Дело № 2а-2546/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тейково 31 октября 2016 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Егоровой Е.Г.,
при секретаре Ломоносовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам и по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки за 2012, 2013 и 2014 годы по транспортному налогу в сумме 2130 рублей и пени 300,27 рублей, всего в сумме 2430,27 рублей; по земельному налогу в сумме 523,30 рублей и пени 153,22 рублей, всего в сумме 676,52 рублей; по налогу на имущество физических лиц в сумме 141,38 рублей и пени 66,65 рублей, всего в сумме 208,03 рублей, а всего на общую сумму 3314,82 рублей. Свои требования административный истец мотивировал тем, что в соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст.1 Закона), а объектами налогообложения признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.2 Закона). В соответствии со ст. 388 п.1 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. О необходимости уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц административный ответчик был уведомлен налоговыми уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, и требованиями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени задолженность по транспортному, земельному налогам и по налогу на имущество физических лиц ответчиком не уплачена. Срок для обращения в суд пропущен истцом в связи со сбоем введенного в налоговых органах РФ в эксплуатацию нового программного обеспечения при выборе списка должников в системе электронной обработки данных. Данную причину пропуска инспекция считает уважительной, поскольку отсутствует иной способ определения лиц, имеющих задолженность по уплате налога, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, для обработки списков налогоплательщиков (по суммовым критериям отбора применительно к ст.48 НК РФ) запускались бизнес процессы, которые значительное время не завершались, т.е. не отбирались конкретные налогоплательщики – должники для взыскания недоимки в судебном порядке.
Административный истец МИФНС России № по <адрес> извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, в представленном суду письме просил рассмотреть дело без участия представителя инспекции, заявленные требования поддержал, указав, что задолженность по налогам ответчиком не оплачена (л.д.117).
Административный ответчик ФИО1, отказавшаяся получить судебное извещение, направленное ответчику по адресу ее регистрации по месту жительства (л.д.114) и возвращенное суду с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения (л.д.128-132), в силу положений главы 9 КАС РФ считается извещенной о времени и месте рассмотрения дела, поскольку не обеспечение гражданином получения почтовой корреспонденции по адресу регистрации своего места жительства приводит к признанию соответствующей значимой корреспонденции врученной вне зависимости от самого факта вручения – сообщение считается доставленным, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено (п.39 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), в судебное заседание ответчик не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, возражений по существу административного иска не представила.
В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 363 НК РФ установлен срок оплаты транспортного налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом налогоплательщику.
В соответствии с п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу положений статей 1 и 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ и применяемого в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии со статьей 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судом установлено, что ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц - налоговым органом ответчику направлялись налоговые уведомления по оплате за 2012, 2013 и 2014 годы: транспортного налога в отношении зарегистрированного за ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время транспортного средства ВАЗ 21043 гос.рег.знак Н636МХ/37 (л.д.124), налога на имущество физических лиц и земельного налога в отношении жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, принадлежавших ответчице на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) до ДД.ММ.ГГГГ, и в отношении квартиры по адресу: <адрес>, с.Н.Леушино, <адрес>, принадлежавшей ответчице до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.126-127) – за 2012 год № (л.д.71-72) по почте заказным письмом (л.д.73), за 2013 год - № (л.д.34-35) по почте заказным письмом (л.д.36) и за 2014 год - № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12,14-15) заказным письмом по почте (л.д.13,16). В соответствии с положениями п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, при этом в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Исходя из изложенного, направление налогового уведомления по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, установлена презумпция получения его адресатом.
В указанные в налоговом уведомлении сроки – до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ – транспортный налог за 2012, 2013 и 2014 годы соответственно; до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ – налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2012, 2013 и 2014 годы соответственно, не были уплачены ответчиком.
В силу положений п.1 и п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, налоговый орган направляет ему Требование об уплате налога, в котором налогоплательщик извещается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В установленный ст.70 НК РФ срок административным истцом в адрес ответчика было направлено Требование об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ № по недоимке за 2012 год на налогу на имущество физических лиц 51,36 руб. и 24,30 руб., пени 16,12 руб. и 7,65 руб., по транспортному налогу 710 руб. и пени 14,59 руб. и по земельному налогу 261,65 руб. и пени 62,57 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № по недоимке за 2013 год по транспортному налогу 710 рублей и пени 115,68 рублей, по налогу на имущество физических лиц 17,12 руб. и 24,30 руб., пени 21,26 руб. и 10,21 руб., по земельному налогу 261,65 руб. и пени 90,65 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; а также от ДД.ММ.ГГГГ № по недоимке за 2014 год по транспортному налогу 710 рублей и пени 170 рублей, по налогу на имущество физических лиц 24,30 рублей и пени 11,41 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,32,69) по почте заказным письмом (л.д.10,33,70).
Положениями п.6 ст.69 НК РФ презюмируется получение налогового требования адресатом по истечении шести дней с даты направления заказного письма, в случае направления указанного требования налоговым органом по почте заказным письмом.
По представленным административным истцом сведениям обязанность по уплате транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц за период 2012, 2013 и 2014 годы ответчицей не исполнена до настоящего времени, что подтверждается выписками по лицевому счету ответчика (л.д.86-93,118-122) и не оспорено последней.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ является основанием для начисления пеней, под которыми в соответствии с НК РФ признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Административным истцом представлен расчет пени, начисленных за несвоевременную оплату ответчиком ФИО1: транспортного налога на сумму 300,27 рублей, земельного налога – пени на сумму 153,22 рублей и налога на имущество физических лиц – пени в сумме 66,65 рублей (л.д.17-31,37-68,74-85).
Указанный расчет пени, представленный административным истцом, методику начисления сумм пени ответчик не оспорил. Расчет пени судом проверен и признан правильным. Иного расчета пени ответчиком суду не представлено.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Аналогичные положения содержатся и в ст.48 НК РФ.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обращение административного истца в суд за взысканием налогов и пени по истечении сроков, установленных ст. 48 НК РФ и ст.286 КАС РФ, не противоречит действующему законодательству и корреспондирует с указанной конституционной обязанностью гражданина платить налоги.
В обоснование уважительности пропуска шестимесячного срока обращения за взысканием налогов МИФНС России № по <адрес> указала на сбои в функционировании программного обеспечения АИС «Налог-3», которое используется налоговыми органами в работе по взысканию с налогоплательщиков – физических лиц задолженности и приостановление в этой связи ее использования, при этом ручного режима обработки документов в АИС «Налог-3» по данному направлению не предусмотрено. Налоговый орган неоднократно обращался к разработчикам указанной программы за разрешением проблем программного обеспечения, чему суду представлены соответствующие доказательства (л.д.96-101). Данные ограничения препятствовали налоговому органу своевременному отслеживанию задолженности, а соответственно, и обращению в суд.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок для подачи административного искового заявления пропущен административным истцом по уважительным причинам, а посему подлежит восстановлению.
Исходя из изложенного, административные исковые требования МИФНС России № по <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку административный ответчик, должным образом уведомленный о необходимости оплаты предусмотренного законом налога, своевременно и в установленный законом срок в добровольном порядке обязательства не исполнил; расчет пени, представленный административным истцом, соответствует требованиям действующего налогового законодательства. Доказательств исполнения налоговых обязательств административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ и разъяснений, данных в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», учитывая, что административные исковые требования удовлетворены судом в полном объеме, а административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г.о.Тейково, размер которой в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ составляет 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180,290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам и по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, с.Н.Леушино, <адрес>, недоимку за 2012, 2013 и 2014 годы по транспортному налогу в сумме 2130 рублей и пени 300,27 рублей, по земельному налогу в сумме 523,30 рублей и пени 153,22 рублей и по налогу на имущество физических лиц в сумме 141,38 рублей и пени 66,65 рублей, а всего на общую сумму 3314,82 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Егорова Е.Г.