела не содержат. Наоборот, из решения Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 19.05.2017 г. следует, что Иванова Е.Ю., действующая в своих интересах и интересах Иванова Р.С., обратилась к И.Ю., И.А. об обязании заключить отдельное соглашение на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, указав, что стороны не являются членами одной семьи. Решением суда иск удовлетворен.

Между тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в иске об обязании ответчика предоставить жилое помещение на состав семьи 2 человека, в том числе на Иванову Е.Ю.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.01.2017 N 4-П, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом указанным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Распоряжением заместителя Главы г.о.Тольятти № 4562-р/3 от 14.06.2019 г. над совершеннолетним недееспособным Ивановым Р.С., ДД.ММ.ГГГГ, установлена опека, опекуном назначена Иванова Е.Ю.

В этой связи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая недееспособность Иванова Р.С., который нуждается в постороннем уходе и не имеет возможности проживать самостоятельно в силу имеющегося у него заболевания, судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить требования Ивановой Е.Ю. и обязать Администрацию г.о.Тольятти предоставить Иванову Р.С. жилое помещение с учетом иного члена его семьи (Ивановой Е.Ю.) из расчета площади предоставляемого жилого помещения на состав семьи из двух человек.

Учитывая требования ст.2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД, Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных им полномочий.

При этом, в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство строительства Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством строительства Самарской области.

Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство строительства Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.

Таким образом, Администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство строительства Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Ивановой Е.Ю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 24 апреля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Ивановой Елены Юрьевны. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Изложить решение суда в следующей редакции:

Исковые требования Ивановой Е.Ю. удовлетворить.

Признать распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от 15.12.2017 г. № 10855-р/5 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным.

Обязать Администрацию г.о.Тольятти предоставить Иванову Р.С. и Ивановой Е.Ю. с составом семьи 2 человека жилое помещение в г.Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-8523/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Е.Ю.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Другие
Писарев И.А.
Иванов Р.С.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
25.06.2019Передача дела судье
16.07.2019Судебное заседание
11.07.2020Передача дела судье
11.07.2020Судебное заседание
11.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее