Судья: Румянцева М.А. Дело № 33-10754/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2014 года апелляционную жалобу Журкина Ю.В. на решение Талдомского районного суда Московской области от 05 мая 2014 года по делу по заявлению Журкина Юрия Витальевича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Талдомского района Московской области № 36 от 12 апреля 2014 года о регистрации кандидатом на должность Главы Талдомского муниципального района Московской области Левшина Александра Сергеевича.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Журкина Ю.В. – Самарина И.В., представителя Левшина А.С. – Степанкиной О.С., представителя ТИК Талдомского района Московской области – Игнатова А.В.,
заключение прокурора Тришиной В.В., полагающей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
Журкин Ю.В. обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) Талдомского района Московской области от 12.04.2014 № 36 о регистрации Левшина А.С. кандидатом на должность Главы Талдомского муниципального района Московской области.
Свои требования мотивировал тем, что представленные кандидатом Левшиным А.С. в ТИК в целях выдвижения и регистрации документы не в полном объеме содержат сведения, предусмотренные законом в качестве обязательных. Ряд документов оформлены с нарушением закона. Кроме того, отсутствуют доказательства, что кандидат Левшин А.С. лично, как это требует закон, представил в ТИК документы. Подписи избирателей в поддержку самовыдвижения Левшина А.С. были собраны сборщиком подписей Грибановой Е.Б. с нарушением закона - п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ: являясь директором Запрудненской средней школы № 2, она собирала подписи среди своих подчиненных в рабочее время; это влечет недействительность данных подписей.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, Левшин А.С. был зарегистрирован кандидатом на выборную должность, что нарушило принцип равенства кандидатов и, соответственно, его, Журкина Ю.В., права как зарегистрированного кандидата на ту же выборную должность.
В судебном заседании представитель Журкина Ю.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ТИК Талдомского района не согласился с заявлением Журкина Ю.В., суду пояснил, что Левшиным А.С. лично был представлен в избирательную комиссию полный пакет документов, необходимых для выдвижения и регистрации на должность Главы Талдомского муниципального района, о чем кандидату было выдано письменное подтверждение. Содержание документов было проверено сотрудниками ТИК. Достоверность представленных подписей избирателей проверялась экспертами ГУ МВД России по МО, 13 из 197 подписей были признаны недействительными. Таким образом, оснований для отказа в регистрации Левшина А.С. кандидатом на должность главы района у ТИК не имелось.
Кандидат Левшин А.С. не согласился с заявлением Журкина Ю.В., просил в его удовлетворении отказать, подтвердил, что лично приносил в ТИК все документы.
Участвующий в деле прокурор полагал заявление Журкина Ю.В. не подлежащим удовлетворению.
Решением Талдомского районного суда Московской области от 05 мая 2014 года заявление Журкина Ю.В. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Из материалов дела усматривается, что на 18.05.2014 назначены досрочные выборы Главы Талдомского муниципального района Московской области.
Журкин Ю.В. и Левшин А.С. являются зарегистрированными кандидатами на вышеуказанную должность: Левшин А.С. – в порядке самовыдвижения, Журкин Ю.В. выдвинут местным отделением КПРФ.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При этом в соответствии с п. 26 ст. 38 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является, в числе прочего, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что 04.04.2014 кандидатом Левшиным А.С. лично в ТИК Талдомского района был представлен пакет документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатом на должность Главы Талдомского района. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями самого Левшина А.С. и представителя избирательной комиссии, справкой, выданной ТИК Левшину А.С. в подтверждение принятия документов, а также записями в журнале входящей корреспонденции. В этой связи довод заявителя о том, что документы в отношении Левшина А.С. были сданы в ТИК не лично кандидатом, суд обоснованно посчитал надуманным.
Суд правомерно учел, что Левшин А.С. представил в ТИК все документы, необходимые для его выдвижения и регистрации кандидатом на выборную должность.
Действительно, ряд документов, представленных Левшиным А.С. в ТИК (первый финансовый отчет, сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках и ценных бумагах, др.) содержали неточности в оформлении либо неполноту сведений.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления ЦИК РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона (п. 5 Постановления ЦИК РФ).
Из материалов дела не усматривается, что ТИК Талдомского района известила Левшина А.С. о неправильном оформлении представленных документов либо о неполноте содержащихся в них сведений.
В этой связи основание для отказа в регистрации, предусмотренное пп. "в1" п. 24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствовало.
В соответствии с п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Отклоняя довод заявителя о недействительности подписей избирателей, собранных сборщиком Грибановой Е.В. 07.04.2014 в поддержку самовыдвижения Левшина А.С., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Грибанова Е.Б. действительно является директором МОУ Запрудненская средняя школа № 2, однако сбор подписей избирателей 07.04.2014 проводился ею в период краткосрочного отпуска без сохранения заработной платы, соответственно, на тот момент она не осуществляла свои полномочия руководителя муниципального учреждения. Одновременно в ходе судебного разбирательства не было добыто достаточных и достоверных доказательств, что подписи собирались Грибановой Е.Б. на рабочих местах и в рабочее время избирателей.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявления Журкина Ю.В.
Доводы апелляционной жалобы Журкина Ю.В. аналогичны доводам, указанным в обоснование заявленных требований, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции и не опровергают выводы последнего, который установил по делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Талдомского районного суда Московской области от 05 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журкина Ю.В.– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи