Решение по делу № 33-7260/2021 от 15.10.2021

Ленинский районный суд г. Махачкалы РД

Судья ФИО1

Дело

УИД: 05RS0-91

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 ноября 2021 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО8,

судей Османова Т.С. и Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зам. прокурора г.Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов

по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, пояснения прокурора ФИО5 полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, доводы представителя МБУ «Махачкала -1» ФИО6, просившей отклонить апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Зам.прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействие выразившееся невыполнении мероприятий по обустройству в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, а именно не обустройстве съезда с тротуара на проезжую часть по ул. <адрес> 22-24, г. Махачкалы и обязать устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в обоснование которого указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения.

Установлено, что съезд с тротуара (бортик пандуса) на проезжую часть ул. <адрес> 22-24, г. Махачкалы, не соответствует требованиям пунктов 5.1.8,<дата>,<дата> Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее- СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> /пр.

В силу требований пункта 5.1.8 СП 59.13330.2016 при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую част не должен превышать 0,015 м.

Пунктом <дата> СП 59.13330.2016 предусмотрено обустройство покрытия пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов из твердых материалов, ровным шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а таки предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошв обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски сырости и снеге.

Несоответствие съезда с тротуара на проезжую часть по ул. <адрес> 22-24, Махачкалы также подтверждается актом о выявленных недостатках эксплуатационном состоянии дороги (улицы) от <дата>, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Махачкале ФИО7 по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> -( «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ социальная защита инвалидов включает в себя систему гарантирована государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу требований статьи 15 ФЗ , регламентирующей обязанность обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной транспортной инфраструктурам, органы местного самоуправления обеспечивает инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в том числе возможностью самостоятельного передвижения территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной транспортной инфраструктур, входа в объекты и выхода из них, посадки транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений без приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов не допускаются.

Согласно статье 45.1 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования утвержденные представительным органом соответствующего муниципального образования, регулируют в том числе вопросы обустройства территории муниципального образования с учетом обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Статьей 8.13 Правил благоустройства территории городского округа внутригородским делением «город Махачкала», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «гор Махачкала» от <дата> , установлены особые требования к доступное городской среды, а именно, необходимость обеспечения доступности жилищной среды, улиц и дорог города для пожилых лиц и инвалидов, оснащение элементами и техническими средствами, способствующими передвижения престарелых и инвалидов.

Пунктом 9 статьи 6.1 Устава городского округа с внутригородского делением «город Махачкала» предусмотрено осуществление благоустройства территории города Махачкалы в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородского делением «город Махачкала» от <дата> утверждено Положение МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», соответствие с которым Управление является отраслевым орган администрации г. Махачкалы, в функциональные обязанности которого входит в том числе организация благоустройства территории общего пользования гор. Махачкалы.

Полномочия по оказанию услуг в сфере благоустройства и дорожной деятельности переданы постановлением главы г. Махачкалы от 17.04,2019 «Об организации деятельности муниципального бюджетного учреждения «Махачкала-1» МБУ «Махачкала-1», функции и полномочия учредителя которого от имени администрации города осуществляет МКУ «Управление жилищного коммунального хозяйства города Махачкалы».

РешениемЛенинского районного суда г. Махачкалы от <дата>постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации городского округа внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» в невыполнении мероприятий по обустройству съезда с тротуара на проезжую часть ул. <адрес> 22-24 г. Махачкалы в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> \пр. и обязать обустроит съезда с тротуара на проезжую часть по указанному адресу в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> /пр.

В удовлетворении исковых требований к МБУ «Махачкала-1», отказать».

На данное решение представителя ответчика подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

На данное решение суда представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Судом первой инстанции не был установлен надлежащий субъект правонарушения и не применены подлежащие применению нормы права, что является основанием для отмены судебных постановлений.

Так, в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы».

Согласно ст. 17 ФЗ-131 от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов с внутригородским делением обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с чем, решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от <дата>г. утверждено Положение о МКУ УЖКХ города Махачкалы. На смену указанного положения решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от <дата>г. было утверждено новое Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно- коммунального хозяйства города Махачкалы» (далее по тексту - Положение), в соответствии с которым управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города (п.1 Положения).

Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно- коммунального хозяйства (п.2 Положения).

Согласно пунктам 3, 12.1 указанного Положения Управление обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде, к полномочиям которого отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Администрация не имеет реальной возможности непосредственно исполнить решение от <дата> по содержанию ул. <адрес> 22-24, г. Махачкалы, оно направляется для организации исполнения в МКУ "УЖКХ г.Махачкалы".

Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от <дата> N 56-АД16-12 определено, что ответчиком в аналогичных делах должна выступать соответствующая организация, в полномочия которой входит обеспечение надлежащей безопасности в области дорожного движения. Требованием в указанном судебном акте было: о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица об устранении нарушений законодательства. Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание участка дороги допущено не должностным лицом администрации. Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ "УЖКХ г. Махачкалы", которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.

Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующая автомобильная дорога принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этой автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.

С учетом сведений об извещении лиц участвующих в деле о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 ГПК РФ, информацией о времени и месте судебного заседания, размещенной на официальном сайте Верховного суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся сторон.

Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы исходя из изученных материалов дела не имеется.

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой города проверкой исполнения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения установлено, что съезд с тротуара на проезжую часть по ул. <адрес> 22-24 г. Махачкалы не соответствует требованиям нормативных документов в указанной сфере, а именно высота края съезда бортика пандуса с тротуара на проезжую часть ул. <адрес> 22-24, г. Махачкалы, не соответствует требованиям пунктов 5.1.8,<дата>,<дата> Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее-СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> /пр, а именно съезд с тротуара (бортик пандуса) на проезжую часть превышает допустимый перепад высоты 0,015м., фактически составляет 5 см.

Выявленные недостатки подтверждаются актом составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г.Махачкала.

В силу требований пункта 5.1.8 СП 59.13330.2016 при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

Пунктом <дата> СП 59.13330.2016 предусмотрено обустройство покрытия пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов из твердых материалов, ровным шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а таки предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошв обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски сырости и снеге.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> -( «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ социальная защита инвалидов включает в себя систему гарантирована государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу требований статьи 15 ФЗ , регламентирующей обязанность обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной транспортной инфраструктурам, органы местного самоуправления обеспечивает инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в том числе возможностью самостоятельного передвижения территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной транспортной инфраструктур, входа в объекты и выхода из них, посадки транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений без приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов не допускаются.

Согласно статье 45.1 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования утвержденные представительным органом соответствующего муниципального образования, регулируют в том числе вопросы обустройства территории муниципального образования с учетом обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Из справки от <дата> старшего помощника прокурора г. Махачкалы следует, что в рамках проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что по ул. <адрес> 22-24 г. Махачкалы не соответствует требованиям ГОСТ, а именно: высота края съезда бортика пандуса с тротуара на проезжую часть ул. <адрес> 22-24, г. Махачкалы, не соответствует требованиям пунктов 5.1.8,<дата>,<дата> Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее-СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> /пр, а именно съезд с тротуара (бортик пандуса) на проезжую часть превышает допустимый перепад высоты 0,015м., фактически составляет 5 см.

Актом от <дата> государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале лейтенантом полиции – ФИО7, установлено, что по ул. <адрес> 22-24 г. Махачкалы имеются следующие недостатки: высота края съезда бортика пандуса составляет 5 см.».

В результате бездействия ответчиков нарушаются вышеуказанные требования законодательства.

Факт несоответствия состояния на указанной выше улице установленным требованиям подтверждается приложенным к иску фотографиям и в суде не оспаривается.

Статьей 8.13 Правил благоустройства территории городского округа внутригородским делением «город Махачкала», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «гор Махачкала» от <дата> , установлены особые требования к доступное городской среды, а именно, необходимость обеспечения доступности жилищной среды, улиц и дорог города для пожилых лиц и инвалидов, оснащение элементами и техническими средствами, способствующими передвижения престарелых и инвалидов.

Пунктом 9 статьи 6.1 Устава городского округа с внутригородского делением «город Махачкала» предусмотрено осуществление благоустройства территории города Махачкалы в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> N 27-5 утверждено положение о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», согласно которому управление является отраслевым подразделением администрации г. Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением администрации г. Махачкалы от <дата> «Об организации деятельности МБУ «Махачкала-1» установлено, что основной целью деятельности МБУ "Махачкала-1" является выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, озеленения, оказание услуг в сфере дорожной деятельности, а также ремонта и строительства муниципального жилищного фонда и иного недвижимого имущества для обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" полномочий города Махачкалы.

Согласно муниципальному заданию на 2021 год, утвержденному приказом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» от <дата> МБУ Махачкала-1 поручено выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Судом первой инстанции установлено и это не оспаривалось сторонами, что согласно уставу МБУ «Махачкала-1» учредителем и собственником имущества является администрация г. Махачкалы.

Доводы апелляционной жалобы о том, Администрация не имеет возможности непосредственно исполнить решение от <дата> по приведению в соответствие проезжей части дороги по ул. <адрес> 22-24 г.Махачкалы, опровергаются изложенным выше.

Принимая во внимание, что дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения, установив нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к выводу к выводу о том, что со стороны администрация г. Махачкалы и МБУ «Махачкала-1» имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по организации обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, частично удовлетворившего заявленный прокурором иск.

Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, не основаны на законе. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчик к числу лиц, которые освобождены от уплаты государственной пошлины, не отнесен.

Решение суда отвечает требованиям части 1 статьи 195 ГПК РФ, является законным и обоснованным.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.

По изложенным основаниям апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

33-7260/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД
Прокуратура г.Махачкалы
Ответчики
МБУ Махачкала-1
Администрация г.Махачкалы
МКУ Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
18.10.2021Передача дела судье
17.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Передано в экспедицию
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее