Решение по делу № 2-716/2021 от 11.01.2021

Дело № 2-716/2021

УИД 92RS0003-01-2021-000058-68

Категория 2.127

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2021 года             г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И. при помощнике судьи – Шварц М.Ю. с участием представителя истца – адвоката Кравчук О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкарева Юрия Валерьевича к Правительству города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, понуждении заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

11 января 2021 года Пушкарев Ю.В. обратился в суд с данным иском к ответчикам, в котором просит признать за ним право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, и обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ним договор социального найма указанной квартиры.

Исковые требования обоснованы тем, что истец с 2006 года постоянно проживает в данной квартире, которая была предоставлена ему на основании ордера на жилое помещение серии 51 согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ . В спорном жилом помещении проживает постоянно, использует его по назначению, оплачивает в полном объёме коммунальные услуги, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения, производит текущий ремонт за собственные денежные средства. То есть, фактически осуществляет все правомочия и несет бремя обязанностей законного нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В установленном законом порядке истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя для заключения с ним договора социального найма жилого помещения. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении соответствующей государственной услуги по тем основаниям, что данное жилое помещение не предоставлялось ему на условиях договора социального найма и относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании представитель истца иск поддержала в полном объеме по изложенным доводам.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не известили.

От представителя Департамента капитального строительства города Севастополя поступили письменные возражения, в которых указывается, что спорное жилое помещение 25.01.2021 года включено в включено в Реестр государственной собственности города Севастополя, однако ранее предоставлялось истцу как служебное жилье, поэтому оснований для заключения договора социального найма не имеется, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме исходя из следующего.

Судом установлено, что на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданного согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, Пушкарев Юрий Валерьевич вселен в жилое помещение – однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №5107-РДИ от 09.09.2020 года квартира 72 в доме 10 по ул. Маршала Геловани в г. Севастополе включена в Реестр собственности города Севастополя.

Таким образом, спорная квартира не является ведомственным жилым помещением и не относится к специализированному жилищному фонду, принадлежит городу и на него распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 04 сентября 2020 года №1465-р/2020 истцу было отказано в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма, поскольку представленный заявителем ордер на жилое помещение от 10 августа 2006 года № 33 серии 51 выдан на право занятия служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, и данная квартира относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Из решения об отказе в предоставлении государственной услуги Департамента капитального строительства города Севастополя от 04 сентября 2020 года №1465-р/2020 следует, что истцу отказано в заключении договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку данное жилое помещение ему не предоставлялось на условиях социального найма, а истец был вселен в квартиру на основании ордера с отметкой «служебный».

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Поскольку истец был вселен в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.

Согласно статье 118 ЖК УССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.

В соответствии со статьей 121 ЖК УССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.

На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 ЖК УССР).

То есть, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее: факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, жилищное законодательство не содержит, однако применяя аналогию закона, положения статьи 7 вышеуказанного закона должны применяться и к отношениям, связанным с пользованием служебными жилыми помещениями.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

То есть в действующем Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.

Обосновывая исковые требования, истец указал, что желая заключить договор социального найма, он обратился в уполномоченный орган, которым является Департамент капитального строительства города Севастополя, однако в заключении договора ему было отказано, ввиду того, что жилое помещении предоставлялось ему как служебное.

Из материалов дела усматривается, что при передаче квартиры истца в собственность города Севастополя сохранение ранее имевшегося статуса «служебное жилое помещение» законодательно, в том числе Законом города Севастополя от 24 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» и распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.09.2020 не закреплялось.

Более того, из материалов дела следует, что органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищном фондом, решение об отнесении занимаемой истцами квартиры к специализированному жилищному фонду в порядке Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» не принималось. В статье 10 Закона города Севастополя № 507-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 21.05.2019 года «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Севастополя № 840-ПП от 08 сентября 2016 года, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ. В соответствии с пунктом 3.1.2.6 указанного Положения Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истец занимает спорное жилое помещение как наниматель с 2006 года, до настоящего времени проживает в спорной квартире, несет бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, пользуется спорным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства. Ответчиком указанные обстоятельства не оспариваются.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств сохранения, а равно отнесения спорной квартиры к числу служебных жилых помещений, а также занятие истцом жилого помещения без законных на то оснований, к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с чем суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Пушкарева Юрия Валерьевича к Правительству города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, понуждении заключить договор социального найма удовлетворить.

Признать за Пушкаревым Юрием Валерьевичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Пушкаревым Юрием Валерьевичем договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 17.03.2021 г.

Судья –

2-716/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пушкарев Юрий Валерьевич
Ответчики
Департамент капительного строительства города Севастополя
Правительство г. Севастополя
Другие
Кравчук Ольга Александровна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Фисюк Оксана Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.05.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее