Судья Сорокина Т.В. Дело № 33-17354/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0026-01 -2022-015295-85
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Рыбкина М.И., Мизюлина Е.В.,
при помощнике судьи Арышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2023 г. апелляционную жалобу Рязановой С. В. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. по делу по иску Рязановой С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет и начисление пенсии с момента назначения, взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Рязанова С.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет и начисление пенсии с момента назначения, взыскании судебных расходов, указав, что с 01.12.2019г. является получателем пенсии по старости в размере 17 300 руб. 41 коп. 15.09.2022г. по результатам обращения в пенсионный орган узнала, что ей не зачли в стаж период с 02.12.1971 г по 26.08.1981г., в этот же день она обратилась с заявлением о перерасчете пенсии, однако в перерасчете пенсии было отказано. Полагая действия ответчика необоснованными и нарушающими ее пенсионные права, истец просила суд установить факт принадлежности истцу трудовой книжки, признать решение 22.09.2022 года №203/15-03-8127 Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г. Москве и Московской области незаконным, включить в страховой стаж периоды работы: с 02.12.1971г. по 26.08.1981г. (продолжительностью 9 лет 08 мес. 24 дня) в качестве инструктора отдела пропаганды и агитации Ленинского РК КП Украины г. Донецка с 02.12.1971г. по 29.08.1975г., (3 года 8 мес. 27 дней), заведующего кабинетом просвещения райкома Партии Украины с 30.08.1975г по 02.01.1976г. (4 мес. 3 дня), директора средней школы №31 Ленинского района г. Донецка с 02.01.1976г. по 26.08.1981г. (5 лет 7 мес. 24 дня), обязать ответчика произвести перерасчет с момента назначения пенсии 01.12.2019г. и начисление пенсии с учетом указанных выше периодов, взыскать судебные издержки в размере расходов по уплате государственной пошлины и за услуги представителя в размере 45 000 руб.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. исковые требования Рязановой С.В. удовлетворены частично. Установлен факт принадлежности трудовой книжки, выданной 6 сентября 1959г. Рязановой Светлане Вениаминовне, 06.09.1939 г. рождения. В удовлетворении иска о признании незаконным решения (ответа) Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г. Москве и Московской области от 22.09.2022г. отказано. В страховой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, включены следующие периоды: с 01.12.1971г. по 28.08.1975г. (продолжительностью 3 года 08 мес. 27 дней) в качестве инструктора отдела пропаганды и агитации Ленинского РК КП Украины, г. Донецка, с 29.08.1975г по 02.01.1976г., (4 мес. 4 дня) заведующего кабинетом просвещения райкома партии Украины, с 03.01.1976г. По 26.08.1981г. (5 лет 7 мес. 23 дня) директора средней школы №32 Ленинского района г. Донецка. На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии истца Рязановой Светланы Вениаминовны, 06.02.1939 г. рождения, с даты вступления решения суда в законную силу и производить начисление пенсии с учетом страхового стажа указанного выше периода. В удовлетворении иска в части обязания ответчика произвести перерасчет пенсии истца с 01.12.2019г. отказано. С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в пользу Рязановой Светланы Вениаминовны взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей и расходы на оказание юридической помощи в сумме 25 000 рублей. В остальной части иска о взыскании расходов на оказание юридической помощи, расходов на оплату госпошлины в размере, превышающем взысканные судом суммы, отказано.
В апелляционной жалобе Рязанова С.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.12.2019г., как незаконное и необоснованное.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения в обжалуемой части – в части отказа в удовлетворении иска Рязановой С.В. об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.12.2019г. судом первой инстанции в полной мере не соблюдены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении (пункт 5 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Рязановой С.В. с 01.12.2019 г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая факт принадлежности истцу трудовой книжки, выданной 6 сентября 1959г. Рязановой Светлане Вениаминовне, 06.09.1939г. рождения, суд оценил представленные по делу доказательства, в том числе копию профсоюзного билета на имя Рязановой С.В., 1939г. рождения, Ленинского РК КП Украины от 16 мая 1966г. с оплатой взносов за период с 1971 по 1981г.г., и пришел к выводу о том, что принадлежность истцу трудовой книжки подтверждается доказательствами, отвечающими относимости и допустимости.
Включая в страховой стаж Рязановой С.В. периодов работы: с 01.12.1971г. по 28.08.1975г. (продолжительностью 3 года 08 мес. 27 дней) в качестве инструктора отдела пропаганды и агитации Ленинского РК КП Украины, г. Донецка, с 29.08.1975г по 02.01.1976г., (4 мес. 4 дня) заведующего кабинетом просвещения райкома партии Украины, с 03.01.1976г. По 26.08.1981г. (5 лет 7 мес. 23 дня) директора средней школы №32 Ленинского района г. Донецка, суд исходил из того, что указанные периоды подтверждаются трудовой книжкой истца.
Отказывая в удовлетворении иска в части обязания ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.12.2019г., суд исходил из того, что по состоянию на указанную дату факт принадлежности трудовой книжки истца не был установлен.
Судебная коллегия находит решение суда в части отказа в обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.12.2019г. основанным на неправильном применении норм материального права.
Сроки назначения страховой пенсии определены статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (части 1 - 4 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту - Перечень N 958н).
Пунктом 6 Перечня N 958н установлено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" и об индивидуальном пенсионном коэффициенте (п. п. "а", "б" пункта 6 Перечня N 958н).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (далее по тексту - Правила от 17 ноября 2014 года N 884н).
В соответствии с пунктом 22 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в том числе, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления (п. п. "а"); проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений (п. п. "б"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (п. п. "в"); принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения (п. п. "д"); принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. п. "е").
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н).
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), действовавшего на дату обращения истца за установлением пенсии, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением об установлении страховой пенсии, перерасчете страховой пенсии по старости должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, при необходимости представления в пенсионный орган сведений для включения каких-либо периодов в страховой стаж в целях своевременной реализации права на назначение и возможный перерасчет назначенной пенсии.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшем к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о включении подлежащих учету периодов, дающих право на перерасчет пенсии, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм за прошлое время. В противном случае будет нарушено установленное Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право лиц на перерасчет размера страховой пенсии.
Возражая против удовлетворения иска Рязановой С.В., ответчик указал, что при назначении пенсии истцу не могли быть учтены периоды работы с 02.12.1971г. по 02.01.1976г., с 03.01.1976г. по 26.08.1981г., так как представленная трудовая книжка истца на украинском языке оформлена с отступлением от требований Инструкции о порядке ведения трудовых книжек в организациях, в ней отсутствует дата рождения, отсутствует дата заполнения трудовой книжки.
Ответчик также указал, что 19.09.2019г. пенсионным органом направлены запросы об оказании содействия истцу в предоставлении справок в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Донецкой области за периоды работы с 01.12.1971г. по 02.01.1976г., с 02.01.1976г. по 26.08.1981г., повторный запрос направлен 31.03.2021г., до настоящего времени ответы на запросы не поступили.
Вместе с тем судебная коллегия исходит из того, что ответственность за правильность и достоверность внесения записей в трудовую книжку несет работодатель, в свою очередь, ответчиком не представлено опровергающих доказательств в отношении записей в трудовой книжке истца; в материалы дела не представлены доказательства реальности направления пенсионным органом запросов в компетентные органы, не подтверждены причины неполучения ответов на запросы.
Кроме того, ответчиком не доказано, что истцу при обращении в пенсионный орган разъяснялось право на предоставление ею лично в соответствии с действующим законодательством необходимых документов, если таковые требуются, в том числе справок работодателей, подтверждающих спорные периоды трудовой деятельности истца на территории Украины в советский период.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь приведенными выше нормами права, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии с даты ее назначения, то есть с 01.12.2019 г., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Кроме того, разрешая вопрос о взыскании расходов по уплате государственной пошлины, суд не учел положения подпункта 5 пункта 2 статьи 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины по искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Уплаченная при подаче настоящего иска государственная пошлина подлежит возвращению истцу применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. в части отказа в удовлетворении иска Рязановой С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет и начисление пенсии с момента назначения, в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины отменить.
В отмененной части принять по делу новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области произвести перерасчет и начисление пенсии Рязановой С. В. с 01.12.2019 г. с учетом периодов работы с 01.12.1971 г. по 28.08.1975 г. (продолжительностью 3 года 08 мес. 27 дней) в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Ленинского РК КП Украины г. Донецка, с 29.08.1975 г. по 02.01.1976 г., (4 мес. 4 дня) в должности заведующего кабинетом просвещения райкома партии Украины, с 03.01.1976г. по 26.08.1981г. (5 лет 7 мес. 23 дня) в должности директора средней школы №32 Ленинского района г. Донецка.
Возвратить Рязановой С. В. денежные средства в сумме 1 200 руб., уплаченные в качестве государственной пошлины согласно чек-ордерам от 26.10.2022 г. и от 25.01.2023 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Рязановой С. В. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи