Судья Гущина С.Д. Дело № №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Солоняка А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Коробейниковой Л.Н.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 8 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Жмырко В.И. – Гайнутдинова А.А. на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 11 июля 2017 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Жмырко В.И. к Администрации МО «Завьяловский район» УР о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению указанной меры социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Коробейниковой Л.Н., выслушав объяснения представителя истца Жмырко В.И. – Гайнутдинова А.А. (доверенность от 24 мая 2016 года, сроком на три года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Жмырко В.И. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Завьяловский район» УР о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению указанной меры социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что истец является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно. Постановлением Администрации МО «<данные изъяты>» от 23 декабря 2016 года № признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что она приравнена к инвалидам Великой Отечественной войны по перечню предоставляемых ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот и имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Отказ Администрации МО «Завьяловский район» в предоставлении ей единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета незаконным, нарушающим ее жилищные права.
Определением суда от 19 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
В суде первой инстанции представители истца Жмырко В.И. – Гайнутдинов А.А. и Балтина З.Р. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Завьяловский район – Кочетков Ф.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в связи с отсутствие у истца права на получение требуемой меры социальной поддержки.
Истец Жмырко В.И., представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без их участия.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на неправомерность применения судом к спорным правоотношениям Указа Президента России №714, ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Незаконным является вывод суда о том, что законодатель не приравнивает несовершеннолетних узников фашизма к участникам войны (ветеранам). Неверным является вывод суда о том, что право истца на получение мер социальной поддержки определяется включением ее в список нуждающихся.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ссылается на законность принятого судом решения.
Судебной коллегией в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца Жмырко В.И., представителя ответчика Администрации МО «Завьяловский район», представителя третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии со ст. 327-1 ГПК Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Жмырко В.И. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной Главой Администрации МО «Завьяловский район», от 15 декабря 2015 года № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована истец, признано непригодным для проживания.
Постановлением Главы Администрации МО «<данные изъяты>» УР № от 23 декабря 2016 года истец признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 8).
26 декабря 2016 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета (л.д. 9).
12 января 2017 года Администрацией МО «Завьяловский район» отказано истцу в предоставлении такой выплаты, поскольку меры социальной поддержки предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, при этом истец к данной категории лиц не относится (л.д. 10).
Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и сторонами по существу не оспариваются.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В пункте 8 статьи 154 этого закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроком подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. № 614 предоставление субвенций на обеспечением жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны".
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Из материалов дела следует, что право истца состоять на учете на улучшение жилищных условий признано на основании постановления главы муниципального образования.
Обсуждая довод апелляционной жалобы о том, что в иске не ставился вопрос о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в текущем году, судебная коллегия полагает его необоснованным, поскольку в просительной части искового заявления, подписанного представителем истицы Гайнутдиновым А.А. указано требование возложить на ответчика обязанность по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем с момента ее обращения на ее получение. Из буквального прочтения текста искового заявления следует, что фактически ставится вопрос о предоставлении мер социальной поддержки вне очереди, без соблюдения установленного порядка, что не предусмотрено действующим законодательством.
Ввиду вышеизложенного у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
В целом доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными и отклоняет, они не являются основанием для отмены решения суда, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии по доводам жалобы не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Нормы материального права, регулирующие сложившиеся правоотношения, судом 1 инстанции применены верно, в том числе и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года, поскольку им регулируется порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Ввиду того, что положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. № 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вывод суда первой инстанции об отказе Жмырко В.И., уже принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании положений жилищного законодательства, об отказе в признании за ней права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения является основанным на правильном применении и толковании норм материального права.
Не влияют на правильность принятого решения и выводы суда о том, что право на получение субсидии у истца не возникло, поскольку она не включена в сводный список в соответствии с порядком реализации права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, установленном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25.10.2010 года № 320 «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», которым утверждено «Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения».
Суд проанализировал данную норму закона, поскольку на нее ссылалась истица в исковом заявлении как на одно из оснований предоставления ей меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 11 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Жмырко В.И. – Гайнутдинова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий – п/п - А.В. Солоняк
Судьи – п/п - Ю.В. Долгополова, Л.Н.Коробейникова