Решение по делу № 33-11476/2020 от 29.10.2020

24RS0048-01-2019-008834-86

Судья Яниева А.А. Дело № 33-11476/2020 2.116г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 декабря 2020 года     г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Провалинской Т.Б.,

судей Русанова Р.А., Славской Л.А.,

при ведении протокола помощником судьи Боевой Н.О.

рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в интересах Шевченко Г.П., к ООО УК «Жилищные системы Красноярска» о признании бездействий, корректировки незаконными, задолженности отсутствующей

по апелляционной жалобе ООО УК «ЖСК»

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 июля 2020 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в интересах Шевченко Г.П., к ООО УК «ЖСК» о признании бездействий по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета, начисленную корректировку (перерасчет) платы по коммунальной услуге незаконными, признании задолженности отсутствующей – удовлетворить.

Признать бездействия ООО УК «ЖСК» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета по отоплению и ГВС жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.

Признать начисленную корректировку (перерасчет) платы по коммунальной услуге «отопление», отраженную в платежном документе за март 2018 года по жилому помещению по <адрес> в <адрес>, незаконной.

Признать задолженность Шевченко Г.П. перед ООО УК «ЖСК» в размере 4 090,88 рублей отсутствующей.

Взыскать с ООО УК «ЖСК» в доход бюджета городского округа г.Красноярска государственную пошлину в размере 600 рублей».

Заслушав доклад судьи Славской Л.А. судебная коллегия

установила:

Прокурор Кировского района г.Красноярска, действуя в интересах Шевченко Г.П., обратился к ООО УК «ЖСК» с требованием о признании бездействия по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета, начисленной корректировки (перерасчета) платы по коммунальной услуге незаконными, признании задолженности отсутствующей.

В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка по факту незаконной корректировки платы по услуге «отопление», произведенной Шевченко Г.П. в первом квартале 2018 года в сумме 4 090,88 рублей. В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом по <адрес> находится в управлении ООО УК «ЖСК» на основании договора управления от 01.07.2016 года; дом оборудован общедомовым прибором учета отопления и ГВС, который в период с 19.10.2016 по 11.01.2017 года, с июня по декабрь 2017 года находился в нерабочем состоянии по вине должностных лиц ООО УК «ЖСК», которые не принимали должных мер по вводу общедомового прибора учета отопления и ГВС в эксплуатацию. Невыполнение управляющей компанией обязанности по надлежащему содержанию общедомового имущества, а именно: общедомового прибора учета отопления, привело к тому, что весь 2017 года в отсутствие показаний общедомового прибора учета ООО УК «ЖСК» производило начисление платы за отопление исходя из объема потребления тепловой энергии, определяемого по нормативу потребления, что явилось причиной проведения в первом квартале 2018 года корректировки в сторону увеличения платы по услуге «отопление» по многоквартирному дому, в том числе и собственнику жилого помещения Шевченко Г.П. на сумму 4 090,88 рублей. В этой связи, плата за содержание и ремонт указанного жилого помещения подлежит уменьшению.

Просил признать бездействие ООО УК «ЖСК» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета по отоплению и ГВС жилого дома по адресу: <адрес>, незаконным; начисленную ООО УК «ЖСК» корректировку (перерасчет) платы по коммунальной услуге «отопление», отраженную в платежном документе за март 2018 года по жилому помещению по <адрес> в <адрес> незаконной; признать задолженность Шевченко Г.П. перед ООО УК «ЖСК» в сумме 4 090,88 рублей отсутствующей.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ООО УК «ЖСК» просит решение суда отменить как незаконное. Выражая несогласие с выводами суда, указывают, что в соответствии с пунктами 59 (1), 60 (1) Правил № 354 с 4-го месяца после выхода из строя ОПУ плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном п. 42(1) Правил № 354, т.е. по нормативу. Поскольку в течение 2017 года начисление платы за отопление производилось исходя из объема среднемесячного потребления за предыдущий год, то в начале 2018 года ответчик правомерно скорректировал начисление до норматива.

В письменных возражениях прокуратура Кировского района г. Красноярска, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Шадрину Е.А., истца Шевченко Г.П., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шевченко Г.П. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Управление указанным многоквартирным домом на основании договора управления №161-1 от 1.07.2016 года осуществляет ООО УК «ЖСК» (ранее до переименования – ООО ГУК «Жилфонд»).

Указанный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

На основании договора от 1.03.2016 года техническое обслуживание узла учета тепловой энергии данного МКД осуществляло ООО УК «Енисей+».

В соответствии с актом №26/210 от 19.10.2016 года периодической проверки узла учета тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ), составленным ООО УК «Енисей+», у потребителя ООО УК «ЖСК» (ГУК «Жилфонд») узел учета не соответствует требованиям п.п. 66, 67 ПКУ и не допускается в эксплуатацию для расчетов за потребляемую тепловую энергию.

В период с 11.01.2017 по 14.05.2018 года ООО УК «Енисей+» неоднократно проводились проверки технического состояния узла учета тепловой энергии по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, в ходе которых отмечалась некорректная работа расходомеров и невозможность учета тепловой энергии, недостатки в системе отопления; неоднократно было рекомендовано произвести осмотр инженерных сетей на предмет наличия несанкционированных соединений для приведения УУТЭ в соответствие с требованиями действующего законодательства, рабочим проектом и установить УУТЭ, что подтверждено актами от 11.01.2017, 16.01.2017, 2.03.2017, 14.05.2017, 16.01.2018, 2.03.2018, 14.05.2018 года.

Узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию для расчетов за потребляемые тепловую энергию, теплоноситель только с 1.08.2018 года, что подтверждено актом от 27.07.2018 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г.Красноярска от 4.02.2019 года главный инженер ООО УК «ЖСК» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Как следует из постановления, в период с 19.10.2016 по 31.07.2018 года данным должностным лицом управляющей компании, на которое возложена обязанность по обеспечению работы и осуществлению контроля за надлежащим содержанием общедомового имущества, ненадлежащим образом выполнялись лицензионные требования по надлежащему содержанию общедомового имущества МКД, а именно, общедомовой прибор учета по отоплению и ГВС выведен из эксплуатации на указанный период, вследствие чего на протяжении длительного времени собственники жилых помещений многоквартирного дома были лишены возможности получать экономию от использования ОПУ отопления и ГВС.

В платежном документе за март 2018 года по <адрес> (Шевченко Г.П.) ООО УК «ЖСК» произвело корректировку по услуге «отопление» за период с января по декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, размер которой (перерасчет) составил 4 090,88 рублей.

Согласно письменным пояснениям, расчетам в результате указанного перерасчета начисленная исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год в течение 2017 года плата за отопление скорректирована в соответствии с п. 60(1) Правил № 354 до норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

20.04.2018 года Шевченко Г.П. обратился в ООО УК «ЖСК» с заявлением о предоставлении показаний ОПУ тепловой энергии за 2017 год.

В ответ на обращение ООО УК «ЖСК» сообщило, что в связи с некорректной работой общедомового прибора учета начисление по отоплению производилось по нормативу, а также уведомило, что Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ведется проверка правильности расчетов и произведенного перерасчета по теплоснабжению.

По результатам проверки Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сообщила, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; согласно представленным на проверку документам ОДПУ тепловой энергии выведен из эксплуатации с 16.09.2016 года, следовательно, расчет за тепловую энергию в 2017 году необходимо производить в соответствии с п. 60 (1) Правил № 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При анализе расчета корректировки, выполненной ООО УК «ЖСК» собственникам помещений в МКД за 2017 год, а также перерасчета размера платы за отопление за январь-февраль 2018 года, выполненного в связи с изменением среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по нормативам потребления тепловой энергии за 2017 год, установлено, что указанные перерасчеты произведены управляющей компанией в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил № 354. Нарушений жилищных прав граждан в ходе проверки не установлено. Основания для привлечения управляющей организации к административной ответственности отсутствуют.

Согласно акту проверки Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.05.2018 года нарушений в начислении платы и перерасчете в действиях ООО УК «ЖСК» не установлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, Мичурина 63 был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который вышел из строя с 19.10.2016 года, а был допущен в эксплуатацию только 1.08.2018 года, принимая при этом во внимание, что обязанность по содержанию общедомового прибора учета, относящегося к общему имуществу собственников МКД, возложена на ООО УК «ЖСК», как управляющую организацию, которая в течение длительного времени не обеспечивала ввод прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ООО «УК «ЖСК» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета по отоплению и ГВС жилого дома.

Жалоба не содержит доводов о несогласии с решением суда в указанной части. Предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для проверки решения суда в данной части судебная коллегия не усматривает.

Удовлетворяя требование о признании начисленной корректировки, отраженной в платежном документе за март 2018 года по жилому помещению по <адрес>, незаконной, а задолженности Шевченко Г.П. перед ООО УК «ЖСК» в размере 4 090,88 рублей отсутствующей, суд первой инстанции исходил из того, что указанный перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» произведен в связи с тем, что по вине управляющей компании в 2017 году не работал общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

    На основании ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил № 354 (в редакции, действующей в спорный период) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Как установлено по делу, в период с 19.10.2016 по 1.08.2018 года общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по <адрес>, как не соответствующий установленным требованиям не был допущен в эксплуатацию для расчетов за потребляемую тепловую энергию.

В силу пункта 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60 (1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.

Пунктом 42 (1) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Таким образом, в силу приведенных норм права при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Иного порядка начисления платы за отопление при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии действующим законодательством не предусмотрено.

При этом в силу подпункта «в(1)» пункта 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, определение объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, также определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

    Правильность самого расчета платы за отопление исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по делу не оспаривается, а кроме того, подтверждена актом проверки Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Доказательств иного стороной истца в дело не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что произведенный ответчиком оспариваемый перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в условиях отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии соответствует положениям ст. 157 ЖК РФ, требованиям Правил N 354, а также принимая во внимание обязанность собственника квартиры по оплате коммунальных услуг, начисленных в установленном законом порядке, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для признания оспариваемой корректировки незаконной, а начисленной задолженности в заявленной сумме - отсутствующей.

Кроме того, как видно из содержания иска, в обоснование незаконности корректировки (перерасчета) платы за отопление, требования об исключении начисленной корректировки сторона истца ссылается на то, что начисление платы по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению имело место ввиду ненадлежащего выполнение управляющей компанией обязанности по содержанию общедомового имущества, а именно: общедомового прибора учета отопления.

Вместе с тем, отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 г. N 491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами.

В случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (п. 10 Правил).

Таким образом, в силу приведенных законоположений в случае ненадлежащего исполнения управляющей компанией обязанности по содержанию общего имущества собственник помещения в МКД вправе требовать снижения размера платы за содержание жилого помещения, а не платы за поставленный коммунальный ресурс.

С учетом изложенного, решение суда в части признания начисленной корректировки (перерасчета) платы по коммунальной услуге «отопление», отраженной в платежном документе за март 2018 года по жилому помещению по <адрес> в <адрес>, незаконной, признании задолженности Шевченко Г.П. в размере 4 090,88 рублей отсутствующей подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

В связи с вносимыми изменениями подлежит изменению и решение суда в части размера взыскиваемого в ответчика в доход местного бюджета госпошлины, размер которой составит 300 рублей (за удовлетворенное требование неимущественного характера).

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 июля 2020 года в части признания начисленной корректировки (перерасчета) платы по коммунальной услуге «отопление», отраженной в платежном документе за март 2018 года по жилому помещению по <адрес> в <адрес>, незаконной, признании задолженности Шевченко Г.П. перед ООО УК «ЖСК» в размере 4 090,88 рублей отсутствующей - отменить.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о признании начисленной корректировки (перерасчета) платы по коммунальной услуге «отопление» незаконной, задолженности Шевченко Г.П. перед ООО УК «ЖСК» в размере 4 090,88 рублей отсутствующей – отказать.

Решение суда в части взыскания с ООО УК «ЖСК» в доход бюджета городского округа г. Красноярска государственной пошлины изменить, определив ко взысканию госпошлину в размере 300 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УК «ЖСК» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-11476/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Геннадий Петрович
Прокурор Кировского района г. Красноярска
Ответчики
ООО УК ЖИЛИЩНЫЕ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКА
Другие
ООО Сибирская генерирующая компания
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Славская Лариса Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
11.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Передано в экспедицию
02.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее