Решение по делу № 2-9256/2017 от 01.11.2017

Дело № 2-9256/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А., с участием

представителя административного ответчика Гогуновой Д.Д.,

представителя третьего лица – управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" – Матюшевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 ноября 2017 года, административное дело по административному иску Соколюк Ф.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить земельный участок и компенсации морального вреда,

установил:

в производстве суда находится указанное выше дело.

На основании определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.11.2017 требования Соколюк Ф.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка на территории МО ГО "Сыктывкар" как гражданину, который имеет трёх и более детей и признан нуждающимся и о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб. выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Требования обоснованы тем, что истец состоит на учёте с 2015 года, однако до настоящего времени земельный участок не предоставлен. Полагает данное бездействие ответчика незаконным, в связи с чем считает, что имеются основания для компенсации морального вреда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» и комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Гогунова Д.Д. против удовлетворения иска возражала, указала, что участок будет предоставлен истцу в порядке очередности. Внеочередное предоставление земельных участков действующим законодательством не допускается.

Представитель третьего лица Матюшева К.А. доводы представителя ответчика поддержала.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар" представителя в судебное заседание не направил.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что истец по существу требует внеочередного предоставления земельного участка и компенсации морального вреда за незаконное бездействие по необеспечению формирования земельных участков и непредоставлению земельного участка истцу.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Соколюк Ф.А. на основании постановления администрации МО ГО "Сыктывкар № 12/3775 от 09.12.2015 включена в список граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, согласно Закону Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ по категории "граждане, имеющие трёх и более детей – родители (одинокие родители), опекуны, попечители, приёмные родители, имеющие трёх и более детей" с датой постановки на учёт ** ** ** под № ...

На момент судебного заседания 01.11.2017 Соколюк Ф.А. состояла в очереди под номером 337. По состоянию на 22.11.2017 административный истец состоит в очереди под номером 283.

Земельный участок на 22.11.2017 Соколюк Ф.А. не предоставлен.

Право истца на получение земельного участка в собственность закреплено п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает предоставление истцу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

При этом согласно ч. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми таким законом является Закон Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".

Согласно ч. 1 ст. 5(1) данного закона предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, гражданам, указанным в статье 5 настоящего Закона (далее - граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми (далее - уполномоченный орган) в пределах их компетенции в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

Указанные нормы устанавливают обязанность администрации МО ГО "Сыктывкар" обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков, то есть по существу администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана сформировать земельный участок для его предоставления. Данная обязанность лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Закон Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ в ст. 5(1) ч. 12 и 13 устанавливает, что уполномоченный орган обеспечивает мероприятия, указанные в части 1 настоящей статьи (то есть формирование земельного участка), и в течение 30 календарных дней после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет принимает одно из решений:

1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (с направлением принятого решения гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в течение 1 рабочего дня со дня его принятия);

2) об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (с направлением принятого решения гражданину с указанием всех оснований отказа в течение 1 рабочего дня со дня его принятия).

Учет граждан осуществляется путем включения их в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список). Уполномоченный орган формирует список в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления и документов, по форме согласно приложению к настоящему Закону.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что действующее законодательство устанавливает точные сроки для принятия решений в отношении сформированных земельных участков, однако срока для формирования земельных участков – не установлено.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что реализация права Соколюк Ф.А. на земельный участок возможна только в порядке очерёдности. В связи с чем в удовлетворении заявленного требования о представлении земельного участка необходимо отказать.

В части требований о компенсации морального вреда за незаконное бездействие ответчика суд исходит из следующего.

Как указано выше представление земельного участка истцу должно быть осуществлено в порядке очерёдности. Её очередь (№ 283 на момент рассмотрения дела) согласно материалам дела не подошла. В связи с этим факт незаконного бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар" по непредставлению земельного участка не подтвердился.

Бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" по формированию земельных участков может являться незаконным только при доказанности факта неисполнения административным ответчиком обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 5(1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ, в полном объёме.

Между тем, из материалов дела следует, что при постановке на учёт 13.11.2015 номер очереди Соколюк Ф.А. был 599, на 01.11.2017 – 337, а на 22.11.2017 – 283. Изложенное свидетельствует о том, что администрация МО ГО "Сыктывкар" выполняет свои обязательства по предоставлению земельных участков в порядке очередности.

Также в материалах дела имеется постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" № 3/776 от 28.03.2016, которым принято решение о разработке документации по планировке территории, расположенной в мкр. ... в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам.

Во исполнение данного был заключён контракт № ... на выполнение соответствующих работ между МБУ ..." и ИП ... Р.Л. Работы по данному контракту сданы по акту от 18.11.2016. Составлен отчёт о выполнение контракта.

Комиссией по землепользованию и застройке администрации МО ГО "Сыктывкар" 01.12.2016 дано заключение по результатам проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в ... о рекомендации утвердить данные проекты.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" № 12/4188 от 05.12.2016 утверждена проектная документация по планировке территории в ... в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В дальнейшем был заключён контракт № ... на выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учёт земельных участков на территории МО ГО "Сыктывкар" для предоставления льготным категориям граждан. ** ** ** данный контракт исполнен.

Изложенное свидетельствует о том, что администрация МО ГО "Сыктывкар" предпринимает меры по формированию земельных участков и, тем самым, выполняет обязанности, возложенные на неё ч. 1 ст. 5(1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ.

В связи с этим факт незаконного бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар" по формированию земельных участков при рассмотрении дела своего подтверждения не нашёл.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании указанной нормы компенсируется и моральный вред, причинённый в результате незаконного бездействия органа местного самоуправления.

Поскольку факт незаконного бездействия со стороны администрации МО ГО "Сыктывкар" своего подтверждения не нашёл, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований Соколюк Ф.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельного участка на территории МО ГО "Сыктывкар" как гражданину, который имеет трёх и более детей и признан нуждающимся, и о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья                 Попов А.В.    

2-9256/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколюк Ф.А.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
01.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2017Передача материалов судье
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2017Судебное заседание
22.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее