Судья Сомова И.В. Дело № 22-3986/2022
(первая инстанция)
№ 33-2704/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Савиной О.В., Устинова О.И.,
При секретаре Уласень Я.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2022 года по гражданскому делу по иску Казаковой К. С. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ Севастополя «Госжилфонд» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛА:
Казакова К.С. обратилась с иском в суд к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, в котором просила признать за ней право собственности на комнату №№ в доме № № по <адрес>, общей площадью 17,4 кв.м., жилой - 16,6 кв.м., кадастровый номер: № в порядке приватизации.
Требования иска мотивированы тем, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 8 июня 2017 года № 8457-РДИ спорное жилое помещение было включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города.
В спорном жилом помещении с 25 марта 2011 года и по настоящее время зарегистрирована Казакова К.С. Ранее в жилом помещении была зарегистрирована бабушка Казаковой К.С. – Д.Е.М.., которая 8 октября 2019 года снята с регистрационного учета.
30 марта 2018 года между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и Д.Е.М. был заключен договор социального найма жилого помещения – комнаты № № в доме № № по <адрес>. Согласно договору в качестве члена семьи нанимателя была вселена Казакова К.С.
30 июня 2020 года в указанный Договор внесены изменения, заменен наниматель с Д.Е.М. на Казакову К.С.
При обращении в Департамент капитального строительства города Севастополя с целью заключения договора о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации, Казаковой К.С. было отказано со ссылкой на то, что в настоящее время спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», подведомственное Департаменту городского хозяйства г. Севастополя. Кроме того, департамент указал, что жилое помещение является общежитием.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2022 года иск удовлетворен.
За Казаковой К.С. признано право собственности на комнату №№ в доме № № по <адрес>, общей площадью 17,4 кв.м., жилой - 16, 6 кв.м., кадастровый номер: № в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства г. Севастополя просит об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт указывает, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 8 июня 2017 года № 8457-РДИ жилое помещение было включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города, и относящееся к числу специализированных. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда г. Севастополя (в порядке приватизации) на жилое помещение общежития противоречит положениям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым, приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях. Таким образом, Департаментом капитального строительства г. Севастополя было принято законное решение об отказе в предоставлении Казаковой К.С. государственной услуги.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Казакова К.С., представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Представитель Казаковой К.С. – Кужелева Е.С., действующая по доверенности, в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Д.Е.М. была зарегистрирована и проживала в ком. №№ в доме №№ по <адрес> с 18 февраля 2005 года, а Казакова К.С. (внучка 13 февраля 1995 года рождения) – с 25 марта 2011 года.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 8 июня 2017 года № 8457-РДИ жилые помещения (комнаты) в общежитии, расположенные по адресу: <адрес> включены в Реестр собственности г. Севастополя, как жилые помещения общежития.
30 марта 2018 года между Департаментом капитального строительства г. Севастополя (Наймодатель) и Д.Е.М. (Наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения № № согласно которому Д.Е.М. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование было передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности г. Севастополя, состоящее из одной комнаты общей площадью 17,4 кв.м., в том числе жилой – 16,6 кв.м. по адресу: <адрес> для проживания в нем.
Совместно с нанимателем в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя вселена ее внучка Казакова К.С. (п. 3 Договора найма от 30 марта 2018 года).
Дополнительным соглашением от 30 июля 2020 года № № внесены изменения в договор социального найма жилого помещения от 30 марта 2018 года № №, основным нанимателем спорного жилого помещения стала Казакова К.С.
Решением Департамента капитального строительства г. Севастополя от 26 октября 2021 года № № Казаковой К.С. отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)».
Свой отказ Департамент мотивировал тем, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 3 июня 2019 года № 143-РП «О реорганизации государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» путем преобразования в Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» здание общежития, находящееся по адресу: <адрес> передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства г. Севастополя.
В соответствии с положением о Департаменте капитального строительства г. Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом.
Также указано, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 8 июня 2017 года № 8457-РДИ жилое помещение – <адрес> включено в Реестр собственности г. Севастополя как жилое помещение общежития, балансодержатель – казна города Севастополя.
Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда г. Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 92, 102, 127 Жилищного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 1,2, 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в настоящее время какие-либо препятствия для признания за Казаковой К.С. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 17,4 кв.м., в том числе жилой – 16,6 кв.м. в порядке приватизации отсутствуют, в связи с чем, удовлетворил иск.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальн87ыми унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судебная коллегия отмечает, что на момент заключения договора социального найма жилого помещения № № от 30 марта 2018 года, в том числе и при заключении дополнительного соглашения № №№ от 30 июля 2020 года, спорное жилое помещение находилось в собственности г. Севастополя, что прямо следует из договора, в связи с чем, оно было передано в бессрочное пользование Д.Е.М. и членам ее семьи – внучке Казаковой К.С., а в последующем и самой Казаковой К.С. на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
На основании статьи 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Поскольку спорное жилое помещение не имеет статуса специализированного жилья, учитывая, что квартира в настоящее время находится в пользовании истца, вселенного на условиях договора социального найма, установив, что истец ранее участия в приватизации не принимала, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о передачи Казаковой К.С. спорного жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации.
Доводы жалобы о том, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 8 июня 2017 года № 8457-РДИ указанное помещение включено в Реестр собственности г. Севастополя как жилое помещение общежития, а потому оно не подлежит передаче в собственность истца в порядке приватизации, судебная коллегия отклоняет.
Из содержания ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
То обстоятельство, что после 18 марта 2014 года спорное жилое помещение было отнесено к государственной собственности города Севастополя, фактическое положение дел не изменило. В силу прямого запрета, установленного ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, спорное жилое помещение включению в специализированный жилищный фонд в последующем не подлежало.
Согласно выписке из ЕГРН от 25 октября 2022 года № № жилое помещение – <адрес> площадью 17,4 кв.м. поставлено на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера: №; правообладателем значится: г. Севастополь, регистрация права осуществлена 11 октября 2020 года.
В выписке из реестра собственности г. Севастополя от 29 января 2018 года № № не указано, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду.
Ссылки на то, что в настоящее время спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», то есть учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства г. Севастополя, правового значения для настоящего спора не имеют.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, Департамент в сфере жилищной политики в соответствии в том числе, осуществляет приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя (подпункт 3.1.2.5 пункта 3.1).
В соответствии с пп. 3.1.2.7 п. 3.1. названного Положения Департамент капитального строительства города Севастополя на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения, в том числе о заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданами.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика по спору, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 августа 2023 года.
Председательствующий О.И. Жиляева
Судьи О.В. Савина
О.И. Устинов