Решение по делу № 2а-757/2019 от 27.08.2019

№ 2а-757(1)/2019

64RS0028-01-2019-001268-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 г.                   г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Болишенковой Е.П.,

при секретаре Козловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области к Трофимову П.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России № 6 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Трофимову П.А. о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных требований указано, что Трофимов П.А. имел в собственности жилой дом и земельные участки, которые являются объектами налогообложения. Кроме того, Трофимовым П.А. представлены налоговые декларации по налогам на доходы физических лиц за 2014, 2015 годы. Административным истцом в адрес Трофимова П.А. направлялись налоговые уведомления. В связи с наличием недоимки по налогам административному ответчику направлены требования, которое до настоящего времени исполнены не в полном объеме. Судебный приказ от 19.07.2019 о взыскании с административного ответчика вышеуказанных налогов отменен 30.07.2019. С учетом изложенного МРИ ФНС России № 6 по Саратовской области просила взыскать с Трофимова П.А. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 в размере 2184 руб., пени в размере 798 руб.10 коп.; пени на задолженность по налогу на имущество за 2014 год в размере 15 руб. 98 коп., пени на задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 7,66 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. От административного ответчика поступили письменные возражения против удовлетворения исковых требований. Административный ответчик считает, что налоговым органом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями. Кроме того, в нарушение ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств направления налоговых уведомлений и требований в адрес административного ответчика.

        С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

    Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статьей 38 НК РФ установлено, что объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

    В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

    В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, за исключением предусмотренных НК РФ случаев. При выявлении недоимки налоговым органом составляется документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу ст. 5 Закона № 2003-1 исчисление налогов производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

    Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    В соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учёта налоговую декларацию.

    В соответствии со ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

    В соответствии со пп 4 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;

    В соответствии с п. 1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего до 01.01.2015) (далее Закон № 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 Закона № 2003-1 объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество.

В соответствии со ст. 389 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 391 Налогового Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового Кодекса земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    Как следует из материалов дела, административный ответчик Трофимов П.А. является плательщиком НДФЛ. 23.03.2015 Трофимовым П.А. представлена налоговая декларация по НДФЛ (форма 3- НДФЛ) за 2014 год с суммой налога, подлежащей уплате в размере 2184 руб.

    Из расчета задолженности следует, что результате несвоевременной оплаты НДФЛ за 2014 произведено начисление пени за период с 19.08.2015 по 09.10.2015 в размере 31,25 руб.

    В адрес административного ответчика направлено требование № 397 от 09.10.2015 об оплате пени. Срок для добровольного исполнения установлен до 18.01.2016 (л.д. 15).

Трофимов П.А. являлся собственником земельного участка и недвижимости, расположенных по адресу: <Адрес>, в отношении которых ему начислены налоги за 2014 год: земельный налог в размере 3770 руб.; налог на имущество в размере 1046 руб.

    В адрес налогоплательщика направлено требование № 13246 от 15.10.2015 на общую сумму 9540 руб., пени 32,37 руб., включая транспортный налог в размере 4724 руб. Установлен срок для добровольного исполнения 19.01.2016 (л.д. 18).

Требование исполнено частично 13.10.2015. Оставшаяся сумма задолженности по требованию № 13246 от 15.10.2015 составила 23,64 руб. Общая сумма задолженности по состоянию на 19.01.2016 – 2238,89 руб.

    29.04.2016 Трофимовым П.А. представлена налоговая декларация по НДФЛ (форма 3- НДФЛ) за 2015 год с суммой налога, подлежащей уплате в размере 3640 руб., срок уплаты за 2015 - 15.07.2016.

    В адрес Трофимова П.А. направлено требование № 34933 от 25.07.2016 об оплате НДФЛ в размере 3640 руб., пени 226.93 руб. Срок для добровольного исполнения установлен до 01.09.2016 (л.д. 20).

    Таким образом, по состоянию на 16.07.2016 у административного ответчика имелась задолженности по НДФЛ за 2014, 2015 годы в размере 5824 руб.

    29.07.2016 Трофимовым П.А. произведена оплата налогов в размере 3640 руб. Сумма задолженности составила 2184 руб.

    Общая сумма задолженности по состоянию на 01.09.2016 составила 2465,82 руб.

    В результате несвоевременной оплаты начислены пени в размере 508,79 руб. за период с 27.07.2018 по 27.09.2018.

    В адрес Трофимова П.А. направлено требование № 4410 от 27.09.2018 на сумму пени в размере 508,79 руб. Установлен срок для добровольного исполнения 06.11.2018.

    Общая сумма задолженности по состоянию на 06.11.2018 - 2974,61 руб.

    В результате несвоевременной оплаты налога произведено начисление пени с 28.09.2018 по 18.12.2018 в размере 39,33 руб. Административным ответчиком произведена частичная оплата пени, оставшаяся сумма задолженности по пени составляет 31,13руб.

    Требование № 6032 от 18.12.2018 об уплате пени в размере 39,32 руб. направлено административному ответчику 18.12.2018. Срок для добровольного исполнения установлен до 28.01.2019 (л.д. 22).

    Общая сумма задолженности административного ответчика по состоянию на 28.01.2019 составила 3005,74 руб.

Расчет задолженности, представленный административным истцом проверен судом, является обоснованным, математически грамотным, административным ответчиком не оспорен, поэтому суд принимает его.

Требование № 6032 от 18.12.2018 со сроком исполнения до 28.01.2019 административным ответчиком не исполнено, сведений об уплате недоимок суду не представлено, в связи с чем вышеуказанные недоимки по налогам и пени подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности основаны на неверном толковании закона и не принимаются судом по следующим основаниям.

    В силу п. 1, 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

    Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

    Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

    В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку оплата произведена не была, административный истец
в установленный срок, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, размер которых превысил 3000 руб., а именно в июле 2019 предъявил заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налогов и пени. 19.07.2019 мировым судьей судебного участка № 4 Пугачевского района Саратовской области выдан судебный приказ о взыскании с Трофимова П.А. указанной задолженности, который отменен 30.07.2019 в связи с возражениями должника (л.д. 14).

С настоящим иском административный истец обратился в суд 27.08.2019,
в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, срок для обращения налоговым органом – Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области в суд общей юрисдикции для принудительного взыскания недоимки по налогам в данном случае не пропущен.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом не представлено доказательств направления налоговых уведомлений и требований в адрес административного ответчика опровергаются представленной налоговым органом распечаткой из программы ЭОД, в которой указаны даты и штрихкоды почтовых отправлений налоговых требований (л.д. 25). При этом в силу ст. 31 НК РФ В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению, с административного ответчика следует взыскать недоимки по налогам и пени: по налогу на доходы физических лиц в размере 2184 руб., пени в размере 798,10 руб.; пени на задолженность по налогу на имущество за 2014 год в размере 15.98, пени на задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 7,66 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного с административного ответчика Трофимова П.А. следует взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Взыскать с Трофимова П.А., место жительства: <Адрес>, в консолидированный территориальный бюджет Саратовской области, в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 в размере 2184 руб., пени в размере 798,10 руб.

Взыскать с Трофимова П.А., место жительства: <Адрес> бюджет Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области задолженность по пени на земельный налог за 2014 г. в размере 7,66 руб.;

Взыскать с Трофимова П.А., место жительства: <Адрес>, в бюджет Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области задолженность по пени на налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 15,98 руб.

итого 3005 руб. 74 коп.

Взыскать с Трофимова Павла Александровича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 11.10.2019.

Судья

2а-757/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 6 по Саратовской области
Ответчики
Трофимов Павел Александрович
Суд
Пугачевский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
pugachevsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
07.04.2020Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2019Дело оформлено
18.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее